joomla

Чайковский в стиле «джаз»: новая версия «Щелкунчика»

Понравилось? Расскажите друзьям:

Четвёртого декабря Мариинский театр отметил юбилей Петра Ильича Чайковского исполнением джазовой версии музыки из балета «Щелкунчик».

Автор  новой версии «Щелкунчика»Алексей Чижик, джазмен, который уже обогатил свой  музыкальный репертуар многими классическими произведениями в собственной трактовке. Играет он их, конечно же, не в одиночку, а с «Чижик-джаз-квартетом», лидером которого и является. Каждый из этой четвёрки – профессиональный музыкант высокого уровня и, что немаловажно, обаятельный  человек, поэтому за их совместным творческим процессом можно наблюдать бесконечно: они шутят, понимают друг друга с полуслова и прекрасно чувствуют своих слушателей. Стоит отметить,  что «Чижик-джаз-квартет» не ограничивается исключительно обработкой классики, играя и авторскую музыку собственного сочинения. Итак, в тот вечер публика услышала органичный микс классики и джаза от четырёх великолепных музыкантов.

Концерт начался с таинственной темноты, в которой тихонько плясали волшебные звуки мелодии, знакомой всем с детства: «Танец Феи Драже». Этот выхваченный из тьмы человек за челестой –  Алексей Чижик. В какое-то мгновение осветился и весь зал, а квартет в полном составе вышел на сцену – и Фея затанцевала под причудливый ритм южных мотивов!

В первом отделении были исполнены композиции по мотивам «Танца Феи Драже», «Па-де-де» и увертюры из балета «Щелкунчик», а также «Игры в лошадки» и «Коломбины» из Детского альбома.

Каждая из них обыгрывает классический оригинал, задавая сначала его основную мелодию (чаще всего, в исполнении вибрафона), которую, трансформируя, подхватывает рояль (Олег Белов) и обыгрывает бас-гитара (Виктор Савич). За ритм отвечает Пётр Михеев, используя не только традиционные барабанные щётки, но и шейкер. Музыка постепенно превращается в гармоничный хаос, сквозь который иногда прорывается фортепианная канва оригинала, а иногда – импровизированное яркое соло.

Совершенно фантастическим получилось «Па-де-де»: особенно лирично звучал нежный тембр вибрафона, и джаз был лёгкий, чуть ли не тающий.

Ритм игривой «Коломбины» Пётр Михеев частично сыграл вручную, отложив барабанные палочки. А увертюра оказалась настолько заводной, что ритм отхлопывал весь зал!

Во втором отделении прозвучали «Вальс цветов», «Русский танец» и марш из «Щелкунчика» и ещё два произведения Чайковского – Andantino in modo di canzona из Четвёртой симфонии и Сентиментальный вальс. Также квартет исполнил произведение Олега Белова «Синдром»  - меланхоличную музыку, переходящую в энергичную импровизацию с гитарным соло.

Новый «Вальс цветов» начался даже грозно – с гудящих нижних регистров, но потом перерос в такую же порхающую, витиеватую и изысканную композицию, каким и был оригинал, только с неповторимой джазовой экспрессией.

Отдельного описания в этом репортаже заслуживает игра Алексея Чижика на вибрафоне. Музыкант виртуозно владеет пятью вибрафонными  палочками, что само по себе редкость (обычно на этом инструменте играют двумя или тремя). Когда Алексей входит в раж, он с космической скоростью управляет этой неудобной, казалось бы, конструкцией, так ловко извлекая звуки нереальной красоты, что остаётся только удивляться.

Марш из «Щелкунчика» неожиданно преобразился в зажигательный латин-джаз, а андантино поразило тихой одиночной импровизации бас-гитары с сопровождением ударных.

«Щелкунчик» Чайковского – рождественская история, окунаться в которую хочется каждой зимой, черпая праздничное настроение. Этим вечером волшебная и немного печальная музыка великого композитора обрела новое воплощение – и оно явно пришлось по вкусу петербуржцам: квартет ещё дважды сыграл на бис под крики «браво».

 


Портал Субкультура