joomla

Сарасвати в майке «хочу быть как Цой». АКВАРИУМ (СПб, A2 Green Concert, 11.12.15)

  • Автор: Яна Мышкина
Понравилось? Расскажите друзьям:

Группа Аквариум 11 декабря выступила на домашней петербургской сцене с концертом, посвященным Борису Рубекину. О том, как кельтские священные коровы маршировали по сцене А2 и возносили хвалу индийским богам, читайте в репортаже Яны Мышкиной и Елены Скрипниченко.

Аквариум

Б-г

Есть одно слово, которое сложно сказать

Но скажи его раз, и железная клетка пуста

Питерский двор на Петроградке. Сыро, холодно, в лужице света  различима неуместная для декабря морось. Длинная змейка людей выстроилась к железной двери с надписью «Списки».

- Ох, ну надо же, ВИП-персоны в очереди!

Раздаются интеллигентные смешки.  Холеные женские, грубоватые мужские, татуированные, морщинистые, в кожаных перчатках и покрасневшие от холода ладошки одновременно прикрывают рты.

- Девушка, извините, у вас нет проходочки? Очень надо услышать флейту! Очень надо, очень, – смущенно нашептывает себе под нос мальчик в очках и не по погоде легком пальто.

Флейту услышать, как же... Тебе тут пацан, не филармония, чтоб лошков в очереди искать, тебе тут, пацан... Ай, пока я тебе объясняю, они вперед лезут! Эй, апостол, апостол! Пропусти, ну! Я в списке!

Сарасвати в майке «хочу быть как Цой»

Мы в самом начале:

Праздник Урожая во Дворце Труда

Сцена цветет белой японской сакурой и освещается красными китайскими фонариками и мягким взором индийской богини с ситаром. Сегодня она, как и Басё когда-то, мечтает быть рок-звездой, но вообще-то ее второе имя – «Текущая река». Тезки они с БГ, никак иначе.

Главное, что помогает ему свободно течь и всегда оставаться полноводным – его поэтический метод. Деконструируя смыслы культурного пространства вокруг себя, он не пытается превратить их в историю или моралите. Только очерчивает круг понятий. И попутно втягивает в него обрывки всей услышанной с малолетства музыки, в особенности индийской и кельтской (за последнюю на сцене сегодня, как и многие годы, отвечает уроженец Ирландии, флейтист Брайан Финнеган).

Тем временем сцена пустует. Звучат мантры. Кто-то воодушевленно подхватывает, кто-то то и дело принимается громко аплодировать. Помните любимый сэлинджеровский коан – все знают, как звучит хлопок двух ладоней, но никто не знает, как звучит одна? Мне всегда именно так и представлялись аплодисменты для «Аквариума».  Иначе, двумя, выходит слишком завершенное высказывание. Неловко так однозначно действовать, когда на тебя смотрит сам БГ. Вспоминается один анекдот от Дмитрия Быкова:

ДБ: Борис Борисович, а вам не кажется, что пользоваться вашей манерой очень соблазнительно и очень легко? Например, были мы сейчас в столовой, и там говорили: «Ты можешь взять борщ, если ты хочешь взять борщ». И возникает многозначительность, довольно ложная и простая, и каждый вчитывает туда что-то своё.

БГ: Да, можно работать в нашей манере, но ведь тогда начинаешь и жить, как мы. Рано или поздно с тобой начинает случаться то, что с нами, с «Аквариумом», а это выдержит не каждый.

Быть слугой баланса, чтобы мир не кренился в сторону порядка или хаоса – дело не из легких. Он сам взвалил на себя этот крест, и сам его несет. Но никогда ­- на сцену. Никакой тяжести, только счастье, только благодать…

Борис Рубекин

Она бросила карты на пол, закрыла глаза рукой

И сказала - Бриллиантовый мой, тяжелый рок висит над тобой!

Это строчки из первой в сет-листе песни. Такой уж у них стиль, русский народный цинизм, умение перемигнуться или выпить в критический момент. И отыграть веселый концерт.

Памяти клавишника «Аквариума» Бориса Рубекина (11 декабря – 40 дней со дня его кончины) БГ посвятил композиции «Капитан Белый Снег» и «Неизъяснимо». С 1998 года Борис полностью изменил концертный звук «Аквариума», стимулировав музыкальные эксперименты в смешении стилей, от диксилэнда до транса. Сложно было представить на этом месте кого-то столь же невероятного после совместной работы БГ и Сергея Курехина, но новичок сумел вывести группу на другой уровень. Музыкант играл на всех клавишных инструментах, аккордеоне и флейте, писал ноты и занимался звукозаписью. Со времен гастролей в Сан-Франциско страстно увлекся кельтской музыкой, и не выпускал из рук флейту, пока не добился отличного звучания. А еще – все это время на его плечах была работа по сведению авторского подкаста БГ «Аэростат». Летом этого года Гребенщиков впервые осветил там самостоятельное творчество музыканта: «А наш пианист/органист/компьютерный мастер Борис Рубекин, наконец, решил применить свой уникальный мелодический дар и начал записывать собственную музыку. Получается это у него изрядно - от флейтовых мотивов, вполне достойных быть причисленными к классическому ирландскому канону, до мелодий и произведений, которые как будто происходят напрямую из золотого века русской композиторской школы. Ну вот, судите сами - может быть я пристрастен, но, по-моему, это, на самом деле, очень хорошо. Называется произведение романтически - "Катенькин Вальс", и посвящено его жене. Если вы меня спросите, то я скажу, что немногим женам так везет».

Жизнь не смотрит в глаза

Ждем, ждем, ждем, ждем, ждем…

Мешай водку гвоздем!

Почему-то России последних лет созвучна именно строчка «пришел пить воду – не смог узнать ее вкус». А Украине – «я протягиваю ладони, ладонь, но это все равно, что гасить бензином огонь» из «Любовь во время войны». Почему-то главным музыкантом, потрясшим русскоязычное пространство, оказался в 2014-2015 годах, самых абсурдных и кровавых за это десятилетие, именно пацифист и любитель тишины Гребенщиков. На сломе, на стыке плит истории, только человек, чья сестра – Хаос, мог записать такой мощный, острый и до страшного проникновенный альбом «Соль». Наверное, приходя на концерт, все мы ждали откровения, быть может, нового пророчества. Но его так и не случилось.

Зал погрузился в круг колыбельных абсурда, изредка пританцовывая и совсем уж редко подпевая. В некоторых песнях («Кто ты теперь»,  «Нам всем будет лучше») появлялись забавные, никак не вяжущиеся с БГ, цветаевские мотивы ревности: Борис Борисович вообще-то совсем не ревнивый и предпочитает отдавать свое творчество задаром, а борцов за авторские права называть фашистами.

Под «Лошадь Белую» зрители стали проникаться атмосферой религиозности и чуда:

- Все наши проблемы от того, что мы не ходим в церковь.

- Ты чего?

- Да ничего, я это… у меня просто мама там… работает. Однажды попросила меня подарить что-то детям из приюта для глухонемых, так я ляпнул – у меня есть гитара, давай ее!

На «До свидания, Башня» и «Молитву и пост» вышел Гай Дэвис, гитарист из Нью-Йорка с колоритной красной розой на грифе и губной гармошкой. А прекрасная Ciaran & Bernie, записанная Рубекиным и Финеганном, будто расставила все на свои места. Не было в тот день у музыкантов сил на пророчества или на легкость. Ни светлый кельтский  «Марш священных коров», ни традиционные  «Стаканы» после этого не смогли прозвучать, как обычно.

Как раз когда пишется этот репортаж, «Аквариум» выступает в Москве. Анна Ахматова сказала однажды, что не может представить себе, как в Москве переживаются трагедии, тогда как в Ленинграде им созвучно все – и тяжело нависающее небо, и гранит, и металлический блеск рек. Каково слушать «Аквариум» в Москве, тоже невозможно себе представить. Не срезонирует. Будет не то.

Под энергичную «Дуй», еще в самом начале концерта, вспомнился Беккет. Все мы иногда ждем неведомого Годо и не двигаемся с места, пока он не придет и не наполнит смыслом наше бесцельное существование. БГ, в темных очках, никогда не смотрящий в глаза, может вдруг скрасить это ожидание своей нелепой водкой с гвоздем. А потом вы вдруг поймете, что уже дождались. 

Сет-лист:

1. Тяжелый рок

2. Пока не начался джаз

3. Слова растамана

4. Дуй

5. Пришел пить воду

6. Кто ты теперь

7. Каменный уголь

8. Рухнул

9. Нам всем будет лучше

10. До свидания, Башня

11. Молитва и пост

12. Капитан Белый Снег

13. Неизъяснимо

14. Лошадь белая

15. Tempora Mutantur

16. Собачий вальс

17. Песни нелюбимых

18. Истребитель

19. Ciaran & Bernie

20. Желтая Луна

21. Марш Священных Коров

22. Стаканы

23. На ход ноги

24. Сидя на красивом холме

25. Не трать время

Слушайте хорошую музыку и смотрите фоторепортаж Елены Скрипниченко

 

View this photo set on Flickr

 



Портал Субкультура