joomla

03.04.2014 Моноспектакль «Юра» по «Блокадной книге» Даниила Гранина и Алеся Адамовича (СПб, театральное пространство «ЦЕХ»)

Понравилось? Расскажите друзьям:

3 апреля на площадке театрального пространства «ЦЕХ»  прошел моноспектакль «Юра» (режиссер Роман Каганович), в главной роли Антон Леонов. Основой для спектакля послужили письма пятнадцатилетнего мальчика Юры Рябинкина, опубликованные в  «Блокадной книге» Даниила Гранина и Алеся Адамовича. Полгода из жизни мальчика, с июня 1941 года по январь 1942-го. Не так много, но и совсем немало в контексте узнавания себя, своих поведенческих реакций, самой сути своей натуры в не просто стесненных, а приемлемых лишь для выживания обстоятельствах.

Театральное пространство «ЦЕХ» размещается на Лахтинской улице уже 4 года. Срок довольно длительный, но место сохраняет поистине андеграундный облик. Широкий двор, строения и пристройки, а где вход, - в данном случае это  железные, раскрашенные яркими цветами ворота, знает только посвященный. В фойе камерно и аскетично. Взгляд цепляется за пару десятков стульев, несколько столов, на которых, словно предвещая финал спектакля, стоят зажженные свечи. В уголке импровизированный бар, которым заведует обаятельная женщина средних лет. Зрителей не много, но достаточно, чтобы заполнить небольшой зал. В основном это девушки самого разного возраста, молодые люди лет тридцати. Женщин больше, что кажется немного странным, ведь спектакль далеко не из легких,  он не затрагивает любовные переживания или радости путешествий, он о войне. Войне с условиями, в которых оказывается главный герой,  войне с собственной личностью. Режиссер предупреждает нас о том, что тема тяжелая, но касается каждого живущего в, теперь уже Санкт-Петербурге, а когда-то военном, оккупированном Ленинграде.

Для моноспектакля детище Романа Кагановича длится довольно долго, около полутора часов. Сложная задача для актера, но Антон Леонов справляется с ней. Последние несколько его работ с Театром Ненормативной Пластики также очень хороши. Это постановки, основанные на движении тела, танце («Любовь во множественном числе», «Жисть»).

Визуальный ряд спектакля минималистичен. Первое, что видит зритель, - это  деревянная будка, оклеенная изнутри обрывками газет, из нее Юра и выходит под свет софитов. Одним из главных героев в мире вещей является  стол, исполняющий  множество ролей: трибуна, убежище, баррикада. Лейтмотив представления - цепь. На железных звеньях, скрепленных между собой висят выкрашенные в серый цвет предметы быта: чайник, коробка из под печенья, молоток, лампа… Своя роль есть у каждого предмета: лампа  станет маятником, отсчитывающим ритм рассуждений героя, высвечивающим поступки, которые в обыденной жизни не значат совершенно ничего, а в условиях осадного положения превращаются в смертный грех.  На сцене мешки с песком, один из них с шутливым изображением  Гитлера.  И этот мешок тоже будет задействован:  летом молодые ребята будут весело бутузить его во дворе, а через несколько месяцев уже один только Юра, не выдержав всей тяжести испытаний, перепавших на его долю, будет исступленно молотить руками по мешку, выбивая из него последнюю труху.

Спектакль сопровождает живая музыка:  электроарфа в руках Ольги Максимовой, которая так же является и композитором постановки. Музыка нежная и приятная, от нее веет легкой грустью и надеждой. Можно сказать, что Ольга тоже играет в спектакле, являясь зрителю в виде силуэта за занавесом. Звуковой ряд не ограничивается одной лишь арфой. Это уже привычные для нас  по другим работам Кагановича музыкальные отбивки,  речь диктора военного радио, звук падающего снаряда.

 

«Юра» -  не спектакль со счастливым концом, но и в нем есть светлые моменты, место мечтам, надежде, перерождению человека как личности. Все очень ясно и тяжело, но так жизненно, что вопросов режиссеру, который стоял за трибунами на выходе из зала и внимательно вглядывался в лица уходящих зрителей, я задавать не захотела. Не о чем и незачем. Надо просто помнить о тех, кто смог пережить это тяжелое время или пытался, но  не дожил до освобождения. Спасибо.

Команда спектакля:

Режиссер — Роман Каганович

Второй режиссер — Степан Бекетов

Актер — Антон Леонов

Композитор — Ольга Максимова

Художники — Александр Храмцов и Константин Соловьев

Звукорежиссер — Андриан Лебедев

Фотоотчет Андрея Мо:

View this photo set on Flickr

 


Портал Субкультура