joomla

«И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…». Мюзикл «Мастер и Маргарита» (СПб, «Мюзик Холл», 15.05.15)

Понравилось? Расскажите друзьям:

В холле девушка скромно держит табличку с надписью «Рукописи не горят». Я недоверчиво прищурилась – так, стало быть, так-таки и не горят? О Боги, боги мои. Не противоречьте! Булгаков? Так и что же? Протестую, он как Достоевский! Бессмертен. 15 мая, в день рождения мистика всех времен, ценители искусства собрались в большом зале «Мюзик Холла» отпраздновать это событие. Сегодня здесь покажут мюзикл по роману «Мастер и Маргарита», где зрители под предводительством Софьи Сираканян и Тимофея Жалнина окунутся в мир мистики, фальшивых ассигнаций, канкана, оторванных голов, снятой кожи, танго с дьяволом, романа в романе, сцены на сцене, которая на время превратится в Ялту, трамвая, мчащегося прямо в зал, и, конечно, настоящей, верной, вечной любви. За мной, читатель!

Мюзикл «Мастер и Маргарита» - фоторепортаж

Мы узнаем о таланте безымянного писателя от Воланда (Иван Ожогин), начинающего свой рассказ: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца ирода великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат». Дух зла и повелитель теней появляется на Патриарших не столько в образе интуриста, сколько в образе лидера тяжелой рок-группы. Почему Вселенское зло должно выглядеть, как Тилль Линдеманн или поборник идей компании Марвелл - загадка. Но, коли жанр требует... Потом Воланд принимает мирское обличье, и все становится на свои места. Липы, жара и спор Берлиоза (Константин Барышников) с поэтом Бездомным (Борис Малевский) на предмет существования Бога. И Аннушка с огромной банкой подсолнечного масла, которое она не только купила, но даже и разлила. «Вам отрежут голову», - улыбается историк, специалист по черной магии. На экране возникает трамвай, мчащийся на Берлиоза. И все – крики – голова на путях, Бездомный онемел, свита хохочет («Сводить с ума людей единственно не скучная наука»), мессир не спеша покидает Патриаршие пруды. Загипнотизированные зрители провожают его взглядом. И ведь веришь же в этот момент, что все вокруг в этом зале действительно его владения, и не рискнешь разорвать магический круг аплодисментами (В течение всего мюзикла идет синхронизация живой музыки и видео-контента. Аплодисменты могут сбить артистов или музыкантов) или, не приведи, хождением по залу (В журналистике это бы назвали «эффект присутствия». Герои могут свободно ходить между рядами, порой даже вовлекая зрителя в постановку). Зато фото и видео съемка разрешена. Что ж с нами делать? XXI век берет свое. А так, люди как люди, в общем, напоминаем прежних. Квартирный вопрос все так же портит нас…

Мастер и Маргарита

Воланд в мюзикле, фактически, главный герой. Рассматриваются его чаяния, желания, мысли. Некое историческое обоснование это, конечно, может иметь. «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…», - сообщает Михаил Булгаков в письме правительству. 1930 год, до создания бессмертного произведения 10 лет. Главным действующим лицом дьявол будет вплоть до третей редакции 1937 года, когда заголовок «Князь тьмы» изменится на «Мастер и Маргарита». Автор поставит тьму на второй план, и романом будет руководить любовь.

Мастер и Маргарита

Маргарита (Наталья Мартынова) с нежным придыханием взывает к мастеру (Антон Авдеев) – нравятся ли вам мои цветы? – Нет, - на таких же возвышенных тонах отзывается тот. В этом отрицании больше бездомного философа, чем сломленного писателя, живущего в подвале. Потому трудно не задавать себе вопрос: где же здесь убийца, где финский нож? Когда смотришь на человека и понимаешь, что выжил. Но погиб. Здесь мастер не талант, а панацея. Спасение участь Бога. А немая боль от утраты таланта, где она? Нету! Роман погубили. И в этом мастер мученик, так же, как Га-Ноцри. С распятья он падает на больничную койку в сумасшедшем доме. Маргарита раскаявшаяся грешница. Она спасает не мастера и даже не его роман, а собственную проданную душу. Отталкивая дьявола, выбирает свет. Но мастер не заслужил света. Он заслужил покой. А тот, кто любит, должен разделить участь того, кого он любит.

Мастер и Маргарита

В преддверии бала необходимо рассказать о свите. Коровьев (Олег Калабаев), рыцарь, вынужденный стать посмешищем во искупление. Одна неудачная шутка – и ты уже шутишь немного больше и дольше, чем предполагал. История всей нашей жизни. Азазелло (Роман Никитин), разбойник, внушающий страх. Кот-бегемот (Дмитрий Чикунов) прекрасен. Не шалит, никого не трогает, починяет примус да трется о ноги Геллы (Мария Лагацкая). В мюзикле она не просто вампирша, подающая шляпу и шпагу, ее наделили чувствами. Теперь зритель может узнать о ее переживаниях. Безответной любви к Воланду, как к учителю, например. Обожествление того, кого, казалось бы, невозможно. Маэстро, бал! Маргарита встречает гостей. Мимо меня проходит, шатаясь, висельник. Или убийца? Не по себе. Фрида, в романе тонущая среди них, в мюзикле манипулятор. Когда Маргарита забирает символ ее боли - платок, которым та задушила своего ребенка, то получает назад собственный. Хохоча, Фрида протягивает королеве цветы. Отвратительные, желтые, тревожные, те самые, что не нравились мастеру.

Мастер и Маргарита

Мастер и Маргарита

Далеко не всегда стоит быть веротерпимым к режиссерской трактовке, но здесь, в этом мюзикле, безусловно, стоит. Однако, для тех, кому одни слова «видение режиссера» кажутся преступлением, для людей, «больных» романом, напишу сразу – нет. Вы не выдержите того, что мюзикл живет своей жизнью. Успокойтесь. Ждите. Когда-нибудь сбудется ваша мечта о семичасовых представлениях, не упускающих ни одной детали. Позвольте мне только заметить, что, возможно, неподготовленной публике проще сопереживать несчастной любви и оправдывать амбиции, связанные с властью, чем рассуждать на предмет осетрины второй свежести. Нельзя развить все линии романа за 2,5 часа, это невозможно. То, что удалось вложить в постановку в такое незначительное время – просто блестяще. Можно долго спорить, но лишь история нас рассудит. Все будет правильно, на этом построен мир.

Фоторепортаж Павла Рыжкова о мюзикле «Мастер и Маргарита» на сцене театра «Мюзик Холл».

View this photo set on Flickr



Портал Субкультура