joomla

А тебе не все равно? Обзор романа Стивена Кинга «Доктор Сон»

Понравилось? Расскажите друзьям:

Доктор СонВ 1977-м году Стивен Кинг пишет роман «Сияние», который становится едва ли не самым известным произведением автора. В 2014 на книжных полках можно увидеть «Доктор Сон», продолжение «Сияния». И как уже теперь мягко настаивает сам Стивен Кинг, опираться на экранизацию Стэнли Кубрика не стоит, так как «Доктор Сон» - продолжение исключительно книжной истории.

Дэнни… Смышленый мальчик с даром сияния, переживший ужасы «Оверлука». У него должно было все сложиться как нельзя лучше, или он сошел с ума и теперь, спасаясь от призраков прошлого, сидит на антидепрессантах? Тут смотря у кого спросить. Дэниел Торранс работает в хосписе и знаменит тем, что может скрасить последние минуты умирающих пациентов – за что и получил свое прозвище – Доктор Сон. Он повзрослел и спился, прячась от призраков прошлого. Поправка. Пряча призраков прошлого. У него есть своя методика – закрывать их в ящиках своего сознания. Исчезают ли они после этого? А тебе не все равно?

«Он был и хорошим, и плохим, а я любил его за все сразу», - говорит Дэн Торранс Билли о своем отце. Линия проблем наследственности проведена, но на ней никто не зацикливается. Это типичные мысли детей пьющих родителей – «я никогда не буду пить». А лет через пятнадцать начинают счастливую пьяную дорогу к белой горячке. Со временем мало что меняется так, как нам хочется.

Страхи внутри тебя довольно скучная тема, потому что «внутри» не получится. Все людские страхи зачастую имеют исключительно «внешнюю» сторону. Страхи, к примеру, очернить душу ложью… Да сейчас это просто смешно! Такое кануло в небытие уже очень, очень давно. Теперь в панику может вогнать ночное переедание, недосып или нахождение не в чести у вездесущего общественного мнения. Между внешним и внутренним уродством чаще выбирают не внешнее. По сути, ты должен делать то, чего от тебя хотят другие. Поощряй людские интересы хотя бы внешне. О, поверь, внешне вполне достаточно. В таком случае правда ли то, что лишь кажется правдой? А тебе не все равно?

Но не Дэн Торранс в романе главная фигура – это место отведено его протеже – Абре. Хотя она скорее протеже Кэрри. Разница в воспитании. Если сравнивать, то у родителей Абры Стоун понимание просто зашкаливает. И если в Кэрри жил дух борьбы, направленный на мать и агрессивно настроенное окружение, то у Абры скорее комплекс неполноценности, заставляющий закапывать свой дар глубоко в сознании, чтобы избежать нервных срывов родителей – им ребенок нужен был без этих «фокусов», а получились то, что получилось. Она крайняя сторона добродетели, есть и обратная сторона. Истинный узел. Люди (люди?), живущие в этом мире веками. За время своего существования обзавелись странными кличками в стиле прозвищ диджеев на радио. Несолидно как-то. Да какого черта? У них свой мир, и они живут болью умирающего сияния. Люди они после этого, живые ли они после этого? А тебе не все равно?

Дар Абры не прошел мимо них, Истинный узел растил ее как корову на убой (Абра «сияла» с рождения), чтобы потом поглотить больше мяса, в данном случае, пара. При всем ужасе происходящего ситуация складывается забавно: Истинный узел под угрозой исчезновения из-за кори. Какая чума, мировые катастрофы или дефицит лохов (лохами истинные называют всех людей, независимо от того, «сияет» человек или нет). Нет, обычная корь убивает их одного за другим. Роза-в-Шляпе, Ворон, Русская Баба, Барри Китаец, Змеючка Энди... Эти антагонисты выглядят одинаково, в конечном счете. История Энди начинается с рассказа о девушке, обладающей даром внушения и усыпления, но заканчивают ее же угасанием как потенциально интересного персонажа. Она предстает перед читателями свихнувшейся лесбиянкой, ненавидящей мужчин за то, что все детство ею пользовался родной отец. Она больше не личность, а лишь тень Розы-в-Шляпе, из которой, к слову, сделали истеричку, зацикленную, даже одержимую. Пускай одержимую, но она явно проигрывает на фоне этой пусть и неординарной девочки-подростка. Видимо, у Стивена Кинга не было задачи раскрыть этих героев как личностей… Потому что в романе они просто плохие – и все. Да, нам удалось романтизировать образы вампиров и даже зомби, оправдать их проклятье и исцелить их души. А тут такой простор для письма – и просто пиратские клички?! Мне даже не верится... Единственный, кто хоть ненадолго, но мог вызвать сочувствие, это Ворон. Обаятельный злодей, цитирующий Шекспира по памяти, со шприцем наготове, чтобы накачать ребенка наркотой или убить… если придется. Но в остальном от этой банды неудачников даже как-то неловко. Чуть бы объемнее хоть, но нет… Просто Роза. Просто в шляпе. А потом без нее.

Стивен Кинг писал, что чувствовать некое разочарование, даже пренебрежение к продолжениям чего бы то ни было – это нормально. «Сияние» уже ничто не переплюнет, это психология читателя. И все же, это всегда немного болезненный процесс – наблюдать, как кто-то повзрослел. Раньше призраки были практически непобедимы, а сейчас их спокойно можно запрятать поглубже в самый прочный ящик твоего сознания. Как немой вопрос: «О чем ты думал-то вообще раньше?!» Настоящие призраки - совсем не те, кем тебя пугали перед сном в летнем лагере. Они внутри тебя, те, что кроются в твоем прошлом.

Призраки Дэна Торранса неоднозначны. Он уже давно забыл о миссис Масси, но постоянно прокручивает в голове «Саха» и «Мама», прозвучавших от ребенка какой-то проститутки. Он до конца романа никому не рассказывает об этом, потом, правда, сделает свое чистосердечное на годовщине без алкоголя. Может, его страхи были не за свою подлость или малодушие (тут как хотите), а за то, что эту подлость заметил ребенок? Потому что это в принципе было замечено. Под чужим взглядом люди ведут себя приличнее.

Нельзя создать что-то стоящее в состоянии внутреннего спокойствия. Это не значит, что нужно упиваться до полусмерти и молиться на героин. Состояния, граничащие с безумием, депрессии, суицидальные настроения – вся эта опасная игра с психикой. В жизни она делает тебя жалким. Но только не в твоем творчестве. В творчестве она делает тебя великим. А даже если и нет, это все равно большее из всего, чтобы ты мог сделать, будучи эмоционально стабильным. Этой книге не хватает смелости. «Сияние» - это грани сумасшествия, страхи самого себя, пограничные состояния, а «Доктор Сон» – тусклое напоминание о былых ужасах. «Доктор Сон» написан уже другим Стивеном Кингом – уравновешенным, живущим в трезвости и согласии с самим собой. А тогда он работал «на самом краю профессионализма», неважно, насколько это плохо в повседневной жизни, в мире хоррора это было незаменимо. Он создавал своих монстров из глубин своей души, потому что они были реальны. Они были реальнее и честнее всего остального! А теперь, когда Стивен Кинг затолкал их всех как можно глубже и боится достать обратно… Я это не осуждаю, для жизни это плюс, вот только литература теряет.

Выражаем благодарность всей сети магазинов «Буквоед» за предоставленную новинку.



Портал Субкультура