joomla

07.12.2014 «200 способов осветить женское лицо» (СПб, Новая сцена Александринского театра)

  • Автор: Алёна Черняева
Понравилось? Расскажите друзьям:

7 декабря в рамках III Санкт-Петербургского международного культурного форума прошёл мастер-класс президента Ассоциации операторов-постановщиков Франции Жан-Жака Буона «200 способов осветить женское лицо».

Жан-Жак Буон – декан факультета операторского искусства престижной парижской киношколы La Fémis, занимающей пятое место в рейтинге киновузов по всему миру. Доказательство тому – хотя бы конкурс при  поступлении, который составляет аж 200 человек на место. Кроме того, при школе работает летний университет для иностранных студентов, в рамках которого каждый желающий за 1,5 месяца может обрести необходимые навыки и снять собственный полнометражный фильм.  В прошлом Жан-Жак в течение долгих лет возглавлял Ассоциацию операторов-постановщиков Франции, но, по собственным словам, несколько устал и решил покинуть пост.

7 декабря  Жан-Жак в стенах Новой сцены Александринского театра  рассказал любознательным слушателям о тонкостях освещения женского лика. Началось всё по традиции с краткого исторического экскурса. Буон продемонстрировал классические приёмы освещения лица на примере двух кинодив  – Марлен Дитрих и Анны Маньяни. В эпоху Дитрих с помощью света создавалась идеальная картинка, эталон красоты, подчёркивались выдающиеся скулы актрисы, её утончённый нос, сияющие волосы, создавался световой ореол с помощью заднего освещения, как бы приближающий диву ближе к зрителю.

Несколько сместились акценты с приходом нового реализма в лице Паоло Пазолини. Эпоха ознаменовалась стремленым к более естественным образам. Теперь свет использовался не для того, чтобы скрывать недостатки, а с целью отобразить внутренний мир персонажей, что прекрасно проиллюстрировали кадры из фильмов с актрисой Анной Маньяни.

И вот в аудитории погасли огни, и Буон приступил к действию. По команде маэстро бригада осветителей передвигала оборудование с   точностью до миллиметра, меняла угол наклона прожекторов и высоту рефлекторов. Ведь, как  оказалось, освещение – наука точная, не терпит даже малейших погрешностей. Современные цифровые камеры предназначены в первую очередь для репортажных съёмок, и кинематографистам приходится использовать огромное количество оборудования, чтобы смягчить изображение, сделать его приятным глазу и сообразным художественному замыслу. В первую очередь Буон рассказал о главном принципе кинематографистов – методе трёхточечного освещения. Такой метод позволяет добиться естественного света, как будто идущего от окна и отражающегося от стен помещения, при этом сглаживая некоторые естественные недочёты лица, будь то морщины, круги под глазами или же наличие пудры.  Для достижения большего эффекта нередко используют фильтры и цифровой макияж. Однако Жан-Жак предпочитает не полагаться на пост-продакшн, а делать всё и сразу, добиваться поставленной цели своими руками непосредственно на съёмочной площадке с помощью реального света и живых актёров, а не компьютерных технологий. Буон продемонстрировал нюансы освещения с различных ракурсов, показал, как правильно осветить лицо без макияжа и как выгодно преподнести зрителю даму с вечерним мейк-апом, как создать драматический эффект или наоборот смягчить картинку. Напоследок оператор показал приёмы экстремального освещения с использованием подручных средств. В данном случае ими оказался обычный фонарик и iPhone, с помощью которых, как оказалось, можно получить очень интересное, оригинальное изображение даже в полной темноте.

Конечно, за четыре часа заявленные 200 способов осветить лицо мы так и не увидели. Но не стоит сомневаться в том, что мастер-класс Буона, в первую очередь предназначавшийся студентам кинематографических специальностей и начинающим режиссёрам-постановщикам и операторам, познакомил будущих кинематографистов с множеством новых приёмов и последними достижениями кинотехники. Не менее увлекательными оказались уроки Жан-Жака Буона для зрителей, непосредственным образом не  относящимся к миру кинематографа, ведь не так уж часто  выдаётся шанс увидеть истинного мастера в деле.

 

 


Портал Субкультура