joomla

Титий Безупречный: завтрак на Плутоне (Москва, Камерный музыкальный театр имени Бориса Покровского)

Понравилось? Расскажите друзьям:

В открытый космос Камерного музыкального театра имени Бориса Покровского во всем великолепии вышел "Титий Безупречный". О том, как режиссер Владимир Мирзоев, композитор Александр Маноцков и художник Александр Лисянский воплотили в опере пьесу Максима Курочкина, читайте репортаж нашего корреспондента Екатерины Нечитайло.

титий безупречный, александр маноцков, владимир мирзоев, Камерный музыкальный театр имени Бориса Покровского, максим курочкин, александр лисянский, субкультура, нечитайло

"...Они никогда не взбунтуются, пока не станут сознательными,

а сознательными не станут, пока не взбунтуются".

                                               Джордж Оруэлл, "1984".

Вы когда-нибудь убивали дельфинов бейсбольной битой? Бороздили просторы Вселенной в поисках существ, которые умнее зажигалки? Смотрели "оперу в опере" по мотивам пьесы Шекспира, в которой с XVI века притаилось 34 трупа? С момента вступления в свои права "Тития Безупречного" на сцене Камерного музыкальном театра имени Бориса Покровского стали возможны эти и многие другие аттракционы фантастического парка страшилок. Взяв за основу текст Максима Курочкина, режиссер Владимир Мирзоев и композитор Александр Маноцков постепенно приучают зрителя к различным вариациям на тему апокалипсиса, устраивают экскурсию в последствия неверного выбора, наглядно демонстрируют возможный облик будущего. Будущего, которое даже не стоит пытаться спасать.

титий безупречный, александр маноцков, владимир мирзоев, Камерный музыкальный театр имени Бориса Покровского, максим курочкин, александр лисянский, субкультура, нечитайло
 

Пьеса одного из любопытнейших современных драматургов Максима Курочкина была написана в 2008-м году, когда Королевский театр и Royal Court предложили российским и украинским драматургам попробовать свои силы на шекспировском поле, дали задание создать тексты по мотивам его опусов. В пространстве вольного пересказа "Тита Андроника" правит Локальное Бюро, люди полностью утратили способность к самостоятельным суждениям и мышлению, полеты в космос и завтраки в разных его уголках - обычное дело, цивилизация фактически изничтожила сама себя, но еще жива святая вера в спасительное искусство. В один прекрасный день Космонавту - Капитану, сохранившему зачатки мыслительной деятельности, которого этим самым искусством периодически накачивают, показывают спектакль по одноименной пьесе великого английского драматурга, чтобы в финале задать фундаментальный вопрос: так что же является главной опасностью для человеческой цивилизации?

титий безупречный, александр маноцков, владимир мирзоев, Камерный музыкальный театр имени Бориса Покровского, максим курочкин, александр лисянский, субкультура, нечитайло

"Титий..." - образцово-показательный ответ всем, кто при слове "опера" затыкает уши, изображает насмешливую гримасу, презрительно фыркает, тянется к подушке. Это эхо романа "451 градус по Фаренгейту, отзвук линчевской "Дюны", предвестник возможных исторических хроник, скажем, 3000-го года. Время  действия - далекое будущее. Место действия - где - то в бескрайнем космосе.  Над болезненно - зеленым пространством сцены, которое разбивается вкраплениями плитки и окон, нависает фигура пеликана, гаргулья, мужской торс, беспорядочно тянутся вены водопроводных труб (художник - Александр Лисянский). По правую руку выстроилась череда торшеров с медными плафонами, на которые нанесены иероглифы, а рядом с ними висит небольшой колокол - тревожный вестник опасности и перемен.  Все действие оперы можно условно разделить на две части: в первой пришедших знакомят с героями, укладом жизни, способах выживания, а во второй, во время оперы для Капитана (Павел Паремузов) и зрителей, воссоздают безжалостную форму невероятных совпадений с сегодняшним днем.

Космическая эпопея мира эпохи упадка буквально пышет абсурдом, продолжает дело Владимира Сорокина. В ней практически нет ярких цветов, у Капитана спортивные штаны заправлены в кирзовые сапоги, в межпланетных капсулах забывают курицу, жена является "нерегулярной", поверх белых рубах с широкими рукавами Администратора - убийцы и Аналитика - убийцы надеты кожаные фартуки мясников, а трио, оно же Сгусток, состоящий из Ульяны Разумной, Алексея Сулимова, Кирилла Филина, у которых окровавлены пальцы, выбелены лицами, почернели от тоски глаза, постоянно комментирует происходящее. В этой части огромную роль занимает ритм, фоновые шумы, создающие ощущение накала и тревоги. Оркестр будто готовится к началу спектакля (так оно и есть), настраивается, разыгрывается, но в этом первобытном хаосе, который обычно сопровождает вход зрителей в зал перед началом оперы или балета, и спрятана музыка невероятной силы воздействия.  Капитан Паремузова - человек сомневающийся, но при этом безукоризненно подчиняющийся системе. Безупречно. Густым звуком он уверенно выпевает - выговаривает пассажи, вглядывается в темноту зала, принимает решения внутри и голосово: то подвешивает интонации в сомнении, то смачно и зычно ругается, то наивно и тонкозвучно проясняет фронт работ на ближайшее время.

титий безупречный, александр маноцков, владимир мирзоев, Камерный музыкальный театр имени Бориса Покровского, максим курочкин, александр лисянский, субкультура, нечитайло
 

Ничуть не рациональнее обстоят дела во второй части, в этакой гамлетовской "Мышеловке", в опере в квадрате, по сюжету которой легендарный и страшный в своей безупречности колонизатор Титий (Александр Полковников) отказывается принимать власть после Генерального бюрократа Архитектона (Герман Юкавский) в пользу клерка Субурия (Борислав Молчанов). И во имя возможности иметь право на личную жизнь, быть невидимым для датчиков - камер - электронаблюдательных машин. Надо сказать, что здесь вступает в игру пародия на барочную оперу, в которой нередко присутствовало (как и в шекспировском театре) смешение высокого и низкого, патетического и фарсового, трагического и гротескного. Поэтика барокко, выстраивающаяся на противопоставлениях, парадоксах, символах, аллюзиях, аллегориях, дает огромные просторы для художника, отвергающего обыденность, возможность соединить и откровенную буффонаду, и текст, играющий на понижение, и вырванные глаза, и клоунский нос, и нежные звуки клавесина, и даже странную (надо признаться, что не всегда удачно выбранную) пластику.

титий безупречный, александр маноцков, владимир мирзоев, Камерный музыкальный театр имени Бориса Покровского, максим курочкин, александр лисянский, субкультура, нечитайло

Кажется, что музыка Маноцкова не о прошлом или будущем, не об одном вопросе или проблеме, а обо всем сразу. Ее сложно запомнить, но от нее нельзя оторваться. Здесь и тоска по барочной орнаментике, и врывающиеся в звуковую ткань узнаваемые мотивы, и мощные хоры, и острые речитативы, и шумовые эффекты, и мятежный дух Шенберга - Берга, и генделевская театральность. Он не выходит за пределы звуковых регистров, не оглушает, не запугивает, а тонко и иронично преподносит срез времени, застывший между вчерашним и новым. Под руководством дирижера Айрата Кашаева оркестр будто старательно изучает новый для себя язык, прислушивается, вдумывается, пробует на вкус, цвет и запах музыкальные разноплановые потоки.

титий безупречный, александр маноцков, владимир мирзоев, Камерный музыкальный театр имени Бориса Покровского, максим курочкин, александр лисянский, субкультура, нечитайло


Мирзоев создает атмосферу незримой, но изощренной тирании, при которой  страшиться нужно и подлости, и ложной безукоризненности, и панибратства, и насилия, и даже надуманного домашнего удобства, псевдоуюта. Титий - Полковников, облаченный в широкие бордовые штаны и кожаные доспехи, схож с каким - то причудливым насекомым, восточным войном. Он смело разрезает воздух ребром ладони, зависает в статных позах, несколько пафосен и монументален, прорисован грубыми штрихами внешне, но тонко выведен вокально. Звонким тенором Борислав Молчанов рисует его личного врага Субурия - воплощение пресмыкания, цинизма, мелкости. Именно он уничтожит всех сыновей Тития, спровоцирует на проявление насилия, убив его жену Порк (пронзительная Екатерина Большакова), оставит бывшего Безупречного умирать на пороге собственного дома в полном одиночестве.
Кульминацией торжества безумия становится отчаянная финальная попытка хора выпытать у Капитана его мысли на тему увиденного, моментальное решение общих проблем,  рецепт от всех болезней и апокалипсисов. Но заветного ответа на главный вопрос о том, кто же наш самый главный враг, так и не прозвучит. Потому что он совсем не из этой оперы, а всегда находится внутри каждого из нас. Вне зависимости от времени, состояния и места дислокации.

 

Фотографии Олега Хаимова



Портал Субкультура