Siberiaman in St. Pete

Два мира, два состояния

Музыка для глубокой питерской осени. Цвето-температурные ощущения.

Давайте сегодня поговорим об «Iron Maiden».

Я открыл их для себя достаточно поздно, в 17 лет, и не сразу въехал, так сказать, в их творчество. Конечно, есть откровенные фанаты этой группы, я к ним не отношусь, например, я не считаю «The Number of the Beast» лучшим альбомом «Iron Maiden» и, тем более, лучшим хеви-метал альбомом вообще. Собственно, потому-то я не сразу зачислил их в список своих любимых групп, ведь я начал знакомство с данным коллективом именно с этого альбома (решил начинать сразу с лучшего, согласно общепринятому мнению). Мне, вобщем-то, понравились песни «Children of the Damned», «The Prisoner», «22 Acacia Avenue» и «Hallowed Be Thy Name». Несколько раз послушал, и всё. Ничего особенного они в моей душе не оставили, разве что «Unforgiven II» группы «Metallica» стала у меня ассоциироваться с «Children of the Damned». Ещё у меня был “концертник” «Live After Death», на котором меня заинтересовали песни «Aces High» и «The Trooper».

На этом всё могло и кончиться, но летом, когда я переезжал в Питер, я как раз искал что-нибудь “новенькое” послушать, и купил альбом «Brave New World», решив поглубже вникнуть в творчество «Iron Maiden», дать им ещё один шанс, если можно так выразиться. Этот альбом изменил моё мнение об этой группе. Не сразу, но постепенно. С самого начала я был вновь настроен скептически, потому что вступление «The Wicker Man» оказалось чуть ли не полностью скопированным с «Running Wild» «Judas Priest», а эту группу я давно уже знал и любил. И мне было немного странно, что «Iron Maiden» “выезжает” на старом материале «Judas Priest». Но после вступления началась гораздо более интересная песня, чем у старших коллег. «Brave New World» до сих пор является одним из моих самых любимых альбомов, в нём мне нравится сочетание песен, саунда и обложки, все вместе они производят монолитное впечатление качественного продукта. Сейчас я обычно проматываю песни «The Fallen Angel» и «The Nomad», но тогда я гонял диск по кругу снова и снова.

Ещё больше погрузиться в творчество британцев я смог на втором курсе университета, когда я раздобыл mp3 сборник всех альбомов «Iron Maiden» (на тот момент последним альбомом был «A Matter of Life and Death»). Вот тогда я в полной мере оценил их талант. Я как сейчас помню те ощущения: Питер, снег, темно и всё это приправлено “холодным” и таинственным звучанием песен группы. Кстати, слушая песни «Black Sabbath», «Judas Priest» и «Queen» 70-80хх годов я был убеждён, что саунд такого качества был неизбежным в то время старых технологий звукозаписи. Каково же было моё удивление, когда я услышал, как звучат «Iron Maiden» начиная с 1982 года! Получается, и саунд альбомов «JudasPriest» мог бы быть хорош, и это было бы очень здорово, но они совсем не уделяли должного, с моей точки зрения, внимания басу.

И вот сейчас, спустя почти 10 лет, у меня снова возникло желание послушать альбомы «Iron Maiden». И сейчас я как-то больше понял свои ощущения тех времён, сейчас они стали гораздо яснее, чётче, проще. До этой осени я думал, что, помимо «Brave New World», мой любимый альбом – это «Powerslave». Сейчас я понимаю, что это не так. «Powerslave» прекрасно оформлен, в плане обложки, наверное, он и правда лучший. В плане гитар он тоже очень хорош. «Aces High» и «2 Minutes to Midnight» – золотой фонд хеви-метал, и я их тоже люблю. Но вокальные партии других песен выпадают. Они тут не к месту. Вообще, на мой взгляд, у «Iron Maiden» бывают такого рода промахи, их можно найти на каждом альбоме. Какая-то странная мелодика и нестандартные решения. В общем, сейчас «Powerslave» я бы не включил в число любимых альбомов.

Если объединить с ним его предшественник, «Piece of Mind», получился бы альбом, который я бы любил, этакий ранний «Maiden 2.0». Помимо понятных каждому мейденослушателю «Flight of Icarus» и «The Trooper» мне нравится песня «Still Life». Она какая-то более взрослая, чем даже часть последующих творений. Интересная вещь. «Where Eagles Dare» (как и «Tailgunner») – это, что я называю, около-aces-high. Песни сходной тематики, но слабее. Зачем они тогда? :)

Что является центральной темой моей статьи, так это период с 1986 по 1992. По-моему, это очень интересный “эволюционный” период группы. Именно этот период у меня сейчас вызывает мысли о питерских осени и зиме, он “холодный”. Не знаю, как у вас, у меня песни часто вызывают цвето-температурные ассоциации. Есть песни “синие”, “красные”, а есть “серые”. Ну, и, соответственно, “холодные”, “горячие”… Кстати, первые два альбома «Iron Maiden» у меня вызывают схожие ассоциации, но немного другие, больше не зиму как таковую, а окрестности университета, “хрущовки”. На обложке альбома «Killers» можно увидеть какие-то, видимо, британские хрущовки, вот они у меня прочно проассоциировались с питерскими. Ещё пара слов о моих предпочтениях этого периода группы: «Twilight Zone» и «Purgatory».

Так вот, период 1986-1992 гг. Что ж, не только я считаю, что «Somewhere In Time» обладает особой атмосферой. Для меня это 100 % “холодный” альбом. Возможно, дело в гитарных синтезаторах, но у «Judas Priest» на «Turbo» тоже синтезаторы, а он вызывает ощущение вечеринки на багамах. «Somewhere In Time» – это тревожность, это какая-то щемящая тоска, что-то такое. Вступление «Caught Somewhere in Time», сама песня – это целый мир. Мне кажется, это можно только почувствовать. Лежишь ночью в наушниках один, слушаешь «Caught Somewhere in Time» и чувствуешь нечто. «Wasted Years» родилась, если не ошибаюсь, из разминки Адриана Смита, и это заметно. Песня проста. Но разве это плохо? Нет, это отличный хит. Где бы вы были, мистер Харрис, без Смита? Узнаем в 90е. «Sea of Madness» в 18 лет мне не нравилась. Сейчас я дал шанс песне ещё раз, и мне нравится, как она звучит в рамках альбома. Снова этот “холод”, таинственность. Песня подходит этому альбому, а, значит, засчитываем её «в плюс» британских рокеров. «Heaven Can Wait» слушать не могу. Вокальная партия припева какая-то детская, небрежная, отстойная, короче. Я бы поменял «Heaven Can Wait» на «Still Life», о которой говорил ранее. Или можно было бы закаверить песню «Heaven Can Wait» немецкой певицы Сандры, вот она крутая, хотя она вышла только двумя годами позже. Мелодия «The Loneliness of the Long Distance Runner» цепляющаяся, интересная, а вот сама песня производит странное впечатление. Не понятно, где припев, где куплет, где проигрыш, что-то невнятное. Но мелодия классная. Обычно на этом я заканчивал слушать «Somewhere In Time» и переходил к следующему альбому, но сейчас мне удалось “отыскать” ещё целых три песни на этом альбоме, которые, во-первых, идеально подходят ему, дополняя комплексное “холодное” впечатление, во-вторых, очень мне понравились. Итак, «Stranger in a Strange Land» – что за рифф! Да и вообще. Это тоже надо просто слушать. Классный “боевик”! «Deja-Vu», на мой взгляд, некий предшественник песни «Futureal» с альбома 1998 года, только поинтереснее. По-моему, незаслуженно забытая песня, удивляет факт, что её ни разу не играли на концертах. Как же так, ребята? «Alexander the Great» по музыке вполне подходит этому альбому, а вот текст вызывает улыбку. Судя по всему, Стив Харрис просто сочинил музыку к статье из энциклопедии. В общем, потрясающий альбом. Потрясающий с точки зрения того, как он цепляет какие-то такие струны души, которые ничем другим не зацепить.

Следующий альбом – «Seventh Son of a Seventh Son» – сведён, на мой взгляд, хуже. В смысле “коммерческого” саунда лучше, но как-то не так круто, как альбомы 1982-1986 гг. А сам по себе он является логичным продолжением «Somewhere In Time». Настроение у него чуть другое, но это и хорошо. Он вызывает похожие, но свои ощущения. Упрощённо говоря, их можно различить по настроению. Таинственная «Moonchild», “зрелая” «Infinite Dreams», бодрая «Can I Play with Madness», хит на все времена «The Evil That Men Do»… Эти песни отлично сочетаются друг с другом, они формируют целостную картину данного диска. Четыре другие песни у меня восторга на вызывают. Название главной песни, похоже, длиннее её текста. «Only the Good Die Young», какмнекажется, похожана«The Evil That Men Do». Этот альбом является своего рода точкой, пиком образности коллектива, возможно, они слишком много сил в него вложили, чтобы хотеть работать дальше с прежним усердием. Ну, это шутка, конечно, просто все же знают, что было дальше…

Ладно, наверное, не все. Адриан Смит ушёл, его место занял Яник Герс. Многие считают его плохим гитаристом, автором невыразительных соло и ещё много кем. Тут можно много рассуждать, но лучше принять этот факт и двигаться дальше, тем более, что это всё происходило в 1990 году. Альбом «No Prayer for the Dying», на мой взгляд, слабый. Из всех песен, которые на нём представлены, мне нравится только заглавная. Ещё припев «Tailgunner», но ради припева слушать всю песню я не готов. Ну и тем более слушать весь альбом ради «No Prayer for the Dying». Многие, наверное, разделяют мою точку зрения. Но это неизбежная часть любого творческого прогресса. Я считаю, что «No Prayer for the Dying» – это мост, связывающий «Iron Maiden» Адриана Смита с «Iron Maiden» нового поколения. Как без «Point of Entry» небылобы«Screaming For Vengeance» (альбомы «Judas Priest»), так и без «No Prayer for the Dying» не было бы «Fear of the Dark». Герс не стал заменой Смиту, и это хорошо. Герс нашёл свою нишу в группе, и дальше смог принять участие в создании новых хитов коллектива. Ему требовалось время на адаптацию, к тому же его приход совпал и с отсутствием интереса к творчеству в рамках «Iron Maiden» у Брюса, поэтому не будем бросать камни в этот диск. Единственное, что мне не очень нравится в стиле игры Яника – это его “гилланость”, если позволите. Если Смит является одним из творцов саунда «Iron Maiden», то Яник в этом плане больше похож на поклонника «Deep Purple». Со временем из его игры это улетучилось.

Давайте поговорим уже, наконец, о «Fear of the Dark». Давайте я сразу обозначу своё мнение: это шедевр. Шедевр, который открыл новую станицу в истории группы. И Яник Герс был немаловажной частью этой работы. Я не могу себе представить «Fear of the Dark» со Смитом. Этого просто не могло бы быть. Итак, открывает альбом композиция «Be Quick or Be Dead». Возникает ощущение, что «Iron Maiden» решили замутить свой «Painkiller», но получилось то, что получилось. Нетипичная песня, но вполне в духе времени. Так тогда заиграли почти все. Мне эта песня нравится. «From Here to Eternity» не входит в число моих любимых композиций, и мне очень надоедает её слушать. Мне не нравится простецкое вступление и вообще мелодика песни какая-то американская. Это тоже, наверное, в духе того времени, но, ё-моё, вы же не «Guns’n’Roses»! «Afraid to Shoot Strangers» начинается очень долго. Мне кажется, можно было бы не тянуть в первой частью, а пораньше заиграть поразительные по красоте гитарные соло. Все соло альбома, кстати говоря, напоминают друг друга, но в хорошем смысле. Саундом, настроением, как-то так. И «Afraid to Shoot Strangers» даёт начало этому марафону красивой гитарной игры. «Fear Is the Key» я долгое время пролистывал, и открыл её для себя отдельно ото всех периодов интереса к «Iron Maiden», но на альбоме она смотрится уместно, и припев у неё тоже хороший. Правда, не везде приятны уху мелодические решения вокальной партии – это то, о чём я писал выше, чем, на мой взгляд, грешат музыканты. «Childhood's End» и «Wasting Love» хорошо смотрятся в паре, хотя это совершенно разные песни. Их объединяет настроение. Настроение этих песен, возможно, определяет настроение всего альбома, который видится мне “синим”, возможно, из-за обложки. Очень удивительно осознавать, что Яник протащил в «Iron Maiden» классическую рокерскую “балладу”, а мы не заметили, как это ему удалось. Песни «The Fugitive», «Chains of Misery» хороши. Может, у меня кончился словарный запас, но я не знаю, что сказать о них ещё. Хорошие песни. А вот «The Apparition» явно лишняя. Слишком уж разошёлся Яник Герс, и была записана песня, которая… Не знаю, неинтересная и сырая. Зато «Judas Be My Guide» – это очередной хит группы. Дейв Мюррей в очередной раз продемонстрировал, как хорошо он умеет сочинять мелодичные интересные песни. «Weekend Warrior» мне нравится. Интересный симбиоз пока ещё не очень хорошо притеревшихся друг к другу Харриса и Герса. Ну, а «Fear of the Dark» любима всеми поклонниками группы, и я в этом случае не остаюсь в стороне. Да, это эпик вин.

Итак, что же мы имеем? Ряд качественных скачков группы, которые привели к тому, что она по-прежнему остаётся достаточно популярной, чего не скажешь об их коллегах-конкурентах из тех же «Judas Priest». Скачок номер один: замена Пола Ди Анно на Брюса Дикинсона в 1982 году; второй – успешное внедрение гитарных синтезаторов в 1986; третий – успешная замена гитариста к 1992 году; четвёртый – качественное воссоединение в 2000. Итоговый мой топ-3: «Brave New World», «Somewhere In Time» и «Fear of the Dark».

Спасибо за уделённое время.

Оцените эту запись блога:
ОТРЫВОК из «ПРОРОЧЕСТВО ЖЕМЧУЖНОГО ЗЕРКАЛА» глав...
Страшная сказка
 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Гость
25.11.2017