joomla

17.05.2014 Ежегодный международный фестиваль SKIF (Sergey Kuryokhin International Festival), (СПб, Центр Современного Искусства им. Сергея Курёхина)

  • Автор: Александра Пучкова
Понравилось? Расскажите друзьям:

Ежегодный международный фестиваль SKIF прошел в Петербургском Центре Современного Искусства им. Сергея Курёхина в 18-й раз. Отличную историческую справку о фестивале вы найдёте в репортаже Алексея Виаленова, в котором подробно и интересно рассказывается про первый день. Мне повезло посетить второй, более короткий, но от этого не менее притягательный по составу исполнителей. В фойе второго этажа успели выступить The Geordie Approach (Норвегия), SchnAAk and the Rundu Choir (Германия) и московские Фанни Каплан. Большой зал наполняли атмосферой карибской ночи GAF, великолепные как всегда британцы Hidden Orchestra, а последним «контрастным душем» стали эстонцы Winny Puhh.

SKIF - это не только музыка. Как обычно слушателям не давали скучать в перерывах между выступлениями: показ миллитари-коллекции одежды от Натальи Трофименко, проходивший под произведения Сергея Курёхина, бар, чайная, а так же, что ценно, 2 прилавка, один с виниловыми дисками выступавших групп (например, ценной находкой для меня показалась пластинка GAF, альбом, который в сети я найти не смогла), а так же небезызвестных Bohren & der Club of Gore, которые недавно посещали Россию и выступали в «Зале ожидания». Второй прилавок заманивал книжным андеграундом: петербургские авторы, предвестники хармсовского абсурдизма и современные. Публика с интересом кучковалась у прилавков, обсуждая с продавцом непрочитаное, оставляла у него же велы, общалась. Две параллельно звучавшие музыкальные программы были выстроены по-разному. Ровное, жёсткое и упорное звучание групп в фойе и полная пленящей атмосферности и изменчивой плавной динамики череда выступлений в большом зале. 

Первыми, кого я услышала, поднявшись на 2-й этаж были The Geordie Approach. Норвежское трио: Стол Биркленд, Крис Шарки и Петтер Фрост Фаднес. Музыканты исполняют экспериментальную музыку, черпая вдохновение из самых разных источников: рок, джаз, нойз. Критики говорят о том, что она похожа на «беспрерывный металлический этно-племенной барабанный бой», и, не смотря на то, что «гитарные трюки в стиле фанк с большой долей расхождений, впитанные ритмы эмбиент», но звук в целом гармонично соединяется в одну замкнутую музыкальную сферу… Оригинальную и смелую». Выступление на SKIF оказалось несколько сдержанным эмоционально. Лишь эпизодически возникали вспышки драйва. У группы нашлось большое число заинтересованных слушателей, которых к каждой минуте выступления прибывало всё больше. Занятно было не только слушать, но и следить за тем, как сдержанный норвежский темперамент малыми средствами творит нечто взрывное, нойзовое.

 

Вторыми в данном пространстве выступали SchnAAk and the Rundu Choir – дочерний электропроект немецкого дуэта SchnAAk (Матиас Йиних и Иоганнес Дёпи). Основной чертой творчествва является минимализм, разбитые на фрагменты мелодии. Средствами являются аналоговые синтезаторы, гитары с навешенными эффектами, жёсткие аналоговые ударные, лоу-фай сэмплы и плагины. Интересно то, что один из участников коллектива имеет опыт проживания среди населения Северной Намибии и Южной Анголы, в последствии этот опыт сказался на концепции «добровольного единения с чужеродным». К сожалению, рассказать о выступлении группы я не могу, так как во время их выступления была в главном зале на Hidden Orchestra. 

Третьей, яростной «точкой» в программе фойе 2-го этажа стали «Фанни Каплан». Мне всегда было любопытно увидеть живое выступление девушек. Оно сильно отличается от записей своей кипучей энергией и каким-то наивным парадоксальным противоречием между вешним видом и тем, что слышит зритель. Юные хрупкие создания, в создающих ощущение обманчивой беззащитности, нарядах в музыке являют собой цельнометаллическое нечто. При виде движений барабанщицы, например, приходят мысли о том, что самые жестокие и сильные существа - это женщины. Основные музыкальные ориентиры участниц лежат в области ноу-вейв, пост-панк, индастриал течениях. Группой «Фанни Каплан» был выбран путь некоммерческого создания и способа записи музыки, и, также, путь экспериментов и поисков (например, использование винтажного электроогргана в качестве усилителя синтезатора и сведение записи на кассетную деку). В идеологии группы важную роль играют DIY-концепция и гражданская ответственность, что передается личным отношением.

Главным местом действия для меня стал большой зал. Всепоглощающее тепло звуков  карибской ночи от GAF, пост-рок в самых приятных своих проявлениях. Известно о них не так много, как хотелось бы: психодел-дрон-краут-фолк группа была основана в Тенерифе (Канарские острова), а с 2010 года выпускается на независимом лейбле Foehn Records в Барселоне. Критики, говоря о музыке группы, чаще всего относят её к таким жанрам, как space jazz, avant-garde, experimental, art-rock, psychedelic folk, jazz-core и dreamtronica. Но если отвлечься от полемических тегов, GAF можно определить как группу, музыка которой сочетает в себе множество музыкальных стилей, которые, несмотря на свою непохожесть, обладают общим «психоделическим» знаменателем. Большой и многоголосый состав инструментов создает невероятную вкусную, насыщенную полифонию: бас, гитары, труба, клавишные, ударные, перкуссия, несколько вокалистов. На экран проецировалось звёздное небо. В зале и на сцене царила приятная и миролюбивая атмосфера. GAF не привыкли размениваться по мелочам, не стесняются делать из каждого трека своеобразный концерт со вступлением, кульминацией и завершением: «присказка» к их финальной композиции звучала так: «Это будет последний трек. И это будет длинный трек». Нет, мы не успели от него устать. 

Про Hidden Orchestra не имеет смысла рассказывать. Проект композитора-мультиинструменталиста Джо Аченсона (на концерте бас, электроника), Поппи Акройд (фортепиано, скрипка), Тима Лейна и Джейми Грэма на двух ударных установках, Фил Кардвэлл (труба).  Насыщенная кинематографичная музыка, красивый многолунный видеоарт, в который периодически коллажируется происходящее на сцене. А на сцене - улыбающиеся и переговаривающиеся время от времени учистники группы, играющие музыку, которую хотелось впитать всем телом. Трудно было удержаться от танцев и глаза сами собой закрывались не только от позднего часа.  

По традиции завершает фестиваль либо самый яркий и противоречивый исполнитель, либо тот под которого можно безудержно танцевать. В этот раз всё началось с того, что пока на сцену выносили инструменты и отстраивали их была включена запись декламации, напоминавшей Френки шоу и уже давно забытые записи юмористов перестроечного периода. Минута, другая и начинается самый настоящий трэш - на сцену выбегает обнаженный барабанщик, вокалист в обтягивающем леопардовом боди, и стхийно образовывавшийся слэм в зале. Winny Puhh - панк-группа из Эстонии, существующая с 1993 года, музыканты участвовали в Эстонском отборе Евровидения-2013, «засветились» в 206-м выпуске видеоблога This Is Хорошо. Winny Puhh -  интернет-знаменитости эпохи, брутальный металл, театральная подача материала, кич и хардкор. Финальная точка удалась.

Некоторые моменты второго дня фестиваля вы можете увидеть на фотографиях Андрея Оплетаева:

View this photo set on Flickr



Портал Субкультура