В 2017 году в прокат вышла «Тюльпанная лихорадка» – костюмная мелодрама с Алисией Викандер и Дейном ДеХааном. Вышла, надо признать, неоправданно скромно: проект фильма открыли еще в 2004-м, за это время история любви на фоне голландской тюльпаномании сменила четырех режиссеров, несколько актерских составов, миновала финансовые трудности и разгром от фокус-группы, из-за которого премьеру пришлось отложить на два года. По случаю вспоминаем самые интересные кинематографические долгострои – десять фильмов, каждый из которых снимался больше десяти лет.
С широко закрытыми глазами» (1999): больше 10 лет
Стэнли Кубрик заинтересовался повестью Артура Шницлера «Новелла о снах» в шестидесятых, задумал экранизацию в восьмидесятых (со Стивом Мартином в главной роли), начал съемки в девяносто четвертом, растянул их до девяносто шестого и монтировал до девяносто девятого. Непосредственный съемочный процесс занял четыреста дней – результат, вошедший в Книгу рекордов Гиннеса. Николь Кидман и Том Круз подписали открытый контракт – обязались участвовать в проекте, столько сколько потребуется. Перфекционист Кубрик постоянно изменял сценарий, увольнял актёров и брал на их роли других: Дженнифер Джейсон Ли уже закончила съёмки, когда режиссер решил заменить её другой актрисой. Кубрик скончался через четыре дня после окончания монтажа. Однако среди киноэкспертов бытует мнение, что это вовсе не конечный вариант монтажа, и, возможно, если бы не смерть великого режиссера, мир увидел бы совершенно другое кино.
«Рёв» (1981): 11 лет
Режиссёр Ноэль Маршалл и актриса Типпи Хендрен задумали снять фильм «Рёв» на отдалённой ферме на краю пустыни Мохаве в окружении своих домашних… львов. Пара переехала на отшиб после жалоб соседей, когда количество диких кошек в доме Маршалла и Хендрен стало увеличиваться. Первый питомец семьи лев по кличке Нил однажды даже попал на страницы журнала «LIFE». Съемочный график триллера о единении человека с природой «Рёв» был рассчитан на три месяца. Но планам режиссёра и актрисы о быстрых съемках не суждено было сбыться. Актёры фильма постоянно оказывались в больнице с травмами, полученными от хищников, а ведь на съемочной площадке побывало, ни много ни мало, сто тридцать диких кошек. А после четырёх лет съемок на окрестности обрушилось наводнение, уничтожив декорации, ферму и отснятый материал. Производственный процесс пришлось начать с самого начала, в общей сложности потратив на съемки одиннадцать лет, и хотя фильм не оправдал ожидания зрителей и получил массу негативных отзывов критиков, он вошёл в историю кино как «самый дорогой домашний фильм».
«Отрочество» (2014): 12 лет
На момент начала съемок «Отрочества» исполнителю главной роли Эллару Колтрейну было семь лет, а к завершению актёру исполнилось восемнадцать. Это, впрочем, тот редкий случай, когда «так и задумывалось». По замыслу режиссёра Ричарда Линклейтера фильм должен был рассказывать историю маленького мальчика и его семьи на протяжении двенадцати лет. «Я всегда хотел рассказать историю родителя и ребенка через призму отношения и видения мальчика, который растет, заканчивает школу и идет в колледж», — говорил тогда Линклейтер. Конечно же, воплощение столь длительного проекта не могло не столкнуться с трудностями. Дочери режиссёра Лорелей Линклейтер, сыгравшей сестру главного героя, попросту надоело сниматься в фильме. К счастью, девушку удалось переубедить. В итоге потратив на съемки колоссальное количество времени, отказавшись от грима и дополнительных актёров, Линклейтер смог создать один из самых удивительных фильмов, как минимум, года: издание Los Angeles Times даже сравнило картину со своеобразным воплощением «Шоу Трумена» в реальности.
Кровавый чай и красная ниточка» (2006): 13 лет
Случалось ли вам видеть полнометражный фильм, роли в котором исполняли куклы? В 2006-м году американская художница Кристиан Седжавски наконец закончила работу над 71-минутным фильмом, используя технику кукольной анимации. На этот трудоёмкий процесс создательница киноленты потратила тринадцать лет. Однако по словам самой Седжавски, её эта работа нисколько не измотала. Напротив, художница уверяет, что «Кровавый чай и красная ниточка» – это первая часть трилогии, и в будущем зрители увидят продолжение противостояния белых мышей и Существ. Правда, как скоро следующие части сказки для взрослых выйдут на экраны, Седжавски не уточняла.
Читайте также
«Трудно быть богом» (2014): 14 лет
Основанный на одноименной научно-фантастической повести братьев Стругацких фильм должен был появиться на экранах значительно раньше. Первый сценарий фильма был написан режиссёром Алексеем Германом вместе с Борисом Стругацким в далёком 1968-м году, а в августе того же года киностудия дала разрешение на съемки. Но из-за начавшейся операции «Дунай» — вторжение в Чехословакию войск СССР и других стран Варшавского договора, Герману не разрешили снимать фильм. Работа над картиной возобновилась в 2000-м году и закончилась в 2013-м (с 2006-го по 2013-й год шло озвучивание картины), затяжной производственный процесс создатели киноленты объясняли финансовыми трудностями и проблемами с озвучкой: киноязык, выработанный режиссером к поздним фильмам, предполагал звуковое пространство носителем чуть ли не большей информации, чем пространство визуальное. В феврале 2013-го года Алексей Герман скончался, так и не успев закончить фильм, работу над картиной «Трудно быть богом» доделал его сын Алексей Герман-младший.
«Огненное озеро» (2006): 16 лет
Во время съемок «Американской истории Х» в середине девяностых режиссёр Тони Кэй вплотную работал над документальным фильмом «Огненное озеро». В черно-белой документалке с разных точек зрения рассматривается проблема абортов. На сбор материала для фильма у режиссёра ушло шестнадцать лет. Кроме того, здесь Кэй выступает не только в роли режиссёра, но и инвестора –средства в бюджет фильма поступали прямиком из личного кармана Кэя. И хотя кинолента не вошла даже в число номинантов на «Оскар», ряд кинокритиков называют этот документальный проект одним из лучших фильмов 2007-го года.
«Аватар» (2009): 16 лет
Идея поведать миру историю о фантастической планете, населенной необыкновенными существами, пришла в голову Джеймсу Кэмерону ещё в девяностые годы. Режиссёр черпал вдохновение из каждой фантастической книги, прочитанной в детстве. Уже в середине девяностых Кэмерон написал 80-страничный сценарий к будущему фильму, планируя начать съемки к 1997-му году, при этом с использованием сгенерированных компьютерных изображений и актёров. Однако недостаточное развитие компьютерной графики в те годы не позволили Кэмерону воплотить проект в жизнь, и съемки «Аватара» пришлось отложить на неопределённый срок. Проект возобновили в 2006-м году. И хотя современные технологии сделали значительный скачок вперёд, Джеймсу Кэмерону пришлось знатно потрудиться – от детальной проработки внешнего вида инопланетян и флоры и фауны планеты Пандора до создания собственного языка племени нa`ви (многое взято из амхарского языка эфиопов и маори). Шестнадцатилетняя дорога на экраны принесла «Аватару» звание самого кассового за всю историю кинематографа фильма – сулимый зрителями и прессой «Оскар», правда, увела у Кэмерона его бывшая жена Кэтрин Бигелоу со своим «Повелителем бури», снятым в грязной документальной манере и стоившим в шестнадцать раз дешевле.
«Кофе и сигареты» (2003): 18 лет
Много сигарет, много кофе, разговоры «ни о чем», одиннадцать не связанных между собой эпизодов. В каждой короткометражке музыканты, шоумены и актёры в игровой манере ведут беседы, шутят, размышляют о жизни, ссорятся и иронизируют. Игги Поп и Том Уэйтс выкуривают сигарету в честь того, что бросили курить, а актриса Рене Френч сожалеет, что официант подлил ей кофе, ведь в кружке он «был правильного цвета, вкуса и правильной температуры». Сложно поверить, но на создание такого фильма у Джима Джармуша ушло восемнадцать лет. Впрочем, эта история куда как менее драматична, чем все остальные здесь. Приятный и стильный фильм Джима Джармуша начался в 1986-м с короткометражки «Strange to Meet You». Тогда актёры Роберто Бениньи и Стивен Райт полностью сымпровизировали весь диалог. Джармуш так увлекся идеей, что продолжил снимать короткометражные фильмы, объединённые двумя вещами: кофе и сигаретами – а в 2003-м просто объединил все фильмы в одну антологию.
«Чудо-женщина» (2017): 21 год
Названная многими критиками «лучшей частью вселенной DC», кинолента находилась в разработке с 1996-го года. Руководство «Чудо женщины» постоянно менялось, как и претендентки на роль королевы амазонок Дианы, ведь каждый режиссёр видел Чудо-женщину по-своему. В то или иное время ей могли стать: Ева Грин, Кейт Бекинсейл, Сандра Буллок, Миша Бартон, Рэйчел Билсон, Кристина Хендрикс, Кристен Стюарт, Анжелина Джоли – и другие голливудские дивы. Однако в 2014-м году роль утвердилась за израильской актрисой Галь Гадот. К слову, подготовка самой Гадот к съемкам длилась около девяти месяцев – за это время актриса набрала восемь килограмм мышечной массы, чтобы соответствовать своей атлетичной героине.
«Синематон» (2016): 32 года
В отличие от остальных долго снимающих режиссеров, Жерар Курант занимался переработкой количества в количество же: «Синематон» длится 197 часов. Бессюжетная документалка, снимавшаяся с 1978-го года, состоит из трех тысяч беззвучных крупных планов, взятых на три минуты двадцать пять секунд каждый: вот Жан-Люк Годар задумчиво курит, а вот Терри Гиллиам поедает купюру в сто франков – и так далее – без малого три тысячи человек. Действия в кадре определяются самим портретируемым; каждый титруется временем и местом, когда был снят. Впрочем, любимым своим героем, при всех поучаствовавших небожителях, Курант называет самого на момент съемок неизвестного – семимесячного ребенка.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!