joomla

EXHIBIT B: Место под солнцем (Москва, Московский музей современного искусства)

  • Автор: Надежда Маркова
Понравилось? Расскажите друзьям:

"EXHIBIT B" Бретта Бейли,  представленный в Московском музее соверменного искусства (ММОМА) с 10 по 14 октября в рамках IX Международного фестиваля-школы "TERRITORIЯ", и наш корреспондент Екатерина Нечитайло предлагают вам с широко открытыми глазами поговорить о фобиях и совершенных ими преступлениях.

exhibit b

«Коренное население заслужит моральное право на существование не раньше, чем произведет на свет что-либо ценное». (Пауль Рорбах, «Немецкая мысль в мире» )

Что есть высокомерие? Когда ты раздаешь клише? Презрительно во всем обвиняешь окружающих?  Или когда милосердно прощаешь каждого? А есть ли границы у милосердия?   В рамках IX Международного фестиваля-школы современного искусства "TERRITORIЯ" состоялось открытие выставки - инсталляции  художника из ЮАР Бретта Бейли "EXHIBIT В", племенной стрелой пронзающей самые неудобные, болезненные, 'темные' страницы человеческой истории, и рекой Конго растекающейся  по паркету сознания, проникая в трещины между стереотипами и романтическими представлениями о человечестве.

exhibit b

«EXHIBIT» ("доказательство", "экспонат") - цикл работ, в центре которого стоит колониальная история различных стран Европы.  Первая часть «EXHIBIT А» была создана  при содействии Венского фестиваля и фестиваля Theaterformen, а выставка «EXHIBIT B» была представлена в Брюсселе и Берлине в 2012 году и показывалась в 2013 году  таких городах как Амстердам, Париж, Страсбург, Вроцлав и Гент, а осенью 2014  была скандально закрыта Лондоне. В Вене работа была представлена ​​в заброшенном крыле этнографического музея, в Брауншвейге в подземном хранилище льда, в Брюсселе в разрушенной готической церкви, в Москве же проект  проходит с 10 по 14 октября в пространстве Московского музея современного искусства (ММОМА).

exhibit b

На каждый показ заходит 25 зрителей. Перед проходом в само пространство выставки все пришедшие гости собираются в светлой комнате и располагаются на стульях, где разложены порядковые номера. Впереди - портал, источающий белый свет. Внутри - тревожное ощущение ожидания экзамена, прослушивания или  посадки на аттракцион. Дальше же собравшиеся фактически  лишаются имени и права говорить до самого конца. Заходить можно только после озвучивания вашего номера.

exhibit b

Когда-то европейские импрессарио привозили из колоний невольников и, создавая "зоопарк непохожих", демонстрировали их публике. Выставка Бейли представляет собой череду картин, отображающих систематическую дегуманизацию народа. Здесь любые немного отличающиеся - «найденные объекты». Здесь люди, которых солнце любит чуть по-другому, чем нас, - закованные или застекленные экспонаты. Здесь человеческий шовинизм - ведущая болевая точка. У каждого из тех, кто в инсталляции, тоже свой порядковый номер, который был им присвоен при обнаружении или инвентаризации. Это живое полотно из судеб и жизней, отчаянный манифест и призыв не возвращаться к прошлым безумиям.

exhibit b

Бельгийский король Леопольд II славился прибылью резины, собранной  благодаря  принудительному труду конголезских жителей, а главным стимулом высокой производительности было, конечно же, наказание в виде безжалостного отрубания кисти руки тем, кто был не в состоянии собрать необходимую норму. Перед нами венские стулья, корзины, зритель, латексные кисти рук.  И покрытый белой сединой конголезский человек, статуей командора взирающий на пришедших.

exhibit b

В "Происхождении видов" также использована смешанная техника: карты, различные трофеи (головы антилопы, мужчина и женщина из племени, культурные артефакты), витрины, антропологическая атрибутика, зритель. Мужчина и женщина с такими же руками, ногами и мыслями - абстрактно живые музейные трофеи с номером цвета кожи, и номером цвета глаз, не имеющие права на что-либо.

exhibit b

Экспонаты, доказательства, трофеи, находки, материал, артефакты, выставочные образцы, объекты осмотра. С той лишь разницей, что они имеют возможность смотреть в глаза посетителям. Смотреть долго и пристально, будто спрашивая: "ну, как вам там, по другую сторону?". Все они не то заживо погребенные, не то застывшие во времени,  не то ищущие в витринах убежища  от расизма, нарастающего в мире. Варварская забава, соединяющая смерть и искусство, условности которой страшнее любого натурализма.

exhibit b

С самого начала выставки до посетителей доносится чье-то многоголосное пение удивительной красоты и стройности. Это финальная картина, "Кунсткамера  доктора Фишера", профессора анатомии, чьи теории расовой гигиены оправдывали политику геноцида, проводимую Германией. Над черными кубами, напоминающими подставку для бюстов, располагаются головы, исполняющие спиричуэлсы, духовные песни афроамериканцев, которые соединили  в себе отличительные элементы африканских исполнительских традиций и включили в себя коллективную импровизацию, характерную ритмику глиссандо, нетемперированные аккорды и особую эмоциональность.  Искренне говоря, ты абсолютно не знаешь как на  все это реагировать: пытаться их  освободить,  пытаться прижать к себе, не смотреть в глаза или же наоборот смотреть как можно дольше, пока не выступит влага на глазах. Полчаса спрессовывается  в затяжное мгновение разъедающей боли, рождая невыразимый колючий комок  внутри. Это даже не милосердие, не страх и не сострадание. Это детское чувство беспомощности и разъедающий стыд.

exhibit b

Как известно, история не терпит сослагательного наклонения. История УЖЕ случилась,  а все остальные варианты— безосновательные спекуляции. У каждого из нас свой «запас прочности», свои убеждения, восприятие, и, конечно же,  утопическая мечта-желание  услышать в будущем от посетителей:  «это все в прошлом", "такого нет",  "это выдумка, которая  невозможна в нашем мире". Сегодня же не нужно иметь семь пядей во лбу,чтобы осознавать реальность и продолжение событий в нашей современной действительности.

exhibit b

Но история неоднократно доказывала, что воздуха хватит каждому, кто умеет дышать и не нужно пытаться занять чужое место под солнцем.

Потому что на чужом месте ожоги будут неизбежны.

 

Фотографии Дмитрия Смирнова



Портал Субкультура