joomla

13.04.14 Bohren & der Club of Gore («Зал Ожидания», СПб)

  • Автор: Алексей Боровец
Понравилось? Расскажите друзьям:

13 апреля в Петербурге впервые выступили Bohren & der Club of Gore. Эта немецкая группа уже давно имела все шансы собрать хороший клуб, и только теперь это свершилось - концерт прошёл в «Зале Ожидания». Эпидемия Bohren & der Club of Gore была замечена мною ещё в 2008 году, когда некоторые друзья и знакомые, слушавшие совершенно разную музыку, начали повально проводить долгие ночи под гипнотические звуки немецкого doom-jazz квартета. За пять лет число слушателей заметно выросло. Музыка Bohren & der Club of Gore в строгом смысле очень далека от джаза. В ней немного составляющих: меланхоличный тенор саксофона, тревожные аккорды на клавишных, мало-мало нот и предельно медленный темп (музыканты сказали, что решили играть медленнее всех, когда осознали, что не смогут играть быстрее всех).

Bohren & der Club of Gore смогли угодить своей музыкой и любителям эмбиента, и искателям саксофонных удовольствий, и тем, кому по душе минимализм, и тем, кто не мыслит жизни без чёрного юмора и жанра нуар. Да, именно нуар, хотя название группы и отсылает нас к фильмам ужасов (примерно так и переводится слово «gore»). Bohren прочно ассоциируются с тяжёлой поступью, мерцанием электрического света в ночи, чувством близкой опасности. При этом надо признать, что бывали в карьере группы и вполне безмятежные мотивы. «Плаванье без ветра» - название одного из треков с их нового альбома «Piano Nights», пожалуй, наилучшим образом характеризует атмосферу этой музыки. 

 

Апрельский концерт «Сверления и клуба ужасов» замаячил ещё в прошлом году. Я и мои друзья, не чуждые современной музыке, устремились всей душой в будущее. Одна девушка даже прилетела из Сибири, чтобы услышать живое исполнение «хоррор-джаза». Я оказался в «Зале Ожидания» в 19-10. Многие, кто не хотел упустить ни одной ноты уже были внутри, у сцены. И тут клуб оправдал своё название на все сто. Ждать пришлось полтора часа, причём под самую гнусную музыку, которую можно представить - какой-то занудный рафинированный псевдосоул с подёрнутыми лёгким флёром грусти песнями о псевдолюбви. Глаз радовали похожие на гробы кофры, стоявшие по углам сцены и милый сердцу череп, украсивший бас-бочку. Наконец, в 20-45 мужской голос из репродуктора возвестил о том, что запрещена фото- и видеосъёмка. В зале погас свет. Я ощутил волнение, не помню, чтобы раньше я испытывал на концертах подобные чувства. На совершенно тёмную сцену вышли четверо музыкантов. Все в строгих чёрных костюмах. Саксофонист Кристоф Клёзер освещал сцену фонариком. Без суеты музыканты заняли свои позиции. Бритые наголо Мортен Гасс и Торстен Беннинг расположились за синтезатором и ударной установкой соответственно. Похожий то ли на дворецкого Ларча из «Семейки Адамсов», то ли на чудовище Франкенштейна, Робин Роденберг встал у электрического контрабаса (инструмент имеет вполне призрачный вид, ибо представляет собой парящий в воздухе гриф с пятью струнами). Место у вибрафона занял седовласый Кристоф Клёзер, в руке он держал тёмную бутылку спиртного. Над каждым из участников Bohren & der Club of Gore зажглось по одной лампе - так, что луч вырывал из темноты в основном лишь руки и часть головы. С первыми же нотами испарились все пережитые за вечер страдания, связанные с долгим ожиданием группы.

Робин Роденберг

В воскресный вечер немцы играли много материала с релизов последних пяти лет. Для этих композиций характерны простые и минималистичные пассажи на саксофоне - скорее отдельные ноты, чем фразы. Едва ли ни в каждом треке Кристоф Клёзер сосредоточенно играл тремя палочками на виброфоне. Лицо его при этом выдавало и мыслительный процесс и характерное алкогольное возбуждение. Концертное звучание Bohren & der Club of Gore оказалось предельно близким к тому, что мы слышим на альбомах, разве что больше реверберации на хай-хэте и бас не такой плавный, а более насыщенный обертонами. Музыка двигалась льдиной мимо громадных безлюдных (или вообще безжизненных?) пейзажей, погружённых в абсолютную тьму. Душа предвкушала наступление новой эпохи, следующей за свершившимся концом света. Говорить об этом нет смысла, я чувствовал всё это спиной, физически. Чтобы разрядить атмосферу, Кристоф периодически отпускал между треками («песнями») шуточки на ломанном английском («следующая песня - это песня любви, она называется "Go to Hell"»). 

Кристоф Клёзер

В конце концов я почувствовал, что было бы гораздо комфортнее слушать эту музыку сидя. Неудобное положение тела несколько отвлекало от действа. Проявилась усталость в ногах. Всё же музыку Bohren & der Club of Gore нельзя назвать камерной - все инструменты звучат очень громко: бас давит и слышен каждый шорох от щёток ударника. Трудно представить себе этих ребят в филармонии. Их музыка, хотя и вполне художественна, востребована в первую очередь среди ценителей поп-музыки, соответственно и играется она в клубах. 

Я не заметил как прошёл час выступления и Кристоф сказал, что следующая пьеса будет последней и поспешил добавить, что вообще-то Bohren & der Club of Gore обычно не выходят на бис, так как они холодные парни («cool guys»), но всё же в России они решили «нарушить это вечное правило». Клёзер договорился с публикой: группа играет «последнюю» вещь, но для удобства остаётся на сцене, мы просто должны аплодировать 20 секунд, затем музыканты исполняют ещё два номера на бис. Такое деловое предложение было встречено с большим воодушевлением - и стиль был выдержан до конца. Также музыкант поблагодарил «Алексея, который организовал этот концерт и помог выжить в этой опасной стране». Последней перед бисом композицией стала «ещё одна песня о любви, от лица того же, кто говорил "Go To Hell", она называется "Come Back To Me"». В этом треке клавишник Мортен Гасс вышел к краю сцены, чтобы сыграть на гитаре. В начале всё те же эмбиент-пассажи, а затем несколько неровных аккордов. По окончании группа раскланялась. Мортон посылал в зал воздушные поцелуи, Клёзер, хитро улыбаясь, подставил одному из коллег рожки. Затем были обещанные два трека. Завершили концерт популярным и чуть более быстрым, чем обычно, треком Destroying Angels - классика Bohren & der Club of Gore как она есть. 

 

Мнения присутствовавших были неоднородны. Большинство высказывалось за то, что концерт прошёл ровно так, как и ожидалось. Было получено желаемое. Мой товарищ Олег отметил, что группа стала играть лучше за последние годы, если судить по концертным записям прошлого десятилетия. Для одних услышать то, чего они ждали, было счастьем, для других - скукой. Для меня концерт был почти магическим по воздействию. Очень хочется верить, что я ещё услышу Bohren und der Club of Gore, и хорошо бы без лишних полутора часов стояния под пошлые поп-серенады. Огромное спасибо компании Arcto Promo за организацию этого мероприятия, порталу Субкультура за предоставленную возможность посетить этот концерт и рассказать о нём. Далее наслаждаемся музыкой и смотрим сделанные вопреки всем запретам фото-снимки Андрея Оплетаева.

View this photo set on Flickr

 


Портал Субкультура