joomla

16.05.2014 Музыкальный фестиваль SKIF XVIII. День 1 (СПб, Центр Современного Искусства имени Сергея Курехина)

  • Автор: Алексей Виаленов
Понравилось? Расскажите друзьям:

Фестиваль имени Сергея Курёхина SKIF (Sergey Kuryokhin International Festival), ярчайшего музыканта, актера, экспериментатора, создателя и руководителя формации "Поп-механика" и просто Капитана, как его называли многочисленные друзья и соратники, впервые состоялся в 1997 году в Нью-Йорке, а с 1998 года он переехал в Петербург.  Наследие и заветы Сергея Курехина живут и здравствуют в виде того самого SKIF, Электромеханики (как SKIF, только для электронщиков), премии его имени и прочих мероприятий. На фестиваль SKIF, как на главное событие года, неутомимые организаторы привозят самый свет экспериментальной и просто интересной музыки, умело лавируя между истинным авангардом и хипстерскими трендами. В этом году нам обещали The Young Gods, Fell, Broke и других музыкантов. SKIF является важнейшим андеграундным событием, посещение которого давно стало  правилом приличия для ценителей соответствующих музыкальных направлений, стекающихся на фестиваль со всей страны, и аналогов ему у нас практически нет. 

SKIF превращает здание на Среднем Проспекте 93 в корабль, зайти на борт и сойти с которого можно только один раз (второй раз по тому же билету не пустят). С восьми вечера и до самого утра у посетителей есть возможность не только посмотреть на выступления артистов из оглашенного списка, но и находясь в режиме свободного плавания между этажами с двумя сценами, фойе, и курилкой, встретить множество знакомых и незнакомых лиц,  а так же запросто пообщаться с самими музыкантами, которые часто мелькают в толпе.

Из года в год перед фестивалем не утихают разговоры о том, что SKIF сдувается, и нельзя сказать, что они беспочвенны. С ностальгией окидывая потрепанные, но такие милые сердцу, и потому, незаменимые плакаты предыдущих фестивалей, что висят на стене, замечаешь, что артистов на каждый день мероприятия привозят все меньше, хэдлайнеров - раз-два и обчелся, а в этом же году как такового главного артиста так и вообще нет. Удручающее и странноватое соседство второго дня с Ночью Музеев, которая уже не первый год лишает фестиваль некоторой части аудитории, также не пошло в его пользу, поэтому, не слишком долго взвешивая все pro и contra, я решил посетить день первый.

Открывал его нидерландский композитор и музыкант Йозеф ванн Виссем (Jozef van Wissem), получивший совсем недавно пальмовую ветвь каннского кинофестиваля за саундтрек к новому фильму Джима Джармуша “Выживут только любовники” (Only Lovers Left Alive). Свою программу Йозеф провел, одиноко расположившись посреди обширной сцены на стуле и задумчиво, почти неподвижно, перебирая струны лютни, единственного инструмента, который и звучал в продолжении всего его выступления. Минималистичные композиции перетекали одна в другую, создавая атмосферу отрешенности и тягучей меланхолии. Сам Йозеф говорит, что его неспешная музыка призвана противопоставлять себя нашему изменчивому миру. После того, как все им запланированное на тот вечер было сыграно, он сообщил, что сейчас исполнит композицию из недавно вышедшего фильма. И, стоит заметить, что на неискушенный его творчеством слух, она мало чем отличалась от всего услышанного ранее. 

Вторыми на главную сцену вышли ветераны пост-индастриала из Швейцарии, The Young Gods, те самые, чьим творчеством вдохновлялись Дэвид Боуи, Майк Пэттон и другие. Солист группы, Franz Treichler, общаясь с публикой во время исполнением песни “Did You Miss Me?” сделал небольшую ремарку: "Мы были здесь в 1996. Тогда мы были Молодые Боги, сейчас мы уже, скорее, Старые Боги". Несмотря на немалый возраст как коллектива, так и его участников, у них все еще хватило запала, чтобы зажечь своих верных поклонников: по правую и левую руку от сцены начался локальный слэм из нескольких человек. Остальные же просто наслаждались шоу, отличным рок-н-роллом и незатейливым "джиу-джитсу", которое показывал удивительно пластичный Франц. Надо заметить, что на выступлении у The Young Gods не было никаких гитаристов - только ударник, электронщик/клавишник и солист, а риффы звучавшие почти в каждом треке, издавались из сэмплера. Интересно также и то, что Молодые Боги исполняют песни не только на английском, но еще на французском и немецком языках.

Далее на сцене появились весельчаки-затейники Fell, дуэт, состоящий из Тома Вербруггена (Tom Verbruggen, Нидерланды) и Симона Берца (Simon Berz, Швейщария), где первый, известный как Toktek, кстати, гость Электромеханики 2012, заведовал различной причудливой электроникой, и, в частности, обращавшими на себя внимание игровыми джойстиками, использовавшимися как контроллеры для извлечения шумков, а также играл на гитаре, а второй - на модифицированных им же самим ударных. Их диалог с инструментами и друг с другом напоминал эмоциональный спор, а получавшийся музыкальный результат ясно давал понять, что парни просто в полном восторге от того, чем они тут занимаются. Кульминацией стал момент, когда при помощи простого радио, они поймали какую-то из местных радиостанций, пропустили ее через собственные чудо-машины и превратили в ритмичный хаос. Симон, с которым мы разговорились уже утром в фойе, рассказывал, что идея заключается в том, чтобы взять эту коммерческую бессмыслицу, звучащую в эфире, и вывернув ее на изнанку, создать что-то свое в реальном времени, а также обнажить таким образом ее истинную сущность. Несмотря на его электронную природу, пожалуй, это было самое живое и запоминающееся выступление за весь первый день. Симон так же охотно рассказывал и о том, как образовался Fell: "Я увидел этого парня (Toktek) и подумал: что он такое делает!? Это же просто потрясающе! Я хочу трахнуть его прямо на сцене!". Чем-то они напомнили мне Volcano The Bear, посетивших нас в прошлом году на SKIF 17: там тоже двое мужчин, которые манипулируя музыкальными инструментами и подручными предметами, творят на сцене все, что им заблагорассудится, разве что, ведут себя посдержаннее -  возраст, наверное.

Норвежские электронщики Mungolian Jet Set, занявшие сцену следующими, представили сложно характеризуемую помесь из танцевальной электроники,  даба и трайбл ритмов, чем изрядно порадовали истосковавшуюся по движению публику. Выступление группы, всерьез озаботившейся  созданием собственной мифологии, основанной на понятии “зона Mungolian“, особой части в композиции, ближе к завершению напоминало вечеринку в городе Зионе из Матрицы, и люди находившиеся у сцены отрывались как в последний раз.

Следующими на сцену поднялись датчане Broke, облаченные по какому-то случаю в характерную спортивную одежду с тремя полосками и стали очень неспешно раскладывать свое оборудование и проверять его готовность. Электропанк дуэт, состоящий из протестующих против мейнстримовой поп-культуры (как свежо!) Мадса Бергланда (Mads Bergland) и Симона Литтауэра (Simon Littauer) предложил незатейливые ритмы и психоделические мотивы, продолжив ночь танцев для тех, кто еще не валился с ног.

После них на сцену вышел Jaakko Eino Kalevi из Хельсинки, ставший известным благодаря своему парадоксально незатейливому синт-попу. Вероятно, слушатели и почувствовали, что в его “смешной музыке как в 80х” в отличии от продукции множества коллег по центру теплится жизнь и есть душа, и встретили его простенькие ритмы и мотивы на "ура".

Завершали первый день питерцы Электрофорез. Еще не ушедших домой и не увалившихся поспать на лавочках в ожидании открытия метро, снова ждал синтпоп, только с поправкой на российские реалии: отстраненный и холодный.

На фестивале, как обычно работала и вторая сцена, на которой выступили наши соотечественники, коллективы Смола и Матушка Гусыня, и израильтянка московского происхождения Мэри Очер (Mary Ocher). Там же проходил и показ экспериментальной моды, SKIF fashion.

Что бы там не говорили, при всех очевидных недостатках, SKIF - это важнейшее событие в культурной жизни города и то, что он в этом году не потряс лайнапом, с лихвой компенсировалось этой особенной, ни с чем не сравнимой атмосферой нахождения на борту корабля на Среднем Проспекте 93.

View this photo set on Flickr

Фотограф: Елизавета Селезнёва

 


Портал Субкультура