Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Интервью

Репортажи

Портал Субкультура - портал музыки и сайт о кино

Портал Субкультура один из ведущих интернет-порталов о современной культуре, основанный 1 июля 2011 года.

Портал Субкультура - портал музыки и сайт о кино

О состоявшемся 27 сентября в Центре Современной драматургии в Екатеринбурге спектакле-посвящении Александру Башлачеву "Башлачев: "Свердловск-Ленинград" и назад" в исполнении Коляда-Театра и группы "Курара" читайте пронзительный текст нашего спецкора Екатерины Нечитайло.

"Башлачев:"Свердловск-Ленинград" и назад"

Многие, кто говорят об Александре Башлачеве, обязательно употребляют термин "трагическая судьба". Если честно, то я не знаю, какая еще судьба может быть в России у обостренно чувствующего человека, который в этой стране "больше, чем поэт". Им восхищались простые рабочие и труженики интеллектуальной нивы, он был жданным гостем у Пугачевой и Вознесенского, работал художником на Череповецком металлургическом заводе и учился журналистике в УрГУ, ему рукоплескали рок-фестивали и небольшие квартирники. Спустя несколько десятков лет СашБаш вновь вернулся в Екатеринбург: в "Центре современной драматургии" питерский режиссер Семен Серзин создал спектакль-коллаж "Башлачев:"Свердловск-Ленинград" и назад", предоставляющий зрителям плацкартное место в поезде из воспоминаний, интервью, писем, песен и дневниковых записей. Под шепоты и крики ушедшей эпохи он стремительно летит между двумя городами, названий которых уже давно нет на карте.

У разговора по душам не бывает заученного и общепринятого начала. Самое важное в нем - правда и атмосфера, лишенная клишированных фраз и трех звонков до возможности говорить. Зрители, проходя через сцену, усаживаются на подушки, актеры и музыканты заканчивают последние настройки, по рядам уже передается компот из большой железной кастрюли. Сценография Саши Микляевой намерено подчеркивает отказ от конкретики и привязки к месту действия, создавая некое вневременное пространство, квартиру в лучшем из миров. На площадке - две гитары, синтезатор, табуретки, тазик, за спиной - экран, где видеофрагментами воссоздана атмосфера студенчества 80-х, под ногами - километры черной аудиопленки, над головой - облако из нее же, напоминающее одновременно и сердце, и ангела с черными крыльями. Пленка - дорога, ведущая по жизни, она - паутина, опутывающая существование, она - сила, шепчущая Поэту в ухо: "ты пиши-пиши".

"Башлачев:"Свердловск-Ленинград" и назад"

"...Он говорит об окружающем меня знакомом мире знакомыми словами, но расположенными в необычных сочетаниях, отчего конструкция этого мира предстаёт передо мной объёмной. Он открывает мне многослойный смысл явлений и такие глубины, под которыми не пустота, а новый смысл. Тогда, поражённый его зоркостью, я кричу, плачу вместе с ним и вместе с ним ликую, потому что его мир становится как бы моим..."

Булат Окуджава об Александре Башлачеве, 1988 год

В роли Поэта - заслуженный артист России, актёр «Коляда - Театра» и фронтмен группы "Курара" Олег Ягодин, человек, которому не понаслышке знакомы муки рождения песен. Важно отметить, что создатели отказались от полной документальности и портретного сходства, уводя историю из общего формата в сторону личных переживаний. Формула "Поэт+Поэт" рождает бомбу замедленного действия и огромного радиуса поражения: строки Башлачева, где есть размах и интимность, быт и метафизика, сиюсекундность и эпохальность, разрастаются и становятся еще ощутимее, приближаясь к нам с помощью Ягодина, как через увеличительное стекло. Он - абсолютный вахтер своего времени, слышащий свет, видящий боли и беды, чувствующий сразу за себя и за страну в целом.

"Башлачев:"Свердловск-Ленинград" и назад"

Любовь - как куранты отставших часов

И стойкая боязнь чужих адресов,

Любовь - это солнце, которое видит закат,

Это я, это твой неизвестный солдат.

Любовь - это снег и глухая стена,

Любовь - это несколько капель вина,

Любовь - это поезд Свердловск-Ленинград и назад...

Это поезд Свердловск-Ленинград и назад.

(Aлескандр Башлачев)

Съемные квартиры, работа в редакции газеты "Коммунист", письма, любовь, смерть первого ребенка, переезды, песни, попутки, знакомства, постоянное преодоление границ себя и собственной души. Сам СашБаш в шутку называл себя "...добровольцем в легионе маршала примитивных аккордов", подчеркивая, что музыка ему не так уж важна, а на протяжении всей жизни он мучается главным блоковским вопросом: "Зачем?". Ключевой фигурой в поиске ответа становится Женщина Поэта (Тамара Зимина). Меняя юбки и блузки, отношения и характеры, Зимина на легком актерском дыхании охватывает спектр от молоденьких девочек до матери Башлачева. Они смотрят друг на друга с уважением и преданностью, и создается стопроцентное ощущение матери и сына, а через минуту перед нами на сцене уже два ровесника, которые через влюбленность совершают свою попытку стать бессмертными. Он с нежностью шепчет ей на ухо свои тексты, рожденные через любовь, через женщину, через себя, а она с горящими от счастья глазами их озвучивает. Надо отметить, что это именно тексты песен, которые Олег сам исполняет вместе с группой "Курара: "Летчики", "Шикарная жизнь", "Надо больше хорошего". Друг Поэта (Константин Итунин) с гримом джокера, у которого кровавая ехидная улыбка от уха до уха, - провокатор разговоров и размышлений Башлачева, катализатор его надрывов, персонаж, который всегда рядом, как сама смерть. У них троих, как и у самого СашБаша, все до предела лично и честно, на разрыв и через себя, через найденную кровоточащую внутри подлинную точку боли, через влажный блеск глаз.

"Башлачев:"Свердловск-Ленинград" и назад"

прогулки по улкам под вечер /

посылки на утро с помятым букетом /

проснулась на первом же встречном /

уснула с помятым счастливым билетом/

ни песен/

ни строчки/

взорваться к рассвету/

то ли мы летчики/

то ли поэты/

( Олег Ягодин )

Еще один полноправный участник действия - группа "Курара". Вся первая половина спектакля пронизана песнями Цоя, "АукцЫона", Пугачевой, которые создают особый колорит квартирника, где зрители моментально подключаются к происходящему, подпевая в голос и двигаясь в такт знакомым мелодиям. В какой-то момент в зале возникает удивительная общность, словно ты действительно едешь в вагоне со старыми приятелями, слушая "чу-чух" колес, травя байки и ощущая воспоминания, как застрявшие в зубах ириски.

Во второй половине уже не до веселых песен. Мигающе-разноцветный дискотечный свет меняется на одинокий фонарь, геометрично разрезающий пространство, музыканты оставили свои инструменты и самого Башлачева, он же, угрюмый и почерневший, мучается удушьем внутренних смыслов у себя в голове и поиском хоть каких-то жизненных маяков. Многие из его друзей говорили, что перед тем, как покончить с собой, он долгое время находился в тяжелейшей депрессии. Создатели спектакля не пытаются разобраться и найти причину, потому что она слишком явно была не одна, да и подлинных мотивов уже днем с огнем не сыскать. Просто бывает невыносимо много себя самого, даже если постоянно пытаться убеждать себя, что надо больше хорошего.

"Башлачев:"Свердловск-Ленинград" и назад"

В единственном некрологе покончившего с собой в 1988 году Башлачёва, напечатанном в «Рекламно-информационном обозрении», было написано: «Когда-то Арсений Тарковский очень точно заметил: гений приходит в мир не для того, чтобы открыть новую эпоху, а для того, чтобы закрыть старую. Досказать то, что не смогли досказать другие, подвести итог и поставить точку. СашБаш закрыл собою время колокольчиков».

После этого времени умудренные жизнью критики-искусствоведы, псевдоинтеллектуалы, смотря на нас с экранов телевизора, будут с цинизмом и снисхождением высокомерно спорить: "велик ли этот творец?", "но Рыжий лучше?", "Не мелковат ли?", "А как же с личной жизнью?", "А актуален ли он СВОЕГО времени?", " Так он еще и пил? Ай-ай-ай". Типичная русская забава - рыться в белье после смерти, наивно раздавая ярлыки и подписывая вердикты.

А под шелест скатывающейся с катушек аудио пленки, звучит хриплый голос эпохи, оставляя черные сугробы, в которых похоронены мечты, планы, мысли, время.

Время, которое никогда не станет "своим" до тех пор, пока мы в нем находимся.

Фотографии Татьяны Шабуниной.

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика