joomla

04.04.2014 Oval (СПб, «Da:Da»)

  • Автор: Алексей Боровец
Понравилось? Расскажите друзьям:

Я понимал, что электронный проект Oval в нашей стране не так популярен, как шансонье Круг. Но даже при этом я искренне удивился некоторому скепсису, с которым отдельные мои товарищи встретили заявление о том, что апрельский концерт Oval — это самое значительное музыкальное событие месяца в Петербурге. И, казалось бы, правда - в соответствующей группе на vk.com состоит 143 человека и концерт проходит в малом зале клуба Da:Da. Что ж, симптоматично, - подумалось мне. Мы в России старательно играем западную музыку, но так и не включились в процесс по-настоящему. 

Концерт группы Oval (фото)

Oval сегодня — это берлинец Маркус Попп, играющий на лэптопе glitch-импровизации, используя свои  вполне узнаваемые звуки. Собственно он и был одним из первопроходцев и создателей таких направлений в электронной музыке, как glitch и clicks and cuts. Сегодня отзвуки его ранних работ можно встретить у многих вполне самостоятельных исполнителей от Mujuice до Bjork. Подобно другим немецким новаторам в электронной музыке (будь то Штокхаузен или парни из Kraftwerk), Маркус Попп не чужд теоретизирования и острого взгляда на текущую ситуацию в мире звуков. Интересно его замечание, что экспериментальной музыкой часто называют обычные исследования «интерфейсов» (то есть программ для создания музыки или синтезаторов). Фактически, музыканты — это пользователи, а вовсе не открыватели новых пространств и не экспериментаторы. Трудно сказать, считает ли Маркус себя скромным пользователем или же творцом, учитывая, что на протяжении 90-х годов он самостоятельно разрабатывал программу OvalProcess, позволяющую создавать музыку в духе Oval.

Oval

4 апреля к восьми вечера небольшой зал Da:Da плотно заполнился людьми. Возрастное и гендерное соотношение указывали на то, что рок в этот вечер играют в другом месте — послушать Oval пришли в основном парни, подростков замечено не было вообще. Публика вся приятного вида и нрава. Танцев, разумеется не было - это же Питер. Выход на сцену Маркуса Поппа предваряли выступления местных исполнителей Peregruzz, Re'sequence и Fizzarum. Первый проект выгодно отличался необузданным и прекрасным дилетантизмом: небритый молодой человек извлекал из аппарата параллельные слои звуков, каждый из которых существовал в своей темповой и временной плоскости, при этом не перебивая соседние потоки. Музыка Peregruzz вышла рваной и неаккуратной, зато интенсивной и нескучной. Re'sequence и Fizzarum же спрятались за стабильным битом 4/4 и предпочли особо не высовываться из укрытия. Fizzarum интегрировали в свой микс живую электрогитару, из-за чего саунд начал напоминать Boards of Canada времён «The Campfire Headphase». Примерно на этой мысли я заметил, что неподалёку от меня стоит... Маркус Попп. 

Fizzarum

Невысокий мужчина, похожий чем-то на Маковецкого, в простеньком свитере, Маркус спокойно внимал звукам Fizzarum. Я набрался решимости и подошёл — хорошо, что английский я заблаговременно выучил ещё в школе.

- Готов?

- Да, - со сдержанной улыбкой ответил Маркус.

- Такая музыка в Европе звучала бы старомодно? - кивая на сцену.

- Не знаю... Я тоже сейчас думал об этом. В наше время трудно сказать, что звучит старомодно, а что нет. Но вообще да, они играют ретро - напоминает европейскую сцену примерно 1995 года.

- Надеюсь, Вы нам покажете сегодня что-нибудь более актуальное.

- Да, я привёз несколько новых треков и новых битов.

- Удачи!

- Спасибо.

Вскоре и другие ребята стали подходить и общаться со светилом пост-дигитального аудио. После десяти наконец-то настал черёд Oval. Маркус вышел на сцену в белой рубашке. Свет прожекторов также сменился на белый — цвет, пожалуй, наиболее характеризующий саунд Oval. Я слышал, что на концертах Маркус Попп любит поговорить. Однако на этот раз на сцене вообще не оказалось микрофона. Это обстоятельство, видимо, было сюрпризом для Маркуса, на его лице в какой-то момент появилось лёгкое замешательство, но раздумывать было некогда. Без преамбул Попп подошёл к клавиатуре лэптопа марки DELL и извлёк первые звуки, которые ни с чем не спутаешь, если ты слушал Oval. Да. Контраст был ярким. Начиная с внешнего вида, заканчивая сложностью материала — всё выдавало в этом человеке того, кто говорит на своём языке, находится в своей стихии. Все звуки аккуратно подогнаны один к другому, при том, что Маркус не просто воспроизводил треки с альбомов, а обыгрывал их в реальном времени. Музыка оказалось чуть более взвинченной, чем я ожидал. Были и отдельные щемящие моменты, когда простая и трогательная мелодия захлёбывалась в напоре жёсткого бита, продолжая звучать сквозь слой враждебных звуков. Бас массировал тело. Признаться, я не ждал от Oval барабанных семплов, но они не только присутствовали, но и вполне органично влились в привычный поток сухих щелчков и потрескиваний на фоне тёплых перекличек электронных гуделок. Чем хороша музыка Oval — так это отсутствием стабильного метра. Почва под ногами слушателя постоянно расползается и сходится снова, сохраняя приятное напряжение. 

Oval

Отдельного внимания заслуживает внешняя сторона Oval. Маркус стоял у компьютера, широко расставив ноги, слегка согнув их в коленях. Спина изгибалась, иногда казалось, что нажатия кнопок пружинили обратно в его тело. Лицо тоже постоянно было в движении. То приближаясь, то удаляясь от монитора, Маркус Попп иногда отвечал лэптопу улыбкой, а то вопросительно поднимал брови. Весь концерт он вёл со своим девайсом диалог. Не знаю, было ли это продуманным элементом шоу, но вполне гармонировало с музыкальным движением. Фактически, кроме волн звука из динамиков и мимики, у Маркуса не осталось средств собственной репрезентации перед залом. Треки шли нон-стопом и в какой-то момент музыка прекратилась, Маркус кивнул и быстро покинул сцену. 

И всё же я не могу сказать, что выступление прошло гладко. Маркусу не удалось установить стабильного контакта с аудиторией и удерживать внимание зала. Я сам периодически отвлекался от музыки и слышал как кто-то непринуждённо разговаривает поблизости. Даже в моменты, когда музыка становилась тихой и уязвимой, мог раздаться чей-то голос, выдёргивающий из мира Oval. Сложилось такое впечатление, будто некоторые люди не особо интересовались музыкой, а скорее пришли поглазеть на живого классика. Сама программа выступления тоже не способствовала большой концентрации внимания. Хотя каждый трек был устроен внутри себя и хитроумно и драматично, всё же не доставало динамики общему музыкальному процессу; не хватало взлётов и падений, глобального потепления и движения сквозь лёд. Кажется, ничего бы не изменилось, перемешай Маркус те же треки в случайном порядке. Как бы там ни было, 4 апреля я прожил в Da:Da несколько тёплых и захватывающих мгновений, а это дорогого стоит. Намного больше, чем те 500 рублей, которые брали за вход на концерт новатора электронной музыки с мировым именем.

Передаю эстафету Вадиму Алексенскому и его фотографиям и Маркусу с его музыкой!

 

View this photo set on Flickr  



Портал Субкультура