Дневник режиссера

Кино, творчество, психоанализ

Кинопсихоанализ

Меня недавно спросили: «- Используете ли Вы своё знание психоанализа в режиссуре?»

Постараюсь здесь ответить на этот вопрос.

Естественно, опыт и знания по психоанализу мне помогают эффективнее работать на съемочной площадке. Причем специально я уже давно не применяю каких-либо техник, воздействующих на актеров и других людей. И тут главное не применять, а просто научиться чувствовать человека, который находится перед камерой. Создать необходимые комфортные условия для того, чтобы актеру ничего не мешало из обычного внешнего мира, когда он погружается в образ своего героя.

Поймать то состояние максимального доверия к тебе актера (и других на съемочной площадке) лучше всего естественным образом, если этого не происходит, то к примеру, ваши знания НЛП могут создать лишь только искусственную связь. И в результате может получиться не настоящий фильм, поэтому с этими инструментами нужно быть осторожным. А эмпатия всегда была лучшим оружием в глубоком понимании человека.

 

 

Другое дело написание сценария, вот где необходимо детально знать, как устроена психика человека, и каким образом я как сценарист могу на неё воздействовать. Тем более, сейчас уже зритель настолько привык к тем манипуляциям, которые постоянно на него оказывает западный кинематограф, что не используя некоторые основные психотехнологии, вы уже просто не сможете достучаться до него. Зритель в какой-тостепени стал как собака Павлова, он реагирует, только когда сценарист нажимает на определенные кнопки его психики. Или как современные добавки к пище, состоящие в основном из химии. Без усилителя вкуса многие люди уже не могут обходиться, причем сами того не подозревая.

Конечно, не это главное в написании сценария, но держать зрителя на протяжении часа-двух мы обязаны. И в современном мире для этого нужно использовать весь арсенал.
Я могу без особого труда анализировать фильмы и во время просмотра видеть, какие шаги делал сценарист и режиссер, но этому можно научиться, изучая специальную 
литературу по режиссуре и написанию сценария. Психоанализ мне помогает разработать характер героев, показывая, что их мотивирует совершать такие поступки. Что ими движет и чего они боятся. 

Но и делая монтаж, нужно применять некоторые знания классического гипноза. Особенно, если ты снимаешь триллер или ужасы. Ведь для того, чтобы зритель испугался, его нужно к этому подготовить, а не сразу начать пугать в лоб. И в этом процессе участвует вся съемочная команда. 

Например, сценарист описывает приближающегося главного героя к человеку, который сидит к нему спиной и чем-то занят. Оператор плавно движется к этому загадочному персонажу (используя для этой сцены рельсы или систему стабилизации). Монтажер под тревожную мелодию время от времени меняет кадры, то показывая нам спиной сидячего человека, то вдруг лицо приближающегося к нему с протянутой рукой героя. И кульминация наступает, естественно, когда он доходит до цели, лицо которой мы видим всего пол секунды, опять же благодаря монтажеру. И главное, не передержать последний кадр! Показывая лишь пол секунды! 2 секунды могут испортить все.

Например, в фильме «Чужой» (1979), чтобы создать максимальное напряжение, режиссер Ридли Скотт показывал инопланетное чудовище лишь мельком и притом всегда в тени.

 

Оцените эту запись блога:
Дневник Режиссера. Первая запись.
Однопланетяне: Нетипичная Италия и настоящая Брази...
 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Гость
23.09.2017