joomla

Алёна Малиновских: о проблеме современной поэзии и «Синдроме большого города»

  • Автор: Анастасия Гневашева
Понравилось? Расскажите друзьям:

   «Для начала хочу поздравить тебя с презентацией второго сборника стихов. Это очень здорово, правда! Тем более учитывая, что пишешь ты всего 5 лет», – сходу выпалила я Алёне Малиновских, молодому, но, безусловно, талантливому поэту из Санкт-Петербурга. 

Синдром большого города

   Совсем недавно Алёна Малиновских представила свой новый сборник стихов под названием «Синдром большого города». Книга содержит в себе более 60 произведений и совсем не отображает возраст молодого поэта, настолько взвешен и обдуман каждый её стих. Сама же Алёна слова «поэт» в отношении себя старается избегать: «Я видела настоящих поэтов, и это высший пилотаж! Не знаю, что должно произойти, чтобы я могла называться поэтом в полном смысле этого слова. Я просто автор строчек». 

– Алёна, расскажи, пожалуйста, о том, как прошла твоя презентация, было ли что-нибудь особенное?

– Презентацию открыла группа «Лосось Мудрости», друзья художника-иллюстратора Анны Опариной, которая оформляла книгу. Перед тем, как я прочитала несколько текстов из книги, вступительное слово сказал Дмитрий Ольшанский, известный психоаналитик, который написал предисловие к сборнику. А ещё он прочитал одно из моих стихотворений, что стало для меня сюрпризом. Выступало также несколько авторов (Татьяна Богатырёва, Ирина Волынская, Влада Королёва, Андрей Андреев, Петр Берш, Дмитрий Адемин), которые читали не только свои произведения, но и мои. То, как чувствую их я – это одно, а ведь каждый человек вкладывает в них свою интерпретацию, так что каждый в тот вечер придал иной смысл моим стихам. Также в далёком 2010 у нас с Сергеем Ткаченко (экс-Минус Один) был проект «Ломанные плоскости» (Сергей играет на гитаре, Алёна читает под неё стихи. – Прим. ред.), и спустя пять лет мы вспомнили это творчество и даже сделали новую песню. Закончилось же всё на весёлой ноте – выступлением группы «Дунаевский ORCHESTRA». Публика осталась довольна!

Алёна Малиновских– Каким образом отбирались рисунки для сборника? 

– Я спросила в паблике, кто из художников хотел бы опубликоваться в моём сборнике, и мне написало несколько человек. Но как позже оказалось, девушка, которую я выбрала, не только из моего родного города (Алёна родилась в Великом Новгороде. – Прим. ред.), но и из моей старой компании. Мы когда-то даже общались! В её рисунках мы абсолютно ничего не меняли, настолько с ней попали в унисон.

– В твоих стихах часто встречается слово «город», вот и в названии нового сборника оно… 

– У термина «синдром большого города» есть определение, по сути это одиночество в толпе. С каким бы ты количеством людей не общался, чаще всего ты всё равно один. Меня жизнь научила тому, что всё временно. Люди меняют свой ритм жизни и свои интересы, и может случится так, что тот, кто тебе близок сегодня, завтра уже станет далёким. Наверно я часто об этом думала… Ведь я переехала из своего города в Петербург совсем одна, здесь никого не было. И вот это состояние «некуда себя деть» очень мне знакомо. 

– У тебя была когда-нибудь цель стать поэтом или стихи сами нашли тебя?

– Изначально я вела блог на не очень популярном ресурсе, благодаря этому появилось много знакомых, с которыми я позже продолжала общаться по сети. Как-то, выслушивая в интернете двух поссорившихся влюблённых, стала писать одному из них. Писала по строчке, как обычно я это делаю, а потом поняла, что получился целый стих. Он, кстати, вошёл в оба сборника без изменений под названием «Давай поменяем тему». Это родило во мне любопытство. 

– Для тебя стихи стали неким хобби или уже стилем жизни? 

– Я не сижу над ними, часто стихи возникают сами по себе, прямо в офисе на работе, и я потом просто их записываю, а затем работаю над текстом. У меня интересное переплетение первой и второй книг. Стихи из первой писались с 2010 года по 2012, и позже некоторые из них мной долго «причёсывались» и в итоге вошли во вторую книгу. «Синдром большого города» стал переосмыслением старых строк. Человек растёт, в его жизни что-то меняется, и одни и те же эмоции переживаются уже по-разному. Но вектор стихов остался прежним. 

Алёна Малинвоских

– Как ты поняла, что людям интересно твоё творчество?

– Я люблю иметь личное пространство, в том числе и в сети: фотографии не выставляю, в друзья всех подряд не добавляю, даже стенка была закрыта. Потом, видимо, в контакте произошли какие-то изменения, в итоге стена стала открытой, откуда-то появились лайки. Не знаю, как народ стал находить мои стихи (Смеётся.), позже я всё же решила вынести их в отдельную группу. В итоге есть рабочая страница и личная.

– То есть ты ведёшь немного обособленный образ жизни, больше наблюдаешь за людьми и ими же вдохновляешься? 

– Не всеми, а только интересными. Для меня интересный человек – тот, который имеет своё мнение, не боится спорить и может сказать всё прямо в лицо. Например, среди поэтов есть такое явление, когда все друг с другом мило общаются, чуть ли не «целуются в дёсна», а за спиной говорят гадости. Это прогнившая дружба, да и всё отношение друг к другу рано или поздно всплывает. Человек не может со всеми дружить, это лицемерие. Диму Адемина и Таню Богатырву как раз уважаю за их честность, таких очень мало. Многие пытаются вылезти за счёт другого, мечтают стать второй Ахматовой или вторым Блоком, а надо над текстами работать, а не просто тусоваться.

– Но всё же есть такие поэты, с которыми ты не против оказаться на одной сцене. Что вас связывает, как думаешь?

– Схожесть в мировоззрении и придирчивость к текстам. Когда человек чем-то живёт, увлечён, он, на мой взгляд, становится настоящим снобом в этом направлении. Бывает, что люди начинают писать, потом бросают, отпадают. Очень много разных сообществ, и вокруг них есть «пена». А эти люди стабильны. Они разные, пишут о разном, но являются целостными личностями, не поддаются модному влиянию, политическому давлению и всегда остаются собой. Важно оставаться собой. Я обратила внимание, что многие неплохие авторы пытаются подстроиться под течение времени, под модный слог. К примеру, появилась Полозкова, – и за ней пошла волна однообразных авторов. У людей есть потенциал, но они предпочитают не проявлять своё я, в угоду моде. 

– Раскрой карты, можно ли начинающему поэтуАлёна МАлиновских пробиться? 

Можно! На самом деле, поэзии как таковой мало, в основном это рифмоплётство, да назовите, как угодно. Нормальные издания не берут всё подряд и могут отвечать на письма годами. «Нева», «Юность», – туда сложно попасть. Так что, чтобы начать делать что-то своё, надо сперва узнать, что делали до тебя. Можно ведь заниматься самообразованием. Я, например, начала обращаться к людям, которые занимаются стихами уже давно. Общалась с членами Союза писателей и получила от них рецензии на свои стихи. Честно, сначала не понимала, что делать. Переделывала их под разные мнения, а потом поняла, что надо не переделывать, а просто увидеть ошибку и исправить её. И вот я стала «причёсывать» свои стихи, убирать дурацкие частички «бы», лишние союзы и прочее-прочее. Было довольно сложно достать все старые стихи, встряхнуть их и начать совершенствовать. Кстати, до сих пор по возможности хожу на ЛИТО к Галине Сергеевне Гампер (Российский поэт, литературовед и переводчик. – Прим. ред.)

– Есть ли у тебя уже планы на будущее? 

– С января я написала новых 15 стихов, можно уже начинать собирать новую книгу, даже рабочее название есть. Целых три! (Смеётся.) Но когда я возвращаюсь к ним, понимаю, что это всё не то. 

– Как родные относятся к твоему творчеству и как удаётся его совмещать с материнством и работой?

– Родные хорошо относятся. А на работе я ещё занимаю руководящую должность! У меня ведь вся семья трудоголиков, и если я ничего не делаю – значит я умерла. Ведь есть какие-то передышки, промежутки в работе, тот же обед, например, и этого мне вполне хватает.

– Не собираешься ли писать детские стихи?

– Я написала для своего ребёнка колыбельную, но конкретных планов на детские стихи у меня нет. Да я вообще стихи не планировала писать. (Смеётся.)

Алёна Малиновских

– Какие поэты тебя вдохновляют и какие книги тебе нравятся больше: бумажные или электронные?

– В дороге, конечно, удобнее брать электронные, но больше люблю печатные. А вдохновляют Пастернак, Йейтс, Блок; мне очень близка Цветаева, я всегда поражалась тому, как она писала. Насколько откровенные у неё эмоции, как слеза. Из современников же нравится Нина Савушкина. А вообще я никогда не увлекалась личностями поэтов, только их стихами. Ещё, кстати, меня вдохновляет проза. Например, произведения Ремарка, Жан-Поля Сартра. На удивление, меня вдохновила книга Генриха Бёлля «Где ты был, Адам?», несмотря на то, что она о войне, а эта тема для меня слишком тяжелая.

– Будем надеяться, что и ты в будущем будешь кого-то вдохновлять! Напоследок, что ты можешь пожелать всем начинающим поэтам? 

– Учиться, учиться и ещё раз учиться. (Смеётся.) Быть собой! Изучать стихи хотя бы серебряного века. 

 


Портал Субкультура