joomla

Скажите, люди, куда идет этот поезд: бери шинель, пошли домой (Москва, Современник)

Понравилось? Расскажите друзьям:

В театре "Современник" состоялась премьера спектакля Марины Брусникиной "Скажите, люди, куда идет этот поезд..." по пьесе Анны Батуриной "Фронтовичка". О женской судьбе и оскале войны рассказывает наш корреспондент Екатерина Нечитайло.

Расскажите люди куда идет этот поезд

"Мы молчали как рыбы. Мы никому не говорили, что мы фронтовички. Так между собой связь держали, переписывались. Это потом чествовать нас стали, приглашать на встречи, а тогда мы молчали. Даже награды не носили. Мужчины носили, это победители, герои, женихи, у них была война, а на нас смотрели совсем другими глазами..."                                   

Светлана Алексиевич, "У войны не женское лицо"

Мальчишки играют в войнушку с самого детства. Им бы автомат покрепче, друзей понадежнее, гранату погромче, такое укрытие, чтобы даже сами на следующий день не нашли. Юным леди же все больше дочки-матери подавай, кукольные дома покупай, секретики создавай, красивые наряды из маминого шкафа вытаскивай. Повоздушнее, поярче, поромантичнее, помечтательнее. В этих играх можно устанавливать свои правила, есть возможность менять уровни сложности, договариваться по ходу дела, учитывать персональные особенности действующих лиц. Для Войны же нет разницы, какого ты пола, готов ли к испытаниям и лишениям, имеешь ли намерение погибнуть по-настоящему, где твой дом, на какой именно вокзал хочешь в итоге попасть. К своему юбилею театр "Современник" и режиссер Марина Брусникина запустили на сцене Дворца на Яузе локомотив, созданный по пьесе Анны Батуриной "Фронтовичка". Маршрут следования: "война-счастье"; время в пути - два с половиной часа; остановки - одна, пятнадцатиминутная; главный вопрос, которым будет мучаться каждый, кто запрыгнет в состав на полном ходу: "Скажите, люди, куда идет этот поезд?"

скажите люди куда идет этот поезд спектакль

Шло послевоенное лето. Сержант Мария Петровна Небылица отправлялась из военного госпиталя в свой новый дом, на Урал, в семью сержанта Матвея Кравчука, который пока еще оставался служить Родине.  Позади лежали годы страданий, километры сожженных городов, десятки убитых товарищей. Выпотрошенные из девочки мечты об окончании хореографического училища, погибший ребеночек, исковерканные планы. Впереди маячили нарядные платьица, пузырьки с духами, солнце и любовь. Форматирование памяти, чистый лист, семья, долгая и - обязательно-спокойная жизнь. Мама Матвея еще не знает о своем счастье, Дом культуры имени Розы Люксембург еще не знает, что вот-вот приобретет нового преподавателя по танцам, Небылица еще не знает о том, что Кравчук вернется через год. С граммофоном, пластинками, новой беременной невестой. Пьеса, написанная в 2009 - м году ученицей Николая Коляды Анной Батуриной - мир без чудес и права на срыв стоп - крана, тугоскрученная боль, спрятанная внутри, то, о чем неудобно говорить. Здесь трагедия и смерть отношений, возникших в экстремальной ситуации, напрочь лишены пафоса; сложности, выскакивающие на каждом шагу, преподносятся тем, что само собой разумеется; и характеры, и мотивы, и логика поведения героев, действующих на наших глазах, узнаваемы, страшны, понятны.  Она с фронта, а они нет, она со своими представлениями о жизни, а они со своими, она верила, что все будет так, как договорились (потому что слово военных - закон), а он влюбился в чистенькую юную девочку (потому что давно такого не видел). Как говорится, выжить на войне - половина дела, а вот выжить после нее - победа в бою местного, личного, персонального значения.

скажите люди куда идет этот поезд, фронтовичка, анна батурина, марина брусникина, современник

У войны не женское лицо. Правильнее сказать, у нее вообще нет лица. Есть лишь мерзкий оскал, высасывающий душу из каждого, кто с ней столкнется.  В этом послевоенном мире у всех героев сбиты прицелы, смещены оси, сдвинуты точки опоры. Если говорить, то не глядя в глаза, если прыгать, то из блиндажа в кухню, если отвечать, то хором, если танцевать, то опасно покачиваясь, если о любви, то впроброс. Сценограф Николай Симонов рассекает сцену двумя накрененными деревянными помостами с подпорками, где один - завалившаяся палуба, перрон, взлетная полоса, а другой - крест, виселица, столб линии электропередач. За ними растянут огромный экран, на котором будут появляться различные ремарки; под ними течет мирная жизнь со столами, стульями, лестницами; на них те, кто вернулся, дождался, отсиделся, погиб, пробежал по победному клеверному полю.

скажите люди куда идет этот поезд, фронтовичка, анна батурина, марина брусникина, современник

Матвей Кравчук (Илья Лыков) - запутавшийся юнец, что совершает прыжок из влюбленного кудрявого мальчика-щенка в уставшего от жизни молодого волка, вынужденного (выбравшего?) жить с нелюбимой, но "чистой" женой; Его мать Нина Васильевна (Инна Тимофеева) - хлопочущая, постоянно ждущая сына женщина, готовая принять Небылицу ближе, чем родную; директор Дома культуры Марк Анатольевич (Сергей Гирин) - игривый мужчина, желающий понравиться, самовлюбленный кот, мурчащий перед теми, кто ему интересен; буфетчица Галина Календарева (Дарья Фролова) - взрослый ребенок, требующий постоянного внимания, жаждущий штампа в паспорте, способный покусать любого за свое и своих; аккомпаниатор Алеша Груздев (Николай Клямчук) -  простоватый парень, наивный воробушек, в силах которого и на инструменте сыграть, и цветов с клумбы сорвать, и в окно ночью влезть, и поделиться своим теплом. Они все, в сущности, хорошие люди, только вот счастье, которое казалось таким понятным, весенним, майским, на них все никак не обрушится.

скажите люди куда идет этот поезд, фронтовичка, анна батурина, марина брусникина, современник

В спектакле Марины Брусникиной царят стерильность и чистота, нет ни единого лишнего шума, цвета, слова, а пыль, кажется, специально прожарена и простерилизована, будто одежда после долгих боев. Здесь все выстроено из дерева, вышито из серых свитеров и белых рубах, соткано из светлых носочков и песочных костюмов, обернуто в скатерти и девчачьи юбчонки. Сажа смыта, вещмешки разобраны, шинели спрятаны в кладовки, единственное яркое пятно - берет Марии Петровны, который был привезен из Ленинграда, из другого мира, с конкурса, куда она ездила со своими воспитанницами. Сержант Небылица в исполнении Виктории Романенко - незаживающая рана, эхо прошедших боев, инородный предмет, обгоревшие в танке волосы, которым теперь очень долго нужно будет отрастать. Не то она не может вернуться в свое прежнее состояние, потому что внутри все перемолото, не то боится позволить себе это сделать, потому что ей тут же придется учиться новой жизни, не то просто не хочет ничего в себе менять, потому что вытравлять что - либо - дело трудоемкое. Маша живет не ради гранд - плие, но во имя Матвея и Бетховена, отчаянно и широко доказывает собственную правоту, курит "Беломор", говорит уверенным командным голосом, порой пытается изгнать из себя агрессивного угловатого солдата, иногда все же хочет снова стать манкой женщиной с роскошными светлыми локонами, но это, к сожалению, совершенно никому не нужно. Она заявляет, она шепчет, она зовет, она просит, она поет,  но самой пронзительной сценой спектакля становится ее танец - венгерка в хореографии Николая Реутова, лишенный текста словесного, но наполненный воплями тела. Вытанцовывая войну, оплетая себя руками, совершая резкие выпады, учась себя любить, Романенко - Небылица, кажется, расправляет перебитые крылья, умирает и возрождается заново, топит зал в молчаливом крике не про битву умов за победу, не про трудности в окопах, не про ура - патриотизм, а про общую боль, быль, аль, небыль.

 

скажите люди куда идет этот поезд, фронтовичка, анна батурина, марина брусникина, современник

Я ничего не знаю о том, что такое потерять ребенка от тифа в госпитале. Я ничего не знаю о том, что такое лишиться покоя из-а танков и самолетов. Я ничего не знаю о том, что такое вернуться с фронта. И они, находящиеся на сцене, не знают. Потому что война абстрактна ровно до тех пор, пока она где-то там, пока она неосязаема, пока она спрятана на страницах книг. Она впечатляет, удивляет, пугает, заставляет думать и возмущаться, но не более того. Артисты здесь транслируют свое переживание этой войны, свое представление об этой истории, свои ощущения от фильмов, книг, песен, мемуаров. Аккуратно, интеллигентно, сдержанно, с благоговением, с уважением к теме, памяти, ко всем собравшимся. Едва-едва прикасаясь к судьбам людей, выживавшим и погибавшим в боях за необходимую победу на никому не нужной войне. Но, может быть, в этом и счастье, что этот спектакль не про нас. Он про них, про нее, про него, про ту девушку и про того парня.

Фотографии Сергея Петрова



Портал Субкультура