joomla

Viola is my life: жизнь как чудо (Мск, Культурный центр "Дом")

Понравилось? Расскажите друзьям:

В Культурном Центре "Дом" усилиями Сергея Полтавского открылся первый мини-фестиваль "Viola is my life". О том, что такое альтернативная музыка в исполнении альта, рассказывает  наш корреспондент Екатерина Нечитайло.

viola is my life, культурный центр дом, сергей полтавский

Альт – это инструмент-философ, немного печальный и негромкий. Альт всегда готов прийти на помощь другим инструментам, но никогда не пытается привлечь внимание к самому себе”.
               - Александр Жак Альбер Лавиньяк, французский музыковед

Июнь. Прохладный московский вечер. Около Культурного Центра "Дом", надежно спрятанного в глубине дворов от суеты и стремительности, неспешно собираются люди, которые явно не соответствуют  определению  "обычные зрители". Все приветствуют друг друга вне зависимости от степени знакомства, некоторые заливисто смеются, вспоминая случаи и ситуации, в которые попадали вместе, многие обнимаются, радуются, по-семейному справляются о последних новостях. Кто-то играл в одном оркестре, кто-то пересекался на фестивалях, кто-то вместе учился в музыкальных учебных заведениях, кто-то сидел в одном зале на концертах в разных уголках мира. Чуть позже все они заполнят уютное пространство "Дома", чтобы без строгости, границ, чинов послушать и поиграть музыку, которую нельзя было исполнить во время учебы в консерватории. На Первом мини-фестивале альтернативной музыки "Viola is my life", посвященному бархатистозвучному альту, в одну струну выстроилась нежность музыки Павла Карманова, эксцентрика Фредерика Ржевского, глубина Пауля Хиндемита, щемящая тоска Георгия Пелециса, теплота атмосферы и девять абсолютно счастливых альтистов.

viola is my life, культурный центр дом, сергей полтавский

Скрипку с гордостью именуют «королевой инструментов», «царицей оркестра». Для нее написано огромное количество произведений, многие мечтают держать в руках именно ее, скрипичный звук нельзя ни с чем перепутать. На вопрос о том, что такое альт, большинство отвечает: «Это скрипка, только побольше».  Не такой звонкий, как скрипка, не такой густой, как виолончель, старинный музыкальный инструмент альт, появившийся на свет на рубеже XV-XVI веков, является отцом всех струнных смычковых, струны его настроены на квинту ниже скрипичных и на октаву выше виолончельных. Он долгое время находился где-то посередине,  не мог найти свое достойное место, часто игнорировался композиторами, удерживался на уровне соподчинённого голоса. В полифонической музыке Баха и Генделя альт был уравнен со второй скрипкой, но позже его ущемили в правах; в XVIII веке Этьен Мэюль написал целую оперу без первых и вторых скрипок; Никколо Паганини выступил альт-солистом в своей большой сонате для оркестра; Гектор Берлиоз написал симфонию, поручив альту главную партию. Современные же исполнители смеются, что вообще-то скрипка - это маленький альт. Он может звучать сумрачно и спокойно, светло и загадочно, торжественно и печально. Все зависит от рук исполнителя.

viola is my life, культурный центр дом, сергей полтавский
 

Музыканты вдумчиво еще раз просматривают ноты, приглушенный свет настраивает на нужный лад, идеолог проекта, его главный мотор, организатор, исполнитель Сергей Полтавский носится по залу со скоростью метеора. Именно он задумал этот день альтернативности, собрал команду, подключил всех заинтересованных и заинтересовал готовых подключиться . Через несколько минут именно он выйдет на сцену с Ириной Соповой, чтобы начать фестиваль ироничным диалогом двух альтов Майкла Догерти "Viola Zombie", который мог бы стать саундом к качественному интеллектуальному хоррору. Играют самозабвенно и даже с отчаянием, хлестко расставляя акценты, разрезая смычком воздух вокруг. Весь первый акт будет удивлять разнообразием, проворно перелистывать страницы, браво менять звуковые дорожки: запись экспрессивной сонаты Хиндемита в исполнении Александра Акимова встанет рядом с арт-фолком "Буколиков" Витольда Лютославского, каприсы Пелециса протянут руку арфе из лилейной "Funny Valentine" Павла Карманова, текст сонета Шекспира станет элементом перформанса четырех альтистов, перемещающихся  по сложной схеме, говорящих и поэтическими строками, и языком звука Фредерика Ржевского.
После антракта начинает казаться, что количество желающих впустить в себя новые опусы значительно увеличилось. Во второй части концерта в диалог с альтом вступают контрабас, фортепиано, электроника, электрогитара, создавая картины разных стилей, времен, авторов. "Waiting tango" Джона Хоукинса от Ирины Соповой и Григория Кротенко напоминает меланхоличные  "Мрачные картины" Франсиско Гойи, легкие, стремительные и глубокие каприсы для скрипки (Карэн Шахгалдян) и альта (Максим Новиков) Пелециса  - наивное искусство Фриды Кало, "Mass Destruction" Билла Альвза, в котором использованы военные речи, в исполнении Михаила Ковалькова схож с эмоционально напряженными и шокирующими полотнами Отто Дикса, воздушный квартет "Under the Radar" Стивена Сноудена, во время исполнения которого листы нот летят в разные стороны, перекликается с "Оплакиванием Икара" Дрейпера.

viola is my life, культурный центр дом, дом, сергей полтавский

 Под импровизационный финальный рок-н-ролл Катрины Рид, в котором хулиганят все альтисты вечера, ваза, созданная из "больших скрипок", окончательно наполняется стильным жизнеутверждающим соком, призывно расцветает яркой самобытной радугой. В этот вечер все происходит играючи и воздушно, легко и по-доброму, бесхитростно, с невероятной личной заинтересованностью и подключенностью всех и каждого, вне предубеждений о необходимости в фестивальной помпезности. Не междусобойчиком, но в домашней атмосфере, не для самих себя, но в тесном кругу. Если есть огрехи, то это задел на будущее, если что-то осталось незамеченным, то это лишь вопрос времени, если поиск не окончен, то это только начало пути. То плавно-певучие, то таинственно-игривые, то трагически-надрывные, то искрящиеся весельем интонации фестиваля рождают уверенность в его долгой и счастливой жизни, высекают из происходящего свет практически недосягаемой далекой звезды. Но дорога к чуду, как известно, видна отовсюду. Нужно только однажды выйти из дома.



Портал Субкультура