joomla

Мир, увиденный сердцем

Понравилось? Расскажите друзьям:
о книге Олены Ростовой «Пусть строчки так легки, но в них – всей жизни суть» (Стихи. М., Продюсерский центр Александра Гриценко, серия «Новые поэты России», 2015). 
 
Ростова с книгой
 
Прекрасная, составленная из четырёх концептуальных календарных разделов (зима, весна, лето, осень) поэтическая книга. Доверчивые, женственные, подобно весенним цветам, стихи. Любопытная находка – книга составлена в стиле «девичьего альбома». Полагаю, это замысел автора, что заметно и в названии. Известно, что девичьи альбомы девятнадцатого века и «тетради» юных дам двадцатого столетия – одновременно прекрасная хроника и собрание автографов замечательных людей. Именно по девичьим альбомам восстанавливается речь эпохи и её персонажи, это подлинные документы. Если говорить об искренности стихов Олены Ростовой, то именно так: её «Строчки» с дотошностью датчика времени фиксируют происходящее и происшедшее. Но вот снова начинаешь читать стихи – какая плавность, открытость к читателю! Действительно: стихи-цветы. В альбоме порой встречаем то сухой лист, то кипарисную ветку. Возможно, ещё хранящие прежний аромат. Здесь из каждой страницы смотрит живой цветок! Немножко пугает, немножко стыдно смотреть на его утреннюю неприбранность. Но он живой! Мало того, это поющий цветок.
 
Олена Ростова
 
В стихотворениях этой книги (почти в каждом) прослушивается негромкая, но запоминающаяся мелодия, которую слова - подчёркивают, а ритм передаёт с высокой точностью. Вот поэтесса разговаривает с дождём и находит для него много (сотню!) ласковых названий. Мелодия здесь рождается из звука капель, да и ласковые имена дождя – тоже. Вот стихотворение бежит по улице или по коридору в преддверии рождества, рассыпая подарки и открытки. У стихотворения не хватает рук, чтобы все удержать. Поэтесса слышит бег, следует за учащённым дыханием стихотворения и – записывает.
 
Ростова_2
 
Конечно, это песенки. «Детство убегает… по тропинке»! У этого стихотворения подзаголовок: песня. Вспоминается: «Куда уходит детство?» Зацепина и Дербенёва, в исполнении Аллы Пугачёвой. Героиня песни Олены Ростовой ещё юная. Ей ближе именно детство, чем «взрослая» жизнь, о которой она не всё знает. В известной советской песенке речь идёт от лица взрослого человека, обременённого заботами. Детство – не столько мир беззаботности, сколько мир яркий, полный звуков и цветов, которые уже не может видеть взрослый человек. Детство - мир чистоты и ясности. Героиня стихотворения Ростовой – почти ребёнок, для неё этот мир ещё не закрыт. «Детство» говорит с читателем – стихотворение говорит с читателем! Доверчиво, но старается выглядеть строго и важно. Юная интонация свойственна и многим другим (почти всем) стихам Олены Ростовой.
Особенность этих стихов в том, что они кажутся записанными едва не на коленке. Ночью в вагоне, в кресле самолёта, за пультом на дежурстве. Приснилась бабушка, поэтесса проснулась, стучат колёса – и вот оно, стихотворение. Чем-то напоминает бабушку, сидит напротив и смотрит. В этих стихах есть упорная, очень пластичная, невзыскательная жизнь. Они прорастают, ветвятся, набухают их почки, потом они (стихи) зацветают, цветы осыпаются – и наступает тишайшая вселенская осень. А именно изображение осени поэтессе удивительно удаётся. Яблоко крепится к яблоку, слово к слову, свободно, без лишнего напряжения, не форсируя голос стихотворения
 
Ростова 3
 
Поэтесса пишет о том, что ей дорого и что видит. Как шаманка. Сравнение далеко не наивное. Шаманка кажется простоватой, даже не очень умной учёному посетителю стойбища. Но глаза её сердца видят гораздо яснее, чем глаза городского жителя. Вспоминается крылатое высказывание Сента Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце». Стихи Олены Ростовой – мир, увиденный сердцем. 
В предисловии поэтесса рассказывает о родном городе – Ростове-на-Дону. Это казачья земля. Донские казаки и сейчас славятся удивительной музыкальностью и терпким чувством юмора. Поэтесса оправдывает заявленное в предисловие казачество. Стихи, подкупающие естественностью, при вслушивании – довольно тонко ритмически организованы. Порой даже легко представить, какие именно инструменты (клавишные, гитара, мелотрон) подошли бы к данному стихотворению. И порой слышишь звуки этих инструментов. В стихотворении памяти певицы Уитни Хьюстон чередование звуков поразительно напоминает знакомую многим и любимую песенку, ставшую чем-то вроде визитной карточки Уитни. Такие стихи-тексты наговариваются на диктофон, пока никого нет в студии, в перерыве, в бессоннице. «Бессонниц, лёгких вдохновений» … Поэтесса, если судить по стихам, перемещается с места на место. Сегодня – зимняя сказка, завтра – весна. Сегодня – бабушкин дом, завтра – далёкая Испания. Не стоит забывать о глазах сердца, которые никогда не бывают закрытыми, даже во сне. Сердце – место, где можно остаться наедине со всем, что дорого и беседовать вне времени и пространства. В толкотне аэропорта, на съёмках - достаточно только посмотреть глазами сердца внутрь себя. И суета отступает. Расцветает ещё один цветок.
 
Ростова 4
 
Мелодия этих стихов по-сказочному девичья, премудрая. В ней чувствуется мягкая сила, то поддерживающая, то подталкивающая. Интонации меняются как погода осенью: от утешающей колыбельной до рок-н-ролла - всего пара строк. Поэтесса может спеть и новогоднюю открытку, и портрет возлюбленного, не сфальшивив. Может потому и не фальшивит, что не старается петь намеренно артистично, громко.
Полагаю, читателя ждёт неожиданный стихотворный подарок. Подарок – уменьшительное от: «дар», частица дара. Большого музыкального и словесного дара, осветившего собою страницы этой книги-альбома.
 
Анна Северянин


Портал Субкультура