joomla

«Обитель» Захара Прилепина: скованные одной цепью

Понравилось? Расскажите друзьям:

За авторством Захара Прилепина вышел роман «Обитель» о Соловецком лагере особого назначения (СЛОН).

обитель захар прилепин

Есть в искусстве такие темы, на которые выдаются гранты, принято сочувственно и понимающе кивать, но говорить правду считается моветоном. Правда та неприятна и неопрятна, дышит холодом и смрадом, масштаб ее таков, что ни принять ни осознать ее по совести не может тот, кого она не коснулась лично.

Интерес к лагерной тематике такой бурный и шумный всегда напоминал ток-шоу: заломанные руки рассказчика и возгласы публики вокруг: «ой, какой ужас, ой, как не хорошо». А потом рекламная пауза, и поехали дальше бумеры-бригады-каменские. Стоит честно признать, что гулаговское прошлое так до сих пор и не осознанно обществом. Оно сосуществует где-то на задворках сознания, всегда скрываемое. У Майи Плисецкой родители были репрессированы. Вы думаете об этом, смотря на нее? Как она это пережила? Помните ли своих репрессированных родственников? 

Когда с экрана публике показывают, как дама вырезает себе «части тела», вы думаете: «ух ты ж, какой режиссерский ход! Как провокационно! Вот-вот, ну, не Фрейд, ну Лакан». Документальные свидетельства о том, как люди едят людей, вызывают скупое: «да-да, я знаю». Рефлексия за этим не следует, тема табуирована потребностью в хорошем аппетите и вере в собственные радостные статусы в соцсетях.

Обращаясь в лагерной тематике, Захар Прилепин рисковал сразу дважды – быть непонятым и быть непонятым. И теми, и этими. И знающими, и не помнящими. С большим сомнением я брала книгу: она написана по воспоминаниям деда Прилепина! По мере прочтения сомнения все увеличивались. Автор слишком велеречиво для такой тематики описывает быт СЛОНа: тут тебе и закаты, и цацканье с животными, и Афинские ночи, и любовные перипетии. Главный персонаж оказывается супер-героем: он везде выживает, вовремя ест, всем хамит, много спит, влюбляется, ходит на свидания. Зная по рассказам бывавших Шаламова и Солженицына, что такое лагерь, мы понимаем, что герой настолько удачлив и крут, что Бэтмэн и Джеймс Бонд нервно курят в углу, а Профессионал застрелился еще до появления вертолета, прям в пеленках.

Но углубляясь в книгу, вы начинаете понимать, что Прилепин поднял совершенно другие пласты. Да, «Обитель» напичкана небывалыми для лагеря событиями про вечно зеленого и вечно молодого героя: он и от воров спасся, и женщину начальника лагеря прям на допросе «увел», и сбежал почти, и даже расстрелян не был. Детально прописанные взаимоотношения лагерников, в том числе, любовь, творившиеся преступления, весь быт СЛОНа, разложенный на мелочи, автор нанизывает как бусинки на леску и создает вполне узнаваемый узор. Так, поддавшись на уговоры уличного художника, вы не успеете опомниться, а на чистом листе бумаги уже вы во всей своей торопливой красе.

Мы привыкли к актуализации произведений через их осовременивание, поэтому не сразу узнаем в книге о прошлом настоящее. Герой «Обители» Артем Горяинов называет Соловецкий лагерь – цивилизацией, где власть не советская, а соловецкая. Вот только потом все поменялось: правда соловецкая, лагерная стала правдой советской. Жестокость и беззаконие вошли в плоть и кровь заключенных и стражников, на месте которых были случайные люди, случайным образом сменявшие друг друга. Наполненный бабскими причитаниями «любит-не любит» дневник «возлюбленной» Артема Галины, которая и допрашивала и на расстрелы расписывала, показывает мутацию одного человека. История же целой страны стала сплошными «Хрониками воровского мира».

Киноверсия того же самого приема не заставит себя долго ждать в ассоциативном ряду: набившие всем оскомину «Утомленные солнцем» Михалкова, про которых все кричали, что так не было, - зато сейчас есть! Совершенно гениально пропущенная через себя реальность выдана и писателем и режиссером публике посредством тех, кто собственно закладывал кирпичи и забивал колья в настоящее, взрастил поколение, в центре которого Артем Горяинов.

Беспринципный молодой человек, ни содержания, ни призвания не имеющий, а одно только на абордаж выживающий, отца убивший и не раскаявшийся (где уж там Достоевский?) – оказывается героем нашего времени, настоящим, эталонным, без корней и ветвей. Он не думает о прошлом и будущем, его не волнуют не то, что вопросы вечные, а даже завтра только тогда, когда наступит, его стержнем оказываются эгоизм и умение выворачиваться, любит он только инстинктами. Он и есть образец, показатель и точка отсчета.

Порой кажется, что память и сознание обновляются со скоростью обновления страницы интернет-браузера. И даже если это сознание наполнено знаниями как Wikipedia, оно воспринимает себя как данность, с неким набором параметров и возможностью переключиться в режим Lurkmore, потому что там веселее написано.

В том и есть заслуга Прилепина, что в пику ветреной современности он, поднимая неудобные темы, без морализаторства и иллюзий выстраивает «Обитель» как памятник и символ, что никто не забыт и ничто не забыто.

 
Благодарим сеть книжных магазинов "Буквоед" за предоставленную новинку.
 


Портал Субкультура