joomla

Татьяна Бирюза: «Мы стали забывать, что такое добро»

Понравилось? Расскажите друзьям:
 
Настоящая любовь, бескорыстная дружба, взаимная поддержка и сострадание, уважительное отношение к истории и героизму предков, бережное отношение к природе, уважение к старшим и защита слабых – эти вечные духовные ценности нашли свое отражение и обрели форму и образы, понятные для детского восприятия, в новой книге Татьяны Бирюзы «Добрые стихи для детей. Счастливые детки».
Татьяна родилась в г. Бресте, в небольшом уютном городке с самобытной историей и героической Брестской крепостью. После окончания школы поступила в Московский институт управления им. С. Орджоникидзе на экономический факультет (Московский государственный университет управления). А дальше, как у многих… Замужество, рождение детей, семейные заботы и жизненные хлопоты, нагрузки на работе, учеба, повышение квалификации. Но пришло время сделать маленькую «остановку для души», для творчества, о котором она всегда мечтала.
И сегодня перед нами – член Российского союза писателей, кандидат Интернационального Союза писателей и автор творческого проекта «Добрые стихи для всей семьи», основной и главной частью которого является блок «Добрые стихи для детей».
 
 
– Здравствуйте, Татьяна! Если не секрет, скажите, Бирюза – это фамилия или творческий псевдоним?
 
Татьяна Бирюза – это мой творческий псевдоним, который я выбрала не случайно. Многие задают мне этот вопрос: «А почему Бирюза?» И мой ответ вылился в стихотворение:
 
Почему Бирюза?
 
Что для меня так дорого и мило,
И где душа моя легка,
Что наполняет, дает силы?
Так это – неба бирюза!
 
И моря синие просторы,
И океанская волна
Даёт душе моей восторги!
И это – тоже бирюза!
 
Я с детства помню: луг зелёный
И васильковые поля,
И колокольчиков звон тонкий,
И это – тоже бирюза!
 
И помню: с бабушкой по тропам
Вдвоем шагали босиком...
За самой вкусной родниковой
Небесно-голубой водой!
 
Родник я помню, не забуду,
И вкус запомню навсегда,
Ведь это тоже сердцу мило,
И это тоже – бирюза!
 
И самое родное с детства,
Что в сердце нашем навсегда...
Так это мамин взгляд, конечно, –
Небесной бирюзы глаза!!!
 
И белоснежная берёзка,
Склоняя ветви над водой,
Поёт о Родине любимой –
Сверкая нежно бирюзой!
 
Наверно, в этом есть загадка,
Наверно, в этом и ответ,
В небесном цвете – Божья милость,
В зелёном – вся земная твердь,
 
Что для меня так сердцу мило,
И где душа моя легка...
Объединила и сплотила –
И мой ответ был – Бирюза!
 
– 1 июня 2014 года в День защиты детей стартовал Ваш творческий проект «Добрые стихи для всей семьи». Почему именно этот проект, и в чем его особенность?
 
Дети – это наше будущее, и задача для нас, взрослых, – формировать это будущее уже сегодня. Эта задача посильна каждому в меру его сил и возможностей, главное – не оставаться безразличными и безучастными. Ведь как важно сегодня закладывать кирпичики будущего в соответствии с добрыми и правильными ценностями, чтобы оградить детей от влияния окружающего негатива, научить их добру, дружбе, внутренней красоте, чтобы они стали достойными творцами нашего и своего собственного будущего.
Современный мир живет в таком темпе, что зачастую у нас нет времени на то, чтобы говорить и писать о главном – о добре, любви, дружбе. Однако именно сегодня очень важно находить время для того, чтобы научить детей добру, уважению, привить им настоящие жизненные ценности.
Среди агрессии, наполнившей современный мир, негатива, стресса, лицемерия, которыми напичканы телепередачи, фильмы, мультфильмы, агрессивные детские компьютерные игры, детям необходимо дать верный вектор, указать им ту дорогу, которая поведет их в правильном направлении и поможет стать счастливыми.
Участие в возрождении главных жизненных ценностей – именно эта цель лежит в основе создания серии «Добрые стихи для всей семьи», главной частью которого является блок «Добрые стихи для детей».
 
– Писать для детей очень сложно. На мой взгляд, с этим нужно родиться и оставаться в душе ребенком до конца своих дней. Почему Вы выбрали детскую поэзию?
 
– Для детей писать не сложно, но очень ответственно. Важно, чтобы стихи приходили из сердца и души, были искренними и такими же лёгкими и открытыми, как сами дети. Ведь стихи с точки зрения ребёнка – это волшебная игра слов, весёлая и очень познавательная, и здесь не должно быть искусственных эмоций и фальши, дети это очень тонко чувствуют.
Оставаться в душе ребёнком и не утратить способность видеть мир глазами детей мне помогают мои дети. Когда они были маленькими, мы вместе любили ходить в книжный магазин за новыми книжками, но уже тогда, в 90-е годы, детские полки были полупустыми, выбор был небольшой. А так хотелось почитать детям что-то более современное, но новые авторы не появлялись. Уже тогда я начала придумывать маленькие сказки детям на ночь, весёлые четверостишья, им это очень нравилось. Но о написании детских книг я тогда и не думала. Старшие дети выросли на любимой и доброй классике – это стихи Агнии Барто, Самуила Маршака, Корнея Чуковского, Даниила Хармса.
В современном мире уже с новой силой звучат те самые простые слова из старых любимых мультиков: «Это мне? Тебе! А за что? Просто так!», или «Медвежонок говорил, говорил, а Ёжик думал: «Всё-таки хорошо, что мы снова вместе!» Вот так букетик простых полевых цветов, подаренный «просто так», или преданная дружба Медвежонка и Ёжика, такие простые, но важные примеры, могут сыграть огромную роль в формировании мировоззрения маленького человечка. И, наоборот, агрессивные и циничные компьютерные игры, мультфильмы могут вырастить на своих негативных примерах страшные всходы. Ведь дети впитывают все, что происходит вокруг, и для них эти примеры, в том числе из детской литературы, служат примерами для подражания.
Неожиданно для себя самой я начала писать весёлые и добрые стихи. Постепенно пришла к такой необычной для себя, но очень ответственной роли – автора добрых стихов для детей. И, чтобы внести свой маленький посильный вклад в возрождение истинных ценностей, открыла свой творческий проект  «Добрые стихи для всей семьи». Его основная часть – «Добрые стихи для детей», посвящена она детям.
 
 
– Какие художественные приемы Вы используете, чтобы заинтересовать ребенка и привлечь его внимание?
 
– Чтобы привлечь внимание ребёнка, прежде всего надо быть искренней и естественной и обязательно научиться говорить на «детском» языке: «Я сегодня иду в школу, захожу в любимый класс, а там девчонки-приставучки, и я вдруг стал Дико…образ!», и дети от души смеются, потому что узнают себя, как будто это они сами придумали и рассказывают забавные истории из своей жизни. Но стихи для детей должны быть не просто весёлыми. Такие стихи быстро надоедают, поэтому я закладываю в простые рифмы и сюжеты глубокий смысл, чтобы ребёнок подумал – а почему так? – и мог развивать способность анализировать и видеть в плохом что-то хорошее. И, наоборот, чтобы развивать с детства умение чувствовать и уметь формировать свое личное мнение. И Баба Яга может быть весёлой и доброй, и Кощей Бессмертный может забыть про свои сундуки и помчаться за своей Бабой Ягой, веселить детишек! А детям очень интересно, когда что-то происходит яркое и необычное, что заставляет подумать и проанализировать, а значит, развиваться и не стоять в рамках установленных шаблонов. В своих стихах я тоже пытаюсь уйти от шаблонов, ищу новое для развития, часто экспериментирую, используя «неправильную» рифму (пример из стихотворения «Весёлая Баба Яга»: ура – Яга). Стараюсь находить свою мелодику и рифмы, схожие с народными, более глубинными. Дети очень чутки к ритму и совпадению именно звуков, их притягивает сама мелодика речи. Если рифма точная, ребёнок воспринимает её как должное и быстро ему становится все понятно и скучно – «мама-рама». Но если там, где ожидается точное совпадение, вдруг возникает картавый неточный звук («р» порой звучит как «г»), дети начинают настраиваться на более тонкие звучания. Такая лёгкая «рассогласовка» часто возникает в народных песнях, с которыми у детских стихов самая прямая связь. Такая «игра» помогает развить мышление и укрепить память с детства.
Чтобы ребёнку не было скучно, «Добрые стихи для детей» наполнены сюжетными стихами, близкими к народному стилю, задорными и весёлыми, иногда озорными, но в них всегда есть маленькая загадка, которая заставляет задуматься и в форме забавной игры даёт простор воображению и помогает ребёнку стать сильнее, немного взрослее и, главное, духовно богаче.
Практически каждое стихотворение было задумано, как красочный мультфильм со своей маленькой яркой историей: «Заболел вдруг зубик сильно у Заиньки малютки! Он не слушал мамочку – и не чистил зубки!» или «Ну и что, что Он – Цыплёнок! Ничего, что маленький! Но зато уже с пелёнок смелый и удаленький!»
 
– Ваши любимые детские писатели и поэты? Какие из их произведений Вам особенно дороги?
 
– Это та классика, на которой выросли многие поколения, и она продолжает питать и современных малышей своей энергией доброты и тепла, которых так не хватает в современной литературе для детей.
Корней Чуковский – «Айболит», «Мойдодыр», «Муха Цокотуха», «Бармалей»; Самуил Яковлевич Маршак – «Двенадцать месяцев», «Вот какой рассеянный»; Эдуард Николаевич Успенский – «Крокодил Гена и его друзья» «Трое из Простоквашино; Агния Барто – «Бычок», «Снегирь», «Болтунья»; творчество Генриха Сапгира, написавшего сценарии «Паровозик из Ромашково»; Астрид Линдгрен – «Карлсон», «Пеппи Длинный чулок»; Григорий Бенционович Остер – один из моих любимых детских писателей, произведения которого интересны не только детям, но и взрослым. Талантливый автор, сценарист мультфильмов: «Обезьянки», «Котенок по имени Гав», «38 попугаев», «Попался, который кусался» – все эти мультфильмы сняты по его сценариям, а «Вредные советы» – это книга, получившая огромную популярность.
Можно перечислять бесконечно, вспоминая ту радость, которую приносили эти светлые авторы и их произведения в мой мир детства, не утратив и сегодня свою актуальность.
 
– Как удалось сделать шаг из «взрослого» языка в «детский»?
 
– Мы часто говорим детям: «веди себя, как большой, будь взрослым», а сами во взрослой жизни часто забываем, что все мы «родом из детства». Как важно взрослым не терять способность видеть мир глазами ребенка, искренне радоваться, удивляться и видеть позитивное даже в самом простом и обычном! Я попробовала сделать этот шаг «обратно в детство» и посмотреть на мир глазами детей и рассказать о нём на «детском» языке – открытом, простом и радостном. Надеюсь, у меня это получилось. «Воздушные пузырики летят, переливаются, в них маленькие гномики, смеются, улыбаются! И хлопают пузырики в волшебные ладошки…»
Главный секрет в написании детских стихов открыла давным-давно Агния Львовна Барто: «Стихи, написанные для детей, должны быть неистощимо молоды».
 
– В Вашей книге много забавных иллюстраций. Как они появились? Кому принадлежат эти «мультяшные» картинки?
 
– При поиске иллюстратора к стихам я стремилась сохранить основную идею проекта – создать свой стиль, в том числе и в иллюстрациях: добрый и лёгкий, не навязчивый и яркий, как в современных книжках. Чёрно-белые рисунки позволят ребёнку самому пофантазировать, а может, и раскрасить прямо в книжке и получить свой яркий мир, наполненный своим трудом и желанием его оживить и украсить. Поэтому из многих эскизов я выбрала именно иллюстрации Натальи Макаренко, которая великолепно справилась с этой задачей. Каждый рисунок получился очень светлым и добрым, но со своим ярким характером и харизмой, несмотря на черно-белое оформление.
Вместе с Наташей мы готовим второй выпуск «Добрые стихи для детей. Добрые сказки», который уже будет наполнен красками. Весёлые персонажи Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч оживут на страничках небольших детских книжек уже в цвете. Это будет красочно и весело!
 
Иллюстратор детских книг Наталья Макаренко о себе:
Родилась в семье художников и с детства знала, какую профессию выбрать. Детской иллюстрацией занимаюсь уже больше 10 лет и очень люблю свою творческую работу. Мне кажется, что моя задача – это создание добрых иллюстраций, способных вызвать улыбку. Надеюсь, я с этим справляюсь.
 
– Есть ли в книге стихотворения, посвященные членам Вашей семьи? Если есть, то какие и о ком?
 
– Все мое творчество посвящено моей большой семье. Конечно, в книге есть стихи, посвященные членам моей семьи. Но в основном в моих стихотворениях живут литературные герои, которые узнаваемы многими мамами и папами. В стихотворении «Доченька моя» я обращаюсь к своей доченьке «Я так ждала тебя, моя малышка», но в этих строчках многие мамы узнают свою доченьку, а в стихотворении «Бука» – свою любимую и иногда чуть вредную Буку. В серии «Весёлые каникулы» можно узнать озорного мальчишку, которому всего 8 лет, и он так похож на многих таких же мальчуганов, такой же весёлый и озорной, но это литературный герой, собирательный образ. Многие стихи написаны от его имени «Я иду сегодня в школу, захожу в любимый класс, а там девчонки-приставучки, и я вдруг стал Дико…образ». Очень весело и забавно рассказывать истории от его имени, детям очень нравится такой «детский» рассказ о них самих, как будто это они сами придумали и рассказывают о себе.
 
 
– В Вашей книге есть серия «Колыбельные Баю-Бай». А Вы сами пели колыбельные своим детям?
 
– Укладывая маленьких детей спать, каждая любящая мама поет колыбельные песни своему малышу, и неважно, обладает она голосом или нет, колыбельная всегда звучит нежно и ласково – это самое важное. Это может быть и простое «баю-баюшки-баю», или настоящая колыбельная песня с маленьким сюжетом, которые есть в серии «Колыбельные Баю-Бай», малышам это всегда нравится и настраивает на сладкий сон.
 
– Каким Вы представляете своего «маленького читателя»?
 
- Мой маленький читатель – любознательный и очень пытливый, ему все интересно в этом огромном мире разносторонней информации. Современный «маленький читатель» впитывает огромное количество информации через планшеты, телефоны, детские компьютерные игры, телепередачи, которые стали доступны детям с раннего возраста. Но книга для него – это отдельный мир созидательного творчества, в котором он сам волен решать и делать выводы из прочитанного. Книга – это маленькая остановка для души, которая питает и помогает стать духовно богаче и сильнее.
 
– Как бы Вы продолжили фразу: «Меня радует в детях...»?
 
– …искренность чувств и эмоций, умение любить «не за что-то, а просто так», стремление к познанию мира, умение искренне радоваться любым мелочам, бесконечная энергия и многое-многое другое, что, к сожалению, утрачивается часто во взрослой жизни.
 
– Как Вы относитесь к высказыванию К.И. Чуковского о том, что «по-настоящему ведет за собой та книга, из которой читатель делает выводы сам. Только такая книга влияет на его поведение»?
 
– Полностью согласна, особенно, если это детская литература и читатель – ребёнок, который всё впитывает из окружающего мира, как хорошее, так и плохое и совершенно не переносит никаких нравоучений и жестких установок. Это скучно и неинтересно для него и кроме, как «сделать наоборот», никаких чувств у ребёнка не вызывает. Книга должна стать другом, искренним и позитивным, забавным и весёлым, мудрым и откровенным, настоящим помощником, который поможет развиваться ребенку, чтобы стать сильнее и духовно богаче.
 
 
Читая «Добрые стихи для детей. Счастливые детки», выводы каждый ребёнок и их родители взрослые сделают сами. Здесь нет нравоучений и рекомендаций, но есть главное – доброта и любовь.
 
Не бывает плохих деток,
Вредных не бывает…
И собачка без причины
Никогда не лает.
 
– Как читатель благодарю вас за интересную, забавную, шуточную книгу. Она, хоть и ненадолго, но возвращает нас в такое далёкое беззаботное «Детство». А как мама признаюсь, что во многих ваших стихотворениях я находила свою «Малышку», «Буку», «Одуванчика», «Цыпленка».
 
Елена Дектярёва
 


Портал Субкультура