joomla

Рецензия на роман Фигль-Мигль "Щастье"

Понравилось? Расскажите друзьям:

«Повторяю, искусство ничему не служит. Оно не дрессированное животное, чтобы служить. Оно просто помогает тем, кто об этом просит. Иногда». Фигль-Мигль «Щастье»

щ

 

Споры о том, относится ли «Щастье» к такому искусству не прекращаются. Для книги лучшая проверка – проверка временем, поколениями читателей, все больше отстраненных от той действительности, в которой книга эта создавалась. Но одно известно точно уже сейчас – вышедший в свет в 2010 году бестселлер занял видное место в ряду современной литературы.


Мир после катастрофы. Петербург  - город сохранившийся, город изменившийся. Остались улицы, остались и названия, значения которых утрачено, осталась стальная Нева, как основа пространства. Грозное, опасное будущее глазами автора – это искусственно утрированное настоящее. Разобщенность в обществе – социальная, материальная – въедается в человеческое сознание. Анархисты, радостные, золотая молодежь, крестьянство… Условное деление людей на классы, города – на районы перерастает в деление физическое, ощутимое, племенное, географическое.  Роман-дорога, сюжет которого составляет сам путь сквозь этот город и разных, встречающихся на пути людей. Встречи порождают диалоги, более или менее содержательные. Путешествие является единственным катализатором движения романа.

фигль-мигль


В «Щастье» ход событий почти не важен. Важны диалоги. Эта книга - филологически бессюжетная – отличительна теми точными, едкими фразами, которые претендуют на звание современных поговорок.. Автору удивительно удается улавливать эмоции и ситуации, отражая их в самом точном, самом чистом словесном зеркале, почти не преломляющем изображаемое. Фигль-Мигль интересен не путь героев и не конечная цель путешествия, а жизнь, в ее эмоциональном разнообразии. Этим обусловлен и открытый диалогичный финал. Роман то собирается в повествование, то распадается на маленькие, величиной в абзац зарисовки, очаровывающие своей искренностью, хладнокровной меткостью, язвительностью.

 


Эта книга могла быть антиутопией, могла быть карикатурой на сегодня. Затрагивается настоящее, иллюзорное будущее, мир реальный и мир ирреальный, подсознательный, мир души человеческой, отягощенной убийством и мучимый призраками убитых. Именно такой мир доступен, зрим главному герою, обладающему сверхспособностями. Но, все-таки, автор не отдает ни одному из миров ведущей роли в повествовании. Главное здесь – эмоции, осколки жизни, маленькие эссе о которых и собраны, в общем, под обложкой «Щастья».

фигль-мигль



Портал Субкультура