joomla

Электроника для гурманов и не только на десятом фестивале «Электро-Механика» (СПб, Центр современного искусства им. Сергея Курёхина, 21.11.15)

  • Автор: Алексей Виаленов
Понравилось? Расскажите друзьям:

Электро-Механика 2015

Уходящий год стал непростым для многих организаторов музыкальных событий. Нелегко пришлось и Центру современного искусства им. Сергея Курёхина, чьи фестивали SKIF и Электро-Механика остаются одними из важнейших мероприятий для просвещенной петербургской публики, несмотря ни на что. В мае фестиваль SKIF отложили на неопределённый срок, а о дате проведения юбилейной десятой Электро-Механики   21 ноября, стало известно едва ли не за месяц. Постепенно раскрывавшийся лайн-ап, между тем, обещал традиционно интересное событие: тут и швейцарский проект Feldermelder, сопровождаемый визуальной инсталляцией от Supermafia; и участник краут-рок-легенд Harmonia и Cluster, восьмидесятиоднолетний Hans-Joachim Roedelius; и нидерландский экспериментатор Thomas Ankersmit; и белокурая техно-немка SØS Gunver Ryberg. Хедлайнером ночи же должен был стать британец Clark, один из основных артистов на не требующем представления Warp Records, а поддержать их всех  российские артисты: Moa Pillar, Interchain, Anella Midd, Stayhomie, Dita Redrum и Heliact.

Электро-Механика 2015

За день до проведения фестиваля пришли дурные вести: оказалось, что Clark не сможет приехать, потому что не рассчитал свой график и оказался занят. Получилось, прямо скажем, некрасиво, и немудрено, что среди пользователей по этому поводу прошла волна негодования. Вдобавок ко всему, на другом конце города было анонсировано мероприятие с хедлайнером Электро-Механики 2013-го года. Все это не могло не сказаться на итоговом количестве посетителей мероприятия.

Электро-Механика 2015

На входе в Центр Курёхина пришедших встречала честная и печальная табличка, что Кларка в этот раз не будет, но он обещал приехать в следующем году. Публика подтягивалась традиционно неспешно, а зря, ведь выступление Feldermelder началось почти вовремя. Минимализм как музыкальной составляющей: глитч/эмбиент-импровизации с техно-вкраплениями, так и визуальной, напоминал по подчерку работы резидентов немецкого лейбла Raster-Noton, но все-таки не дотягивал. Синхронизация света, перемещавшегося по нескольким рядам LED-столбов, с музыкой была не столь чёткой и выверенной, как это могло бы быть,  но все равно создавалось достаточно эффектное аудиовизуальное представление с парящими в воздухе абстрактными конструкциями.

Электро-Механика 2015

К началу выступлению Ханса-Йоахим Роделиуса публики  заметно прибавилось.  После тонкой настройки оборудования музыкант наконец приступил, и зал наполнился хрупким, нежным, пусть и несколько беспокойным электронным эмбиентом, периодически дополнявшимся клавишными партиями. Музыка создавала туманную и сомнамбулическую атмосферу. К сожалению, не все наши слушатели способны воспринимать эмбиент молча, и, как и прошлогоднее выступление Уильяма Басински, музыка Роделиуса сопровождалась периодическими разговорами. С этой проблемой надо что-то делать, но это не вопрос табличек и запретов, а культуры каждого отдельного посетителя. Выступление Роделиуса было продолжительным и включало выход на бис. Интересно, что столик в холле с выставленными на продажу пластинками Роделиуса, которые, кажется, были единственным мерчендайзом за всю ночь, опустел буквально за пару часов.

Электро-Механика 2015

Третьим на сцену поднялся представитель европейской импровизационной школы Томас Анкерсмит. На столе перед нидерландцем находился огромный аналоговый синтезатор и небольшой лэптоп. То, что происходило дальше, стало, пожалуй, самым ярким событием фестиваля. Выступление Анкерсмита действительно можно назвать опытом сразу в нескольких смыслах: и как эксперимент, который ставится над подопытными, и как некий жизненный опыт, который не с чем сравнить. Грубые звуковые текстуры, зачастую состоявшие лишь из высокочастотных и низкочастотных шумов, становились по ходу выступления только громче. Этот шум заполнял все пространство,  как в черепной коробке, так и вне её, не оставляя места ни для чего другого. Томас, своей дьявольской улыбочкой очень напоминавший телеманьяка Декстера, явно наслаждался происходящим, вращая ручки, переключая на ходу провода и наблюдая за покидавшими до некоторых пор зал людьми, которых, на удивление, было не так и много. «Да, именно за этим, за новым опытом я и прихожу на Электро-Механику»— восторженно подумал я, стоя у самой сцены, и впитывая всем своим существом низкочастотные вибрации. Невероятный уровень громкости неизбежно рождал мысли о том, что слышать в ближайшие дни больше ничего не придется, но это оказалось заблуждением. Шум, который ощущался даже физически, был настолько кристально чистым и качественным, что после завершения сета Анкерсмита не стоило никакого труда вернуться к обычному ходу вещей, включая беседы и прослушивание остальных артистов. 

 Электро-Механика 2015

Далее на сцену вышла харизматичная датчанка SØS Gunver Ryberg, которая тоже чуть-чуть пошумела, вероятно, чтобы создать интригу, а потом врубила незатейливую бочку. Прямое техно с легким индустриальным звучанием, между тем, тут же нашло своих почитателей, и перед сценой мигом собралась группа отплясывающих людей. «Нет, не за этим я хожу на Электро-Механику» выдохнул я, все-таки попытавшись проникнуться музыкой дамы в шерстяном свитере, но не преуспел. Техно бывает разным, но подобное этому можно услышать во многих других местах, и совсем не обязательно для этого ожидать одну из самых волшебных ночей в году.

Далее, как ранее говорилось, в программе должен был быть Clark, но он ожидаемо не появился, и начались выступления российских музыкантов. Эта вот незапланированная пустота оставляла некое чувство незавершённости для главной части мероприятия. С другой стороны, четыре ранее выступивших участника в целом олицетворяли собой всё, то что мы и ждем от Электро-Механики и электронной музыки в целом: эксперименты, эмбиент, нойз и техно. Эти элементы, подобны стихиям, их можно смешивать в различных пропорциях и получать тысячи различных результатов.

Электро-Механика 2015

Хорошо, что в этом году вообще что-то получилось  пусть даже Электро-Механике и Скифу досталось лишь по одному дню, но и в таком формате, несмотря на все форс-мажоры, получилось весьма достойно. Остаётся надеяться, что в следующем году и лайн-ап всё-таки будет покрепче (и без отмен), и анонсируют фестиваль не за месяц, и продолжительность их будет по два дня на каждый, тогда и люди подтянутся. Приедет Clark или нет, мы узнаем только через год, но уже совсем скоро, 5-го декабря, продолжение банкета для музыкальных гурманов  девятнадцатый по счёту фестиваль SKIF, который пройдет там же, в родных стенах Курёхинского.



Портал Субкультура