joomla

Александр Ефремов, директор Радио Рок Онлайн: "Музыка – это сверхрискованное вложение средств"

  • Published in Демиурги сцены. По ту сторону шоу...
Понравилось? Расскажите друзьям:

А тем временем спецпроект «Демиурги сцены. По ту сторону шоу…» продолжается, представляем вашему вниманию Александра Ефремовадиректора радио Рок Онлайн. На Садовой мы пришли в какой-то спорт паб – рай для фанатов футбола. Там в глубине зала играют в видеоигры, а на стенах висят флаги с эмблемами известных футбольных клубов. Включив диктофон, я «грациозно» разложила распечатанные вопросы. Александр внимательно смотрит на них… Все понятно.

- Вы умеете читать вверх ногами?
- Да.

Прекрасно. Катя, ты как всегда испортила всю интригу.

Рок Онлайн

Шутка. Это ведь даже хорошо – есть время подготовиться. Что я знаю об этом человеке? Это директор радио Рок Онлайн. Все. Поэтому в первую очередь меня интересовало…

- Как Вы пришли к тому, что стали директором радио Рок Онлайн?

- Друзья.

- Связи решают?

- Да нет. Друзья-музыканты жаловались, что им не пробиться на крупные радиостанции, поэтому радио создавалось в том числе и для них.

- А чем Вы занимались до того, как стали директором радио? То, чем Вы занимаетесь сейчас, Вам больше нравится?

- Программист, бизнесмен… Я совмещаю. Интернет-радио – это инновационный продукт, который очень тяжело продать. Это больше хобби, чем заработок. Можно за час программирования заработать большие деньги. А на радио я потратил… мог бы уже Бентли себе купить.

Рок Онлайн

- Технический запуск радио Рок Онлайн был в 2008 году, первый эфир - в 2009. Какие изменения произошли к 2014 году?

- Мы три раза переезжали. Изменилось оборудование, сменились программы вещания, сменилась вообще структура вещания радио, потому что появились свои серверы. Нас поддержали крупные провайдеры услуг связи. С точки зрения самой сети вещания, организации… Диджеи сменились, но сейчас возвращаются те, кто был в 2009-2010 году.

- Какие у вас требования к сотрудникам? Какого диджея вы возьмете на работу, а какого нет?

- Ротация диджеев происходит сама собой.

- То есть?

- У диджея должно быть видение того, что должно происходить. В связи с тем, что мы вещаем в интернет, мы можем увидеть всю статистику подключений онлайн. Сейчас даже вплоть до минут. Если диджей говорит или ставит что-то не то, видно, как идет отток аудитории.

- Получается, диджей может делать все, что угодно, главное, чтобы он привлекал новую аудиторию? Хотя бы не отбивал старую.

- Ну, практически да.

- Сколько времени в день Вы слушаете радио Рок Онлайн?

- Часа четыре.

- Каждый день?!

- Да, практически. По дороге на работу, сидя в машине или идя по улице. Или просто сижу кого-то жду и слушаю... Минимум два часа, максимум четыре-шесть. Если я еду куда-то за город, то в машине играет радио Рок Онлайн. Сейчас наши сети позволяют слушать радио везде. Мы этого долго добивались, но мы это сделали.

- Есть ли группы, которые Вам лично нравятся, но поставить в ротацию Вы их не можете, потому что они неформат?

- Есть люди, которые разбираются в музыке лучше меня. Я все-таки заточен не на музыку, а на организацию всего процесса в целом. С кем-то о чем-то договориться, кому-то что-то предложить. Я не музыкант, никогда этим не… (задумался). Ну, нет. Четыре года пел в школьном хоре. Но это не считается. Я знаю, что испытывает человек, выходя на сцену, но это не мое. Я умею держать аудиторию, знаю, как это делается, но если каждый будет лезть в сферу другого человека, мы ничего не добьемся. Полгода назад у нас так и было. Сейчас все - единый механизм. Понятно, кто и за что отвечает.

- Разделение труда.

- Да. Можно советовать, но никто ставить жестко какие-то условия не будет.

Рок Онлайн

- Вы запустили проект FREE DONATION. Кому пришла идея применить проект к радио, и главное: работает?

- Идея пришла Илье Маррадеру три года назад. Долго думали над реализацией. Последние месяца полтора-два я как раз занимался тем, что договаривался с платежными системами, чтобы можно было оплатить в любой валюте, в любом платежном терминале. По поводу того, работает или нет, судить пока рано, потому что проект запустили меньше недели назад. Сейчас ноль на счету. Люди у нас не всегда приучены платить. Все считают, что интернет радио зарабатывает много денег. Это стереотип. В радио вкладывается очень много денег, а отдача практически нулевая. Я сейчас занимаюсь тем, что хочу купить машину. Но понимаю, сколько денег ушло в радио и уходит каждый месяц со счета за оплату серверов, каналов связи, за услуги, которые нам предоставляют…

- Господи, да я бы уже давно мог купить машину!

- Ну, у меня нет такого, что господи, я бы мог купить машину. Я знаю, что машина все равно будет. Радио развивается. Хоть и продукт инновационный, но шесть лет тому назад оно совсем никак не продавалось. На данный момент мы являемся первым в России интернет радио. Коммерческое интернет радио, которое продавало рекламу и сейчас продает ее достаточно крупным компаниям за неплохие деньги. Не скажу, что это позволяет обеспечить диджеям зарплату, но иногда это позволяет минимизировать какие-то расходы.

- Решение организационных вопросов отнимает много моральных сил?

- В принципе, нет, потому что начинал все я. Я придумал, я создал. На тот момент был директором компании, которая занималась сетями, поэтому технический отдел радио появился раньше, чем само радио.

- Как относитесь к своей профессии? Есть чувство, что, например, «я делаю хорошее дело»?

- Я не успеваю об этом задумываться. Есть такие люди, конечно, но тешить свое эго таким образом… Есть план, поставленный на месяц, квартал, год – и его надо добиваться. Я понимаю, что мы отстаем от плана на полгода, год. Если бы было больше финансирования, сотрудников, возможно, мы что-то делали бы быстрее. Но тех же диджеев хороших нужно искать, буквально, по крупицам.

- Найдите энтузиастов каких-нибудь. Не воспитывать… Но, с другой стороны, если их нет, почему бы не сделать профессионалов самим?

- Думаем об этом. В течение месяца появится официальная информация. Опять же, если посадить диджея перед микрофоном и сказать, что его слушает стадион «Петровский», как минимум, а то и два, человек начинает тормозить. Коленки дрожать начинают, руки потеют и так далее. Вы у нас были на радио?

- Была.

- У микрофона сидели?

- Да, у нас был третий выпуск аудио версии портала «Субкультура».

- Мы тогда переезжали в связи с событиями на Украине. Меняли сервера, каналы, провайдеров. Я первый раз ощутил, что такое давление на СМИ.

- Расскажите.

- DDoS-атаки были и прочее. Это технические моменты, которые решаются либо сменой провайдера, либо переносом оборудования. DDoS-атака – это когда у тебя сервер стоит, но к нему никто не может подключиться. Физически он есть, а фактически нет. Те же DDoS-атаки, которые проходили на «Эхо Москвы». Сайт не открывается, и все. Вот так было и у нас. У нас распределенная система вещания, нас можно слушать на разных платформах, все источники все равно не заглушить, но частично это возможно. Что показал кризис с Украиной. Это неприятно с точки зрения ведения бизнеса.

Рок Онлайн

- (Иван Маркуль) Планируете выход на приемники?

- Это неинтересно со всех точек зрения. Во-первых, привязка к чистоте – это привязка к региону. Частота в Санкт-Петербурге – четыре миллиона долларов минимум. Только разработка частоты, не считая откатов, оборудования, аренды антенны и так далее. Это все, конечно, осуществимо. У нас были предложения выйти на FM, но когда считаешь, через сколько это отобьется… Понимаешь, что за три года все сложенные деньги не отобьются. Перспектива развития эфирного радио - это DRM - цифровое вещание. Оно подразумевает, что будет в одной частоте закодировано очень много каналов. Ждем, когда, собственно... Правительство каждый год переносит. В 2009 году говорили, что в 2013 году будет. В 2010 обещали на 2014. И так дальше. 

Рок Онлайн

- Одна регги группа записала гимн вашему радио… (Группа ПШО ПроРок записала гимн радио Рок Онлайн – прим.)

- В такой шутливой форме, очень давно это было.

- Официальным делать не планируете?(смеюсь)

- Гриша (Григорий Журавин, вокалист группы ПШО Про Рок – прим.) сказал: «Хочешь, я запишу?» Я говорю: «Ну, давай. Посмотрим, что из этого получится». Он записал, мы поставили, покрутилось. Прикольно, весело.

- Какие темы на Рок Онлайн неприемлемы?

- Политика.

- Аполитичность, понятно. А еще?

- Хотя у нас есть передача про политику. Илья Маррадер, «Включаем голову». Он пытается подойти к вопросу с другой стороны. А так запретных тем нет. О сексе говорили, о наркотиках говорили…

- О рок-н-ролле говорили…

- Говорили. К нам приходил начальник госнаркоконтроля. Рассказывал, что такое наркотики и как их принимать. К нам приходил «Бехтерев», рассказывал, как от этого лечиться. Так что мы открыты для всех.

- Почему передача Ильи Маррадера не транслировалась так долго? С чем связана эта пауза?

- Во-первых, со сменой руководства. Илья на тот момент выдохся, устал. Сейчас у него есть новые идеи, новые силы. И есть какие-то проекты, которые делаем совместно, кроме его программы на радио.

- Какой самый запоминающийся гость был в эфире Рок Онлайн?

- Для меня самый запоминающийся гость - это Каспер (Дмитрий Ришко, один из лидеров метал-группы Dominia, участник рок-группы КняZz, в прошлом - скрипач панк-рок-группы "Король и Шут" – прим.) и Сантер (Александр Лукьянов, один из основателей и гитарист группы "Бригадный Подряд" - прим.). Они могут сказать так! Что сказали, практически не понятно, а потом становится или очень весело, или очень грустно.

- Сижу вечером ВКонтакте, листаю ленту новостей и вижу новость от сообщества Радио Рок Онлайн. Черный монах, или семь способов уладить конфликт. Периодически бывают такие мистические или психологические посты. Как Вы относитесь к подобным записям в сообществе?

- Мы не должны зацикливаться на музыке. Есть музыка, есть околомузыкальные темы. Мистика к року очень сильно привязана. К панк-року в том числе. Вспомним «Король и Шут», «Кукрыниксы». Все песни, которые мы транслируем, связаны с мистикой, либо выражением себя по отношению к чему-то. Мистика, татуировки, экипировка – это все атрибутика рока, скажем так. Зачем ограничивать аудиторию, когда можешь предложить ей что-то еще, кроме музыки? Эти посты часто вызывают у подписчиков негативную реакцию. Тем не менее, эта реакция есть. Сейчас люди латентны в выражении своей позиции. Чаще они потребители. То есть, люди больше не создают контент, они его потребляют. «Это нравится - прикольно, это нет – отпишусь». А сами делают что-то единицы.

- Ну да. Так же проще.

- Мы создали видео канал осенью. Но в связи с тем, что от нас ушел один человек, который мог монтировать, второй человек… мы поняли, что мы не успеваем этим заниматься. Но перспективы развития есть. Возможно, появится телеканал. Канал кабельного вещания. Сейчас это на стадии переговоров, которые тянутся уже больше года…Надо понять, под какой лицензией это вещать. Есть студия, оборудование. Сотрудников не хватает. Люди соглашаются, а потом просишь написать концепт какой-нибудь – и человек пропал. Либо человеку интересно, либо человеку нужны деньги. Радио больше как хобби. Есть люди, которые получают зарплату на радио, минимальную, но получают. Не все, потому что чисто физически пока что мы не можем этого обеспечить. Нет в мире ни одного положительного проекта заработка денег с интернет радиостанции. Возможно, меня кто-то опровергнет, но по моим данным так.

- Вы же говорили про менталитет. Люди не будут платить за то, что им и так бесплатно дают.

- Будут, нужно только понять, кто именно будет это делать.

Рок Онлайн

- Мы недавно запустили аудио версию портала «Субкультура» на радио Рок Онлайн, Вы слышали эфиры?

- Слышал, это интересно, нужно, полезно. Вы притаскиваете тех, кого лично я не успеваю вытащить. У нас были планы вытащить директора «Зала Ожидания», (Олег Бесовский, - прим.) но не успеваем. Вы присоединились, вы помогаете нам, мы помогаем вам. По поводу интервью. Так как мы интернет-радиостанция, можем себе позволить, скажем, не часовое интервью, а трехчасовое интервью. Как делали, например, группа «КняZz» и группа «Dominia». Все это идет в эфир, записывается, можно потом услышать…

- Все три часа?

- Да. За это время ответить на вопросы поклонников…

- Ну да, если так, то это немного.

- Раз в полгода такой большой развернутый эфир помогает поклонникам понять, чем группа живет. К чему стремится и что хочет. На FM радиостанции задают обычные вопросы. «Добрый день. Что у вас будет?»

- Ваши впечатления от концерта в Ижевске…

- Ну да, и все. А какие мысли вы хотели донести в песне такой то? Это рассказ минут на пятнадцать, потому что это творческие люди. Они пишут под воздействием каких-то чувств. Объяснение этого требует больше времени, чем может дать FM радиостанция.

Рок Онлайн

- Предлагаю поговорить не о Рок Онлайн, а конкретно о Вас. Чтобы подписчики портала «Субкультура» понимали, что Вы за человек. По крайней мере, чтобы понимали, какие у Вас вкусы. Какие Вы предпочитаете книги, музыку и на какой фильм сходили в последний раз?

- Хороший вопрос. Сейчас… сигареты возьму. Даже не знаю, с чего начать.

- Книги.

- Раньше много читал, сейчас нет времени.

- Что читали?

- Фантастику в основном. Если говорить о том, что нравится из книг – это Ник Перумов ранний. Но сейчас он испортился. Вообще много очень книг прочитал за три года, особенно, когда появились планшеты.

- Понимаю Вас в этом.

- Книгу прочитать в два дня – это нормально. Я тогда еще не ездил за рулем. А сейчас читаю книги, если это нужно. По бизнесу, мотивации…

- Вас мотивируют такие книги?

- Просто объясню. У меня образование среднетехническое незаконченное высшее. Я программист - мозг технический. Поэтому мне приходится развиваться в сторону бизнеса и всего того, что нужно в этом направлении. То, что дают в наших учебных заведениях, не работает. Нет, я благодарен учителям. Когда я учился, то буквально приходил, клал зачетку – и уходил. По сути, знаний, которые мне дали простые трехмесячные курсы, хватило на весь курс техникума от и до. Я преподавателей затыкал за пояс. Я сам был преподавателем.

- Возвращаясь к книгам, о мотивации… Там же основная концепция – вселить веру в себя. «Делайте, делайте, делайте!»

- Надо потратить триста часов, чтобы любое дело принесло денег.

- Это всегда работает?

- Как показывает практика, да.

- Пытаюсь перевести триста часов во что-то более наглядное… чтобы ориентироваться.

- Около двух лет. Если заниматься чем-то в течение этого времени, это начнет приносить деньги. Но к радио это не относится, так как радио инновационный продукт. Это действует на стандартные формы бизнеса.

- Слышала, что главное - пережить первый год. А там уже все придет. Вы слышали об этом?

- Слышал, но, судя по себе… Опять же, смотря, чем заниматься. Весь вопрос в том, насколько ты выкладываешься. То же радио: когда оно начиналось, до 2011 года я на нем практически жил. Я приходил домой – у меня сын спит. Я уходил из дома – у меня сын еще спит. Сыну десять лет.

- Родственники как к такому графику относились?

- У меня склад работы, что я работаю двадцать четыре часа в сутки семь дней в неделю. Дома спал, мне позвонили, я подорвался – уехал. Могу сутками работать. Звонок жене, что я приеду завтра, и все.

- С пониманием.

- Ну, уже с пониманием. Мы одиннадцать лет женаты, двенадцать лет знакомы.

Рок Онлайн

- Хорошо. С книгами, вроде, разобрались. Музыка. Какую музыку слушаете, на какие концерты ходите?

- Концерты - это больше работа. Я на них не отдыхаю. Могу прийти на концерт любимой группы, но все равно это будет работа. Поэтому мой отдых – уехать на пару дней туда, где не ловит телефон.

- У Вас нет такого, знаете: Вы приехали на отдых, забросили телефон в угол, но посматриваете в этот угол, потому что без работы как-то не так?

- Я не забрасываю. Вечером проверю телефон обязательно. Мы работаем с крупными операторами России, у меня звонки по России бесплатные, поэтому я спокоен. То же радио можно набрать, 740 00 98 – телефон придет на меня, потому что это телефон, который сейчас привязан к радио. Он является то ли золотым, то ли серебряным номером, который стоит полмиллиона рублей… (улыбается) Ну, так случилось.

- Так сложились звезды. (смеюсь)

Рок Онлайн

К нам сел Ваня, фотограф. "Я не особо следил за ходом разговора, может, ты уже спрашивала, но..." 

- (И.М.) Нет такого ощущения, что пал спрос на живую музыку? Я хожу на «Элизиум», например. Вижу, что аудитория падает. Тот же «Цоколь». Они привезут три группы из Москвы, а пришло тридцать человек...

- (А.Е.) Тут весь вопрос в том, как правильно донести информацию с точки зрения бизнеса. Есть цена билета, и есть цена привлечения одного клиента,и цена прибыли. Также это вопрос продвижения.

- (К.В.) У них есть пиар в интернете. Новости в сообществе, они считают, что этого достаточно. Так очень часто делается. И не только в маленьких клубах.

- (А.Е.) Есть цена привлечения одного клиента. Она высчитывается достаточно просто: по количеству затраченной рекламы на привлечение этого клиента и суммы, которая в итоге у тебя получается. Люди, которые работают в клубах, либо не знают этого, либо не хотят платить.

- (К.В.) Наверное, они боятся - «вдруг не окупится!» А ты потратил столько уже…

- (И.М.) Привез человека – уже потратил.

- (К.В.) Вдруг потеряешь больше.

- (А.Е.) Музыка – это сверхрискованное вложение средств. Например, концерт. Ты дал много рекламы. На концерт не пришел народ, потому что ударил мороз минус двадцать, либо дождь пошел, либо где-то что-то интереснее. Вариантов много…

- (И.М.) Пример неудачного фестиваля в А2. Позвали группы Anacondaz, 25/17… А пришло человек, может, двести. Это два ряда перед сценой – и все. Реклама была, как так получилось?

- (А.Е.) Вот ты говоришь об этом, а я об этом ничего не слышал. Если бы это было везде, из каждого утюга, то… Тут весь вопрос к тому, как работают пиарщики.

- (К.В.) Если не брать форс-мажоры типа мороза в минус двадцать, то отсутствие аудитории – это всегда косяк пиарщиков?

- (А.Е.) Где-то что-то не просчитали. Где-то что-то неправильно написали. Есть продающий текст - они должны это знать. То, что пишется у нас на радио, это мой текст или нашего пиарщика. Есть цепляющие фразы…

- (И.М.) Если группа мало кому интересна, тут хоть какие фразы используй.

- (А.Е.) Что значит мало кому интересна? Это просто группа не донесла свое творчество большому количеству людей. То же радио дает возможность прийти музыкантам и дать интервью. Двум, трем своим людям скажите, что вы пришли. Будут интересные вопросы, потому что они вас знают. А аудитория радио о вас слышит в первый раз. Она будет слушать, но не факт, что ей будет это интересно.

- (К.В.) У меня даже есть пример группы молодой, которая дважды была на Рок Онлайн, но все равно имеет падение спроса.

- (А.Е.) Радио – инструмент продвижения себя. Это информационный повод привлечь к этому много народу. Выложиться. Для молодой группы… Двести рублей. Потратить на пиар себя в том же ВКонтакте.

- (И.М.) А с точки зрения развития группы. Что лучше: за год двадцать раз выступить в Fish Fabrique или один раз в А2 на фестивале?

- (А.Е.) Надо выступать и там, и там. На фестивале ты берешь аудиторию фестиваля, там разные группы. А Fish Fabrique – это информационный повод привлечь больше народу. Опять же, это надо делать правильно и грамотно. Молодая группа, через сколько времени она планирует выступать?

- (И.М.) Допустим, месяц. «В клубе через три дня свободный день – приходите».

- (А.Е.) Отлично. Что можно успеть сделать за три дня? Когда информация расходится в течение недели – это минимум. Я говорю прописные истины. Должен быть маркетинговый план мероприятий. «Мы выступаем весной тогда-то, здесь мы выступаем тогда-то, тогда-то мы пишем альбом». Все это информационные поводы, которые пиарятся. Заранее. С подогреванием аудитории. «Тогда-то мы запускаем рекламу ВКонтакте, тогда-то – на сайте, тогда- то – на радио».

Рок Онлайн

- (И.М.) Слушатель Рок Онлайн – кто он?

- (А.Е.) Люди, сидящие в офисах, у которых есть выход в интернет. Менеджеры среднего звена, студенты, школьники…

- (И.М.) А максимальный пик активности слушателей?

- (А.Е.) На данный момент это день. Где-то двенадцать-час дня. Раньше это был вечер. Это также зависит от программ, которые выходили. Есть специализированные передачи, у которых своя аудитория. Есть люди, которые слушают регги, готическую тему… Темной сцены у нас в России практически нет.

- (К.В.) А как же группы «Otto Dix», «Dominia»?

- (А.Е.) Ну, «Dominia» - это метал.

- (К.В.) Dark Gothic Metal – они как-то так себя позиционируют.

- (А.Е.) Тот же Roman Rain – тоже готическая сцена. Мы его открыли – его взяли на «Наше радио». «Анимация» начиналась у нас... Мы их покрутили, они записали еще один альбом, прошел еще один год – их взяли на «Наше радио».

- (К.В.) Продолжая узнавать ваши культурные предпочтения. На какой фильм Вы сходили в последний раз? Что вообще цените в кинематографе?

- (А.Е.) Ходил полтора месяца назад… Название не помню, названия фильмов вообще не запоминаю. Но точно помню – был (смеется). В кино ходишь ведь, чтобы отдохнуть. Как-то разгрузить голову. Все последние новинки, в принципе, смотрел. Я больше произвожу что-то для других, чем сам потребляю.

- (К.В.) Если Вы обратитесь к подписчикам портала «Субкультура», что Вы им скажете?

- (А.Е.) Могу с праздником их поздравить. Сегодня день рождения Аллы Пугачевой…

- (К.В.) Нет, ну Вы смеетесь надо мной!

- (А.Е.) Нет, серьезно, сегодня день рождения Аллы Пугачевой. Вообще 15 числа много событий. Каждый найдет для себя что-то… Так что, с праздником.

Рок Онлайн

Тут я думала выключить диктофон и уехать домой расшифровывать материал, но не тут-то было. Ваня улыбнулся и сказал: «Последний вопрос». После которого разговор продолжался еще около двух часов. Было бы несправедливо не привести расшифровку хоть части этого разговора, поэтому…

- (И.М.) У Вас была такая передача, в которую зовутся малоизвестные группы. Что это: благотворительность или задел на будущее?

- (А.Е.) Это промах. Когда транслируются по радио такие команды, мы теряем аудиторию. Мы выкладываемся на сто процентов, а они даже своим двум-трем друзьям не могут сказать, что они будут на радио.

- (И.М.) Даже если скажут, те вряд ли послушают.

- (А.Е.) Если бы они сказали, друзья бы послушали. Хотя бы три минутки, пять минут… Можно это увидеть. Мы даем инструмент, как они им воспользуются – их дело.

- (И.М.) Формат онлайн радио требует личного присутствия человека в студии?

- (А.Е.) На данный момент нет. Желательно, конечно, но не обязательно. Главное, чтобы техника это позволяла. Для чего нужна студия? Мы столкнулись с этим на стадии развития. Пытались сделать передачи из разных регионов России. Но не все могут отстроить свое оборудование так, чтобы все звучало в одном стиле.

- (И.М.) А как все выглядит? Как в фильмах? Гигантские пульты, наушники, микрофон?

- (А.Е.) Стандартный пульт, двадцать четыре канала. Пара компьютеров, микрофон, наушники. Все, как на обычном FM-радио. Мы то же самое, что FM, только вещаем в интернет. Да, есть нестандартные серверные решения, но это уже серверная часть, которая дает слушателю возможность слушать распределение той же самой нагрузки.

Рок Онлайн

- (И.М.) Это больше, наверное, относится к репортажам… Сколько просмотров – это успех? С какой цифры это начинается? Вот передача, ее смотрит тридцать человек…

- (К.В.) Понятно, что фэйл, а сколько должно быть…

- (И.М.) Чтобы это был не фэйл, а…

- (А.Е.) Успех? Больше ста тысяч.

- (К.В.) Видела у вас на стене ВКонтакте график. Ровно-ровно на нем все шло, Алексей Горшенев в студию пришел – и как-то все взлетело. Это сколько аудитории было?

- (А.Е.) Там было сто шестьдесят тысяч что ли… до ста шестидесяти пяти даже. Когда пришел Алексей Горшенев, мы переезжали на другие серверы. Я эти переключал на студии вручную. Между серверами рулил, чтобы слушатели могли услышать эфир. Не все же подключаются к каналу единовременно. В интернете все было красиво, никто этого не видел. Но…

- (К.В.) Но это был ад.

- (А.Е.) Не ад, мы просто реально бомбили весь интернет, что пришел Алексей Горшенев, потому что у него был тур…

- (И.М.) "Кукрыниксы" в этом плане на удивление популярная группа. Если просто выложить их фотку, написать – "Кукрыниксы", лайков триста наберешь точно.

- (А.Е.) Под любым проектом можно набрать лайки и репосты. Весь вопрос в том, как это продвигать.

- (И.М.) "Кукрыниксы" можно никак не продвигать. Не знаю, как они это делают.

- (К.В.) Фанаты хорошие.

Рок Онлайн

- (И.М.) Перед концертом "Бригадного подряда" был фуршет. На каких концертах такое вообще происходит?

- (К.В.) У них была презентация альбома.

- (А.Е.) У вас же лежало интервью с «Бригадным подрядом».

- (К.В.) Оно и сейчас лежит.

- (А.Е.) Я отслеживаю информацию, но не всю.

- (И.М.) То есть, на такие крупные презентации приглашаются журналисты, все так красиво происходит. Часто бываю на концертах, но не видел такого.

- (А.Е.) Понимаешь, на том же Фросте (Frost Fest, рок фестиваль,- прим.) было достаточно много СМИ. На первые два Фроста, организованные в Санкт-Петербурге, приглашались все СМИ. Весь вопрос в том, как вы им это преподнесете.

- (К.В.) Как продвигать по телеканалам тот же Фрост? Скажут – неформат.

- (А.Е.) Городские новости. Это событие, которое соберет…

- (И.М.) Frost Fest.

- (К.В.) Но это двухминутный сюжетик!

- (А.Е.) Двух-трехминутный сюжетик на крупном телеканале дает прирост аудитории человек триста.

- (К.В.) Я понимаю, что это небесполезно, но то, что это каналам не особо…

- (А.Е.) Каналам не особо, но в свою информационную сетку они это запихнуть могут. Вопрос, как их привлечь. Главное, договариваться с телеканалами заранее. Месяца за три.

- (К.В.) За сколько?!

- (А.Е.) За три месяца ты начинаешь вести с ними переговоры. Все серьезные печатные СМИ, то же самое. Договариваешься с ними за три месяца. Рассылаешь пресс-релизы. Что происходит, как происходит.... Это глобальная работа. Наши молодые коллективы этого ничего не делают.

- (И.М.) А если б делали, это бы помогло?

- (К.В.) Вы просто обвинили молодые коллективы в том, что они не заморачиваются.

- (А.Е.) Во-первых, не заморачиваются. У большинства нет пиар менеджеров, который бы взял на себя эту работу. Да, ему нужно платить, зато он занимается вашим продвижением. А то говорят – «Мы не собираем». Группа должна играть. Если она зарабатывает десять тысяч за концерт, делим это человек на восемь… около двух тысяч. О каких прибылях мы говорим? А надо еще вложить что-то в развитие…

- (И.М.) Запись…

- (К.В.) Новое видео…

- (А.Е.) Ели группа получает сто тысяч рублей за концерт. Опять же… Сто тысяч за концерт – Это только Питер, Москва. Сто, сто пятьдесят, двести. Регионы у нас в России же вообще бедные.

Рок Онлайн

- (И.М.) Шнур…

- (А.Е.) Что Шнур? У него правильно выстроенный пиар. Тот же Ляпис Трубецкой. У него тоже правильно, грамотно выстроенный пиар.

- (К.В.) Вы верите, что он реально ушел?

- (А.Е.) Меня очень просили не разглашать эту информацию.

- (К.В.) Есть версия, что он сейчас возьмет – и…

- (И.М.) Зачем ты заставляешь человека многозначительно молчать? (смеется)

- (А.Е.) В связи с тем, что я работаю на крупных операторов России, я уже привык давать подписку о неразглашении. Есть те вещи, которые я могу рассказать, но нельзя.

- (И.М.) Кстати, про Ляписа… Застал, когда он выступал еще в «Орландине» на фестивале…

- (К.В.) Толстый и с гармошкой?

- (И.М.) Он уже был качком, уже в татухах… А потом уже Главклубы пошли и прочее.

- (А.Е.) Noize MC, например. Перед каждым туром Нойза нанимают человечка, который бомбит весь интернет. Если проследить, как едет Нойз, просмотреть его тур... Создаются группы, создаются встречи. (ВКонтакте – прим.)

- (И.М.) Я узнал о концерте 19 числа случайно, зайдя на сайт «Авроры»…

- (А.Е.) Нойз, по идее, будет на Рок Онлайн.

- (К.В.) И на Субкультуре.

- (И.М.) Нойз один из немногих музыкантов, у которого каждый новый альбом лучше предыдущего.

- (А.Е.) Честно тебе признаюсь: Нойза слышал пару-тройку песен. Я тебе говорю… К нам приехал организатор концерта PROJECT ROCK. А техник у нас отдыхал в этот момент. Я его попросил, написать, что ставить в эфир. За пульт я могу сесть – не вопрос. Но я не разбираюсь в музыке. Вообще. Не мое это. Мне это каждый день не надо, как не надо кому-то каждый день считать налоги.

- (И.М.) Не было неудобных ситуаций, когда тот же Нойз спрашивает: "Как тебе мой новый альбом?"

- (А.Е.) Таких ситуаций обычно нет, потому что музыканты никогда этого не спрашивают. Опять же, аудитория... Группы просто работают с аудиторией.

- (И.М.) Работа, имеется ввиду, в интернете?

- (А.Е.) Не только в интернете. Вообще. То же радио: у нас есть чат, в который раньше заходило больше ста человек, которые там сидели постоянно. Но в связи с переделками технической части и уходом некоторых диджеев все изменилось. На самом деле, чат можно собрать обратно. У нас подписчиков на данный момент больше четырнадцати тысяч - основная база сайта радио. Если говорить о телефонной базе радио, тех, кто подписывался на наши смс-рассылки – более восемнадцати тысяч.

- (И.М.) С такой базой можно до аккредитации на «Зенит» дойти.

- (А.Е.) Мы первые, кто сделали услугу – приглашение на концерт от группы.

- (И.М.) В эфире именно?

- (А.Е.) Ну, вот какую группу ты любишь?

- (К.В.) "Кукрыниксы" он любит.

- (И.М.) Ну…

- (А.Е.) Вот представь, звонит тебе телефон, неизвестный номер, снимаешь трубку, а там.: «Привет! Я Леха Горшенев, приглашаю тебя на свой концерт!»

- (И.М.) Это вообще законно? (смеется)

- (К.В.) Попробуй, откажись! (смеюсь)

- (А.Е.) Эта тема знаешь как зажигала! Много историй было. «Сижу на паре, звонит телефон, снимаю трубку – а это Толян из "Бригадного Подряда", я со стула упал! Выбежал из аудитории…»

- (И.М.) Еще бы знать, кто этот Толик. То есть, мы знаем, а кто-то может не знать.

- (К.В.) Ну да, что, если музыкант позвонит, а кто ответит, не узнает его?

- (А.Е.) Ну и что? Ошиблись номером, всякое бывает.

Рок Онлайн

- (И.М.) По поводу пользы "Контакта". ВКконтакте все меряется лайками и репостами. А чем еще-то… И на примере (заговорчески) Субкультуры. Например, репортаж с "Элизиума". Если выложить информацию в паблик, будут лайки только от тех людей, которых я знаю. Если группа "Элизиум" сделает репост, то это сорок лайков, в лучшем случае. Если выложить репортаж в группу "Ария", ну триста лайков. Даже "Арию", у которой многомиллионная армия поклонников. Как-то неправильно это…

- (К.В.) Еще тема, что лайков больше, чем просмотров. Я не про «Арию» сейчас, вообще…

- (А.Е.) Не факт же, что народ читает. Он может посмотреть: «А, знаю!» - лайк.

- (И.М.) Это при том, что они продолжают собирать народ на концерт.

- (А.Е.) То же радио, на данный момент. Раз в день, раз в два дня пишется информация, что у нас в чарте что-то появилось. Это раскидывается репостами на три-двадцать шесть групп. Эффективность этой рекламы отслеживается просто: количество групп, подавших заявку на чарт. Тут весь вопрос действия. Какое действие должен сделать либо музыкант, либо слушатели.

- (И.М.) Просмотры зависят от рекламы, а не от качества материала?

- (А.Е.) Да. Но опять же, смотря что продаете. У вас на портале есть какой-то интернет-магазин. Если он на музыкальную тему, то это привлекает народ.

- (К.В.) Не на музыкальную тему. Не считая колонок…

- (И.М.) Айфончиков…

- (К.В.) Часов.

- (А.Е.) Мы тоже запускаем интернет-магазин, посмотрим, что из этого выйдет.

- (И.М.) Молодая группа должна понять для себя, что она бизнес-проект?

- (А.Е.) А ради чего тогда все? Музыканты делятся на три группы. Те, кто играют для себя и никогда не выйдут на сцену. Те, кто пытаются что-то сделать, выступить, но никак не продвигаются и играют за просто так. Есть те, кто пытаются просить деньги за то, что они играют. Есть группы, которые выбиваются, собирают большую аудиторию.

- (И.М.) А есть кто-то из молодых групп, не считая "Анимации", кто появился в последние два года и «выстрелил»?

- (К.В.) Можете ли Вы предвидеть такие команды?

- (А.Е.) Кроме "Анимации" нет, честно нет.

- (К.В.) А сейчас есть на примете та, что может «выстрелить»?

- (А.Е.) Все зависит от того, что они выпускают. Для этого нужен человек, который отслеживает, отслушивает, который делает коллективы. Который может сказать: «Ну не нравится! Ну не хит это!» Потому что радио просит прислать хит. Почему попадание в ротацию радио происходит так долго? Потому что человек, который занимается ротацией, должен все прослушать.

- (И.М.) Да, я вот не знаю ни одной группы, которая ниоткуда взяла и дошла до Нашего радио.

- (К.В.) Из рока?

- (И.М.) Да вообще…

- (А.Е.) Не, ну на Нашем крутятся молодые команды. Это от нас пошло. Радио Рок Онлайн для начинающих групп – как ступенька. Они могут научиться правильно подавать информацию. Вот вы, например, сталкивались с тем, что спрашиваешь что-то у группы – а ответ односложный? Да/нет. Почему мы с вами так спокойно говорим столько времени? Потому что первые эфиры на Рок Онлайн вел я. Это сейчас я не веду ничего вообще. Например, вопрос группе: "Что скажете о концерте?" – "Я был пьяный в туалете". - Все. И диджей думает: ну как тебя, собака, вытащить на разговор? Ну, расскажи ты, как пил до этого. А он, все.

- (К.В.) В журналистике, если брать в теории, в идеале есть понятие, что на интервью… И, я говорю об этом сейчас!(смеюсь)

- (И.М.) Все правильно! (смеется)

- (К.В.)  ...Нельзя ставить вопрос так, чтобы на него можно было бы ответить «да» или «нет».

- (А.Е.) Не поверишь. Наша молодежь умеет односложно отвечать на такие вопросы, где ты спросишь их дать расширенный ответ.

- (К.В.) Не знаю…

- (А.Е.) А некоторые… Я вот вспоминаю сейчас интервью с Каспером. Записывалось очень долго, часов пять. Очень много мыслей у человека. Но это Каспер. Он такой единственный. И неповторимый.

- (И.М.) Мне еще нравилось смотреть интервью Горшка в молодые годы.

- (К.В.) «Что является для тебя показателем популярности, того, что группа качественная?»

- (И.М.) «Зашибись!»

- (К.В.) «Это должно быть зашибись!»

- (А.Е.) Интервью Горшка, которое делали мы с Ильей Маррадером. Там были небанальные вопросы вообще. Это можно послушать в интернете, если интересно.

- (К.В.) 2008 год?

- (А.Е.) Нет, 2010. Там небанальные вопросы Горшку. Потому что Маррадер сам музыкант - и понимает…

- (К.В.) Что бесит.

- (А.Е.) Да. Плюс они хорошо общались. Вопросов бывает много, но все они могут быть ни о чем.

Рок Онлайн

- (К.В.) Я буду утрировать сейчас. Когда у нас было интервью с "Бригадным подрядом", они говорили, что вот, на ТВ не пробиться. Там попсовые исполнители, которые в реале и А2 не соберут. Но Вы говорите про косяк в работе пиарщиков, если зрители о чем-то знают недостаточно хорошо. Если рок-командам вкладывать большие деньги в рекламу, рок сместит тех, кто играет сейчас на федеральных каналах? Вот был День Космонавтики. Наверняка по первому каналу шел какой-нибудь сборный концерт. И то, что там играет, кто это слушает…

- (И.М.) Ну, слушай, аудитория телеканалов – сорокалетние домохозяйки.

- (К.В.) Что показывают, те и смотрят.

- (А.Е.) Фестиваль «Нашествие» транслировался.

- (К.В.) По РЕН ТВ?

- (И.М.) Это все достаточно давно было. Год 2006, наверное.

- (А.Е.) Любой брэнд можно раскрутить либо вкладывая деньги, либо вкладывая силы. Тут вариантов немного. Возможно, я неправ. Если кто-то знает другой метод, пусть научит. Я никогда не против учиться.

 Беседовали Катерина Воскресенская и Иван Маркуль. Фото Ивана Маркуль



Портал Субкультура