joomla

21-22.11.2014. Фестиваль электронного искусства "Электромеханика" (СПб, Центр современного искусства им. Сергея Курехина)

  • Автор: Алексей Виаленов
Понравилось? Расскажите друзьям:

Ben Frost, Mika Vainio, William Basinski, Clock DVA, Kode9, Legowelt и другие выдающиеся независимые электронные музыканты два вечера и две ночи делили сцену Центра Современного Искусства им. Сергея Курехина в Петербурге. Что же могло объединить всех этих творцов? Конечно же, причиной их визита стал ежегодный фестиваль электронных искусств "Электромеханика", проходивший 21 и 22 ноября. Восемь лет назад он появился как полноценное дополнение к основному событию SKIF (Sergey Kurekhin International Festival), фестивалю памяти иконы русского авангарда Сергея Курехина. Как и всегда, действие разворачивалось сразу на нескольких площадках, поэтому уследить за всем было невозможно, и я расскажу лишь о том, что удалось увидеть за эти два фантастических дня.

День 1: Eisentanz, William Basinski, Legowelt, Candie Kalk, Kode9

Первый день Электромеханики открыл проект Eisentanz (в переводе с нем "железный танец") перформанс-артист, извлекающий звуки не из традиционных инструментов, а из подручных предметов и самодельных устройств: фановых труб, пружин, нательных звукоснимателей и других интересных вещей. В реальном времени он создавал перкуссионный саундтрек для экспериментального сюрреалистического фильма "Раковина и Священник" 1928 года, который, к слову, стал первым сюрреалистическим фильмом, как таковым, а ближе к концу импровизировал уже без визуальной составляющей.  

Вторым на главной появился американский композитор-авангардист William Basinski, о котором следует рассказать поподробнее. Обладая академическим образованием и будучи вдохновленным работами Брайана Ино, Джона Кейджа и других минималистов, он начал экспериментировать с пленочными закольцованными мелодиями, полевыми аудиозаписями и звуками радиоволн еще в конце 70х - начале 80х, а его альбом "The Disintegration Loops" (2001) состоящий из звучания закольцованных аудио пленок, разрушающихся на момент создания воспроизведения (“музыка умирала”),  мистическим образом переплелся с трагедией 11 сентября, стал частью мемориала, посвященного ей и признан классикой современного минимализма.

В самом начале Басински сказал. "Присаживайтесь и расслабьтесь, поболтаем потом. Если я услышу, как вы говорите, я перестану играть". И здесь наш слушатель безмерно огорчил: Разговоры даже в первых рядах не прекращались ни на минуту, банальная болтовня и "рассуждения" непонимающих раздражали нарушали тихое и монотонное течение музыки

Басински отыграл полчаса, и чуть было не ушел после этого, но после криков одобрения отдельных персонажей дотянул длительность выступления до 45 минут. Такая музыка требует особых условий и банальной культуры от слушателей. Организаторам стоит учесть эту ситуацию в будущем и принять какие-то меры, а иначе был Басински, не было его – все одно. Сам же музыкант оказался очень приветливым человеком – сразу после выступления, он охотно подписывал подносимые ему диски и пластинки, а также немного общался с поклонниками. Но ситуация с его вступлением наложила негативный отпечаток на весь оставшийся вечер.

Дальше началась танцевальная программа. Мастера сменяли друг друга один за другим: густое громоподобное техно от Legowelt и мастера кислотных коллажей Candie Hank, выступавшего сразу за ним, вывели публику на танцпол. Основную программу продолжили вступления Bit-Tuner, чья поле творческой деятельности простирается от хип-хоп ритмов до электроники, шума, театральных постановок и саундтреков к фильмам и долгожданный сет Kode9, основателя культового лейбла Hyperdub (там, в частности, издается Burial).

День 2: Ben Frost, Mika Vainio, Clock DVA, Xavier Van Wersch

Первой на сцене оказалась питерская команда Delicate Features, непринужденно создавшая своими приятными ритмами и нежным вокалом нужный настрой у слушателей. 

Далее вышел долгожданный Mika Vainio, представляющий наиболее активную часть финского электронного дуэта Pan Sonic. Мастер аналогового оборудования, принципиально не использующий ни в работе, ни на выступлениях какую-либо компьютерную технику, может предложить слушателю целый веер различных музыкальных впечатлений: и минималистичное техно, и пустынный эмбиент, и что-то шумное индустриальное. Сосредоточенно и со знанием дела поворачивая ручки целой батареи машин,  Вайнио создавал преимущественно техно треки, отсылая нас к последним своим студийным работам. “Музыка машин”, так можно было бы окрестить его холодные композиции: гипнотичные и неодушевленные.  Возможно, подобную музыку создают и сами аппараты, когда свет гаснет и человек запирает за собой дверь. 

Первопроходцы технократического индастриала Clock DVA, коллектив, образованный еще в конце 70-х, выпустивший первый альбом на легендарном Industrial Records, были следующими. Их эклектичная музыка, напоминавшая о Kraftwerk в киберпанк эстетике, сопровождалась стильной минималистичной футуристской визуализацией, а белые одежды и неидеальные черные кресты из клейкой ленты, закрывавшие марки лэптопов идеально дополняли картину.

Выступление всеобщего любимца Ben Frost, пожалуй, стало самым массовым за оба дня, объединившим и тех, кто пришел преимущественно слушать, и тех, кто хотел больше движения. Уроженец Австралии, ныне проживающий в Исландии, ученик Брайана Ино, обладатель шикарной бороды, привез программу своего нового альбома “AURORA” и представил потрясающе органичный микс из экспериментальной и танцевальной музыки. Нордическая природа во всем ее великолепии, шум лавины и звериный рык. Эмбиент, сошедший с ума и пустившийся в ритуальный пляс под столбы света из прожекторов. Это был не просто концерт, но настоящее переживание.

Продолжал вторую ночь мастер сюрреалистического перформанса, знаток хоррор-эстетики Xavier Van Wersch, показавший новую программу ppp/fff, объединившую в себе живую электронную музыку и исполнительского искусства.

Фестивали в Центре современного искусства имени Сергея Курёхина - это не только непрекращающееся действие на нескольких сценах, но и пространство для тех, кто знает цену слову "творчество", где в разных закутках можно наткнуться на небольшую выставку или интересный арт-объект, где можно приобрести редкий диск, пластинку или книгу, где корифеи мировой сцены: революционеры, экспериментаторы и просто те, нашел свою “фишку”, не только дарят ценителям часы своей музыки, но спокойно общаются со слушателями. 

Все это в совокупности и делает Электромеханику таким долгожданным событием для поклонников электронного звука. И пусть из этих двух дней что-то неизбежно было упущено, а самому фестивалю есть куда стремиться и что улучшить, Электромеханика вновь удалась.

Смотрите фоторепортаж Елизавета Селезнёвой ниже и слушайте композицию Ben Frost, одного из хедлайнеров прошедшего фестиваля.

 

View this photo set on Flickr



Портал Субкультура