joomla

13.03.14 The Retuses (СПб, "Зал Ожидания")

  • Автор: Алексей Боровец
Понравилось? Расскажите друзьям:

13 марта в клубе «Зал Ожидания» играли The Retuses. Для меня этот концерт был отличной возможностью познакомиться с их творчеством – слушать The Retusues дома я бы себя не заставил. В рунете наиболее известны их песни на стихи Сергея Есенина («Шаганэ», «Письмо к женщине», «Заметался пожар голубой» и другие). Обычно жанр группы определяют как фолк, однако, в своём актуальном состоянии The Retuses слишком драматичны для такого определения. Они не беседуют запросто со зрителем со сцены, а скорее отделены некой стеной подобно пост-панк группам. Акустические инструменты, коих у The Retuses  немало, не должны сбивать нас с толку – перед нами группа близкая по духу «новым романтикам» 80-х годов. Особенно это заметно в пении Миши Родионова. Думаю, до него я ещё не слышал такого адекватного переложения на русский язык вокальной манеры изломанных new-wave певцов. Есть и другие составляющие – баян, духовая гармоника, труба и флейта – всё это звучит скорее в балаганной манере, нежели в духе фолк-музыки. Временами чувствуются напряжение и напор совершенно рокового свойства. Отдельно можно отметить, что в записи ко всем этим тэгам прибавляется и lo-fi.


«Зал ожидания» почти пуст. Негромко играет первый альбом Guano Apes. До появления The Retuses ещё 40 минут. «Гармонично, легко. Года 2 их слушаю, давно хотела на их концерт», - говорит девочка из Минска. Молодому человеку, стоявшему неподалёку, нравится петь русскоязычные песни The Retuses под гитару. Все, кого опросил в тот день, сказали, что любят песни на русском языке. Ближе к выходу группы на сцену зал неожиданно быстро наполнился. В основном, это были девушки. Я огляделся и подумал, что в свои 26 я тут едва ли ни старший. Музыканты вышли на сцену и начали нащупывать звучание под громкий низкочастотный семпл, от которого всё вибрировало в горле. В ходе этого интро Миша извлёк несколько фальшивых нот из трубы и взял в руки гитару. На ней он заиграл куда более уверенно. Без словесных преамбул The Retuses начали первую песню. Мягкий старт, затем подъём и на этот раз внятный и мощный пассаж на трубе в финале. Как водится, слова Родионов тянет на такой манер, что не сразу узнаёшь в них русский текст. Окончив первую песню Миша поприветствовал зал и пообещал чуть позже исполнить песни, которые в Питере ещё никто не слышал.


В целом, музыка оказывала дурманящее свойство. Временами в ней присутствовало  чувство полёта. В основном, это чувство возникало от звуков трубы и голоса. От баяна, от реверберации. Ритм-секция несколько опускала музыку на землю. Хотя на ударнике была шапочка и большие буквы NY на футболке – всё же грува явно не доставало. Бас никак не хотел слиться с битом в единое живое существо. Музыке не хватало пружинки, при том, что в песнях чётко и аккуратно расставлены паузы и остановки. Ударник тихонько подпевал песням, это было приятно видеть. Вообще же музыканты держались сосредоточенно и холодно. Возможно, причиной был отказавшийся работать семплер – как знать? Улыбки на лицах The Retuses я увидел лишь дважды: когда они с удовольствием исполняли песню коллектива Beirut и позже при особенно долгих аплодисментах. Принимали группу по-питерски сдержанно. Между песнями хлопали в ладоши, но когда ребята играли, практически никто не подпевал и не двигался. «Странные люди – просто стоят. Если бы на сцене разделывали тушу или пытали кого-нибудь, они бы, наверное, так же стояли бы», - пожаловалась мне соседка слева. Зато всюду видны были жадные глазёнки, и уши, думаю, тоже были навострены. Всё же внимание аудитории The Retuses приковывать умеют.


В анонсе концерта было несколько слов и об альбоме «Astra». Миша охарактеризовал его (не без заминки) как панк-фолк – в противовес предшественнику «Waltz Baltika!», жанр которого он определил как «фолк-фолк». На концерте песни из обоих альбомов звучали вполне единообразно (это даже утомило в какой-то момент). Думаю, под «панком» Родионов подразумевал не что иное, как отчуждение и некоторые ноты отчаянья («никого не люблю, мне ничего не надо» - повторял он в конце последней перед бисом песни). Не прозвучали принёсшие группе популярность песни на стихи больших поэтов прошлого. Меня это даже отчасти порадовало. Уж слишком не вяжется у меня сладкий образ двадцатидвухлетнего Миши Родионова с есенинским хулиганом с тяжёлым сердцем.


Отыграв основную программу, The Retuses минут на пять покинули сцену. Сначала звучали аплодисменты, затем кто-то комично выкрикнул слово «Ретузес»! Кто-то просил «Шаганэ», другие кричали «Миша», в итоге девичьи голоса стали повторять «На бис»! Я закрыл глаза, и звуки рукоплесканий превратились в шум волн, а крики девушек напомнили о чайках. Приятный и забавный момент. The Retuses вернулись и исполнили ещё два-три энергичных номера. Когда они ушли, в зале включили свет и снова заиграл дебютник Guano Apes. Никто не стал настаивать на исполнении старых хитов. Кто-то поспешил домой, другие окружили столик, на котором были разложены CD группы и футболки с логотипами. Что говорили слушатели? Что обязательно придут снова, что немного не хватило активности ни в зале, ни на сцене, что ждали больше любимых песен. Хардкорщик Денис пришёл на концерт не выспавшимся, и умиротворяющая музыка The Retuses оказалась кстати. Никто не разобрал слов, хотя, как выяснилось, для многих это было важно. Значит, будем ждать новых визитов, быть может, тогда и узнаем что же такое панк-фолк?

Чтобы лучше вспомнить (или представить), смотрим фото Евгении Анисимовой и концертное видео.

View this photo set on Flickr

 


Портал Субкультура