joomla

Пенелопа: сильные людишки. Человеков нет (СПб, театр Мастерская)

Понравилось? Расскажите друзьям:

В спектакле «Пенелопа» на малой сцене театра «Мастерская» Григорий Козлов исследует феномен современного человека и его ценностей. О спектакле по одноимённому рассказу Андрея Битова рассказывает наш корреспондент Катерина Воскресенская.

Пенелопа

Антураж скромен и показателен - это «походный рюкзак» любого журналиста и писателя 60-х годов: стол, лампа настольная, ундервуд, пачка сигарет, чай в стакане с подстаканником и повсюду разбросанные листы. Спектакль начинается стихийно: на сцену выходит герой, собирает бумаги, садится за стол и начинает печатать. Текст отображается на экране. Герой стремится усилить эффект: комментирует действия, подкрепляя всё видео-доказательствами. На экране его ведет субъективная камера. Мы узнаём фамилию - Лобышев (Сергей Агафонов). И событие, что для взрослых куда радостнее нового года – день получки! Он ждет деньги из банка, которые должны поступить не раньше трёх часов. До тех пор делать нечего, так что, Лобышев, скрываясь от начальства, идет навстречу осеннему Невскому.

Теперь героя ведет объективная камера. Ему нужно убить время, поэтому он идет в кинотеатр смотреть на Одиссея, «рыжего супермена». И супругу его, Пенелопу, красавицу, каких встретить можно разве что в кино. В подворотне кинотеатра герой знакомится с девушкой (Екатерина Гороховская). Это ли не прекрасно? Чтобы не разрушить магию случайной встречи, Лобышев старается не анализировать, не присматриваться к ней. О чем потом жалеет, ведь героиня оказывается не маленькой и ладной, а нелепой, и не вызывает у героя ничего, кроме желания провалиться сквозь землю. И вот здесь уже начинаются шуршащие, как совы, мысли. «Тут было что-то от того самого сна, когда вдруг оказываешься без штанов», - резюмирует про себя Лобышев. А что такое? Ведь всё же было хорошо, пока он не выставил их на суд зрителей. Себя и её. Эта стыдливость общественного мнения касается его не только в контексте окружения, он себя-то таким, какой он есть, принять не может. Понимает ведь, что так нельзя, что есть в этом что-то от малодушия и трусости, но состояния его это не меняет. Приехал из деревни, выглядит плохо – никто внимания не обращает. Нехорошо, с одной стороны. С другой стороны, стоит ли это внимание того, чтобы хорошо выглядеть?

«Пенелопа» - это все же ленинградская одиссея. Рассказ написан в 60-е годы, а Питер показан больно современным, и герой в своей странной одежде явно выпадает из Невского. И Садовой, и Литейного тоже. В городе европейских декораций он сам как декорация, причудливая такая. А героиня считает, что и симпатичная... В ней всё глаза оправдывают. И оттопыренные карманы пиджака, и шапку, и даже отсутствие чулок. Такие живые, светлые, преданные. Но мир выталкивает её из себя, даже её одежда то и дело норовит перекрутиться: будь пиджак или юбка чем-то одушевленного толка, тут же бы сбежали. И ест она до последней крошки, и говорит нескладно, что-то там про абстрактную живопись...

Хотя, сойди с экрана в кинозал и заговори о таком Пенелопа, её мысли, быть может, тоже посчитали странными, но в хорошем смысле, и опыт не казался бы герою «жутким». Скорее, своеобразным. Хорошему внешнему виду всегда делается скидка, в противном случае любой промах будет восприниматься острее.Лобышевым, по крайней мере. Да нет. Точно всеми. Выбор героини быть такой, какой она может, в постановке никто даже не пытается оправдать. Лучшая реакция была равнодушием. Молчаливым согласием. Почти принятием. Почти. Что ж... Это честнее деланного участия, которое оборачивается платформой 53-го километра.

 



Портал Субкультура