joomla

26 марта. Музыка звезд - Айлен Притчин и Лукас Генюшас

  • Автор: Надежда Маркова
Понравилось? Расскажите друзьям:

26 марта на сцене Капеллы Санкт-Петербургский Дом музыки провел торжественный концерт, завершающий цикл «Музыка звезд». С произведениями Бетховена, Бриттена, Сен-Санса выступили скрипач Айлен Притчин и пианист Лукас Генюшас, за дирижерским пультом был народный артист России Максим Федотов.

Капелла

Неспешная публика меняет обувь, поправляет броши, беседуя шепотом, с третьим звонком входит в зал. Потусторонний мир классических концертов - прекрасное поле для любого журналиста. Вслед за этой публикой можно писать неторопливо почти философский репортаж, будучи уверенным, что через 5 минут после концерта информационное поле не забито тысячами быстрых слов и сырых фотографий. 

Капелла отличается какой-то особой медитативностью – здесь я впервые себя застала не за написанием ремарок на полях, а в попытке зарисовать причудливые интерьеры зала. В витражи глядеть можно бесконечно – особенно, когда в процессе концерта заходит солнце, и они меняют свой цвет. Постепенно ты перестаешь замечать время, и находишь себя, плавающим где-то посреди гармонии звуков и образов. Некоторые правда еще и во сне, но так, говорят, музыка воспринимается даже лучше.

В прошедшую среду Дом Музыки торжественно завершал проводимый им в стенах Капеллы цикл «Музыка звезд». Предваряя концерт состоялось вручение ежегодных премий и стипендий, подчеркнувшее важность работы учителей и поощрившее рвение учеников.

Капелла

Лауреатами премий «За выдающиеся успехи в воспитании концертных исполнителей» стали Народный артист СССР, профессор Эдуард Грач (скрипка) и Народный артист РФ, профессор Виктор Сумеркин (тромбон).

Стипендиатами стали Алексей Лобиков (тромбон) и солировавший в концерте Айлен Притчин (скрипка).

За время ожидания концерта и антракта вокруг солистов (Айлена Притчина и Лукаса Генюшаса) развернулась целая интрига – все перешептывались: кто эти молодые люди? Наш фотограф Дмитрий Рыбин с фотоаппартом выглядел наиболее весомо, и его запытали вопросами. Я даже полезла в контакт, но не нашла страниц с такими именами.

Капелла

Зато если бы я задала музыкантам традиционный на «Субкультуре» вопрос, который мы задаем всем нашим мэтрам: «Что вы делали, когда вам было 25?», то Айлен и Лукас, которым 25 и 24 соответственно рассказали бы, почему им не до соцсетей. 

Айлен – скрипач, аспирант Московской консерватории, победитель Юношеского конкурса им. Чайковского (Япония, 2004), лауреат конкурсов им. Крейслера в Вене и им. Ойстраха в Москве (2010). Широко гастролирует по миру.

Лукас – пианист, студент Московской консерватории, и его послужной список уже включает 5 первых премий и 5 вторых на престижных международных конкурсах. Он последовательно был стипендиатом фондов Владимира Спивакова, Мстислава Ростроповича, фонда «Новые имена», а также Российской Государственной Федеральной стипендией «Юные дарования» и грантом Правительства Москвы «Юные дарования XXI века». 

Капелла

В рамках концерта «Музыка звезд» совместно с оркестром Капеллы под управлением народного артиста России Максима Федотова Айлен исполнил «Концерт для скрипки с оркестром ор. 15» Бенджамина Бриттена и «Интродукцию и рондо-каприччиозо для скрипки с оркестром» Камиля Сен-Санса. 

Бенджамин Бриттен – английский композитор XX в.,100-летний юбилей которого так широко отмечали по всему миру в прошлом году. Его имя тесно связано с Россией и хорошо нам известно – он близко дружил с великим Шостаковичем, который даже посвятил ему свою Четырнадцатую симфонию. В выпущенной в 2013 г. биографии Бриттена под авторством Дэвида Мэтьюза представлена переписка двух композиторов. Под впечатлением от картины "Возвращение блудного сына" Бриттен пишет свою оперу в рамках трилогии "Притчи для церковного исполнения", которые были поставлены Эрмитажем в юбилейный год в лютеранской церкви на Васильевском.

Капелла

Уникальность Камиля Сен-Санса в том, что это композитор из XIX в., который близко знал и сотрудничал и с Берлиозом и с известной каждому российскому школьнику Полиной Виардо, и с Россини, вместе с тем длительная жизнь которого позволила ему стать одним из первых композиторов, кто начал писать музыку для кино.

Говоря же в целом о формате концертов, то это удачная возможность услышать произведения редко исполняемые. Лукас Генюшас исполнил «Концерт №5 для фортепиано с оркестром» Людвига Ван Бетховена, чье имя не нуждается в рекламе, а обширное наследие которого очень неравномерно представлено на мировой сцене классики - тем интереснее слушать интерпретацию молодого пианиста. Концерт №5 или «Большой концерт», как его иногда называют, был посвящен Бетховеном эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому и военным событиям того времени.

Публика с восторгом встретила все исполненные сочинения. Виртуозное мастерство молодых звезд позволило погрузить слушателей в особый мир каждого композитора. А нужно иметь в виду, что посетители Капеллы – это особые слушатели, чей длительный опыт прослушивания классических концертов, уже позволяет им носить имя скорее музыкального жюри, а не просто публики. Они живо обсуждают дирижера, выдают профессиональные оценки, сравнивают с предыдущими – какие различные мнения были о Федотове и его отце, когда-то дирижере Мариинского театра. Вполне можно не читать музыковедческих трудов, а просто поболтать в антракте со знатоками.

Капелла

И как же приятно после концерта выходить с едва вступившей луной к ансамблю Дворцовой площади, ощущая холодную свежесть вечера и такую негу классической красоты. Приходите в Капеллу за вдохновением, слушайте своих гениальных сверстников, и, отключая свои мобильные телефоны, забывайте о суете повседневности.

 

View this photo set on Flickr

 
 


Портал Субкультура