Топ-100

Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: leonovichjohn@mail.ru

Портрет Виктора Цоя

Вроде бы ничего криминального — яркие оригинальные картинки, старательно нанесённые на фасадах серых неприглядных зданий уличными художниками. «Что в этом разрушительного и незаконного?», -  спросят обычные люди. «Вы не замечаете? - удивятся коммунальщики, закрашивая очередное произведение. - Это искажает исторический облик города».

«Не искажает, а дополняет», - могут смело возразить те, кто знает, на чём зиждется традиционный стрит-арт, и понимает, почему он никак не может обезобразить черты Северной столицы.

Стрит-арт — это, прежде всего, способ взаимодействия художника с окружающим пространством. Уличное искусство создаётся с целью донести до публики смелые идеи, обратить внимание на актуальные проблемы, открыть глаза на вопиющую несправедливость. Каждая работа — залп к началу проведения революции в сознании общественности. Сложно сказать, когда появилось это направление, но несложно догадаться, почему именно в Петербурге оно смогло прочно закрепиться и получить довольно широкое распространение.

Петербург — город европейский, город революционный. Кажется, в нём нет ни одного места, которое бы ни намекало на скверный, бунтовской его характер. Зимний дворец, Крейсер «Аврора», Марсово поле, Смольный институт, Спас-на-крови, Петропавловская крепость — излюбленные места туристов, так или иначе связанные с революционными событиями. Именно они являются визитными карточками Петербурга и создают тот самый неповторимый исторический облик. Отчего же тогда стрит-арт не может дополнять образ города, если уличные художники — бунтари, а граффити, плакаты и стикеры на стенах узких романтичных улочек — революция и вызов?

Почему революция и вызов?

Во-первых, хотя бы потому, что стрит-арт, по - природе своей, нелегален. Несмотря на то, что в Петербурге был принят законопроект о легализации граффити, предполагающий согласование работ до их обнародования, ожесточенная война между уличными художниками и коммунальщиками всё ещё продолжается: одни считают, что утверждение эскизов — бессмысленное занятие, другие сметают всё на своём пути, иногда даже то, что тщетно пытаются отстоять местные жители. Так, например, пытаясь высмеять закон о легализации граффити, петербургский стрит-арт художник Лёша Бурстон провёл акцию «Легальная стена»: он установил неподалёку от торгового центра «Галерея» стену и рисовал на ней. Позже, художник призвал других деятелей искусства поступать таким же образом. Сейчас, почти все созданные в Петербурге «легальные стены» представлены в творческом пространстве Стрит-арт музея.

Во-вторых, стрит-арт — это совершенное новый, ничуть не похожий на все остальные вид искусства. Его непохожесть заключается в том, что палитрой, живописным полотном оказывается не привычный в нашем понимании бумажный холст, а урбанистические объекты. Своеобразной галереей в этом случае оказывается улица.

Ну и наконец, в-третьих, стрит-арт становится противопоставлением коммерческих реклам, плакатов, баннеров, агитационных листовок, предстаёт современным способом трансляции совершенно новых идей, методом отражения общественно важных процессов и явлений, происходящих в стране и мире.

К слову о важных процессах: не так давно, в 2012 году, открылся первый в мире музей стрит-арта. Примечательно то, что это случилось именно в Петербурге. 

Музей находится довольно далеко от центра города: на территории действующего завода. Такое расположение объясняется тем, что изначально проект не предполагал широкого распространения, а был направлен на усовершенствование локального пространства, которое бы вдохновляло и мотивировало рабочих. На сегодняшний день в коллекции музея более 60 работ современных уличных художников, среди которых Слава Птрк, Никита Nomerz, SpY, Escif, Кирилл КТО.

Однако для того, чтобы прочувствовать всю романтику стрит-арта, совсем не обязательно совершать паломничество в музей, достаточно просто выйти на улицу и побродить среди утонченных, пропитанных стариной, петербургских дворов. Предлагаем Вам отправься в увлекательное путешествие по стрит-арт объектам вместе с нами.

1. Первая наша остановка: Литейный проспект, 53

Если Вы когда-нибудь бывали в квартире Анны Ахматовой в Фонтанном доме, то, вероятно, уже догадались, о каком стрит-арт объекте пойдёт речь: о портрете поэтессы. В арке дома, через которую непременно проходят все потенциальные посетители музея, барельефный портрет был высечен не так давно, в 2016 году. Интересно то, что идея расположить портрет на стене возникла не случайно, в ней содержится отсылка к фразе: «Тень моя на стенах твоих». Эти слова предстают перед нами не просто как строка из произведения, а символизируют целый образ, проходящий тонкой нитью через всё творчество Анны Ахматовой.

Анна Ахматова

2. Следующая остановка: Московский проспект, 73

«Если друг оказался вдруг, и не друг, и не враг, а так…», - пожалуй, одна из самых известных фраз, которую каждому из нас хотя бы раз в жизни приходилось слышать. Эта фраза из «Песни о друге», как Вы могли догадаться, принадлежит Владимиру Высоцкому. И для его портрета в Петербурге тоже нашлось место. 

Помимо изображения поэта, уличные художники решили дополнить картину мотивирующими фразами: строчкой из песни и цитатой из кинофильма «Вертикаль», снятого в 1967 году.

Владимир Высоцкий

Вертикаль

3. Еще одна литературная остановка: улица Маяковского, 11

Создавая это граффити, авторы попытались обратить внимание на человека, который оказался почти забыт эпохой. На фасаде дома, в котором когда-то жил Даниил Хармс, стрит-арт художники Паша Кас и Павел Мокич поместили десятиметровый портрет писателя-абсурдиста 20 века. 

Работа долгое время была причиной конфликта между создателями граффити и администрацией города, которая настоятельно просила закрасить несогласованную с ней работу. Несмотря на критику и претензии со стороны властных структур, жители дома поддержали инициативу молодых людей и выступили за сохранение стрит-арт объекта. Сейчас мы можем заметить, что граффити не только уцелело, но и стало городской достопримечательностью.

4. Остановка, на которой хотелось бы остаться: Улица Восстания, 8

Ещё одна работа, которая могла бы быть уничтожена администрацией города — портрет Виктора Цоя. К счастью, этого не случилось. Однако от старого изображения на трансформаторной будке всё равно не осталось и следа. Оно сильно пострадало, поэтому команда художников HoodGraff решила обновить портрет лидера группы «Кино». Они закрасили старое граффити и нарисовали на этом же месте новое, добавив символичную во всех отношениях фразу «Перемен требуют наши сердца».

Виктор Цой

5. Сильная остановка: площадь Александра Невского 

Команде художников HoodGraff удалось создать серию черно-белых портретов, но, к сожалению, многие из них были несправедливо закрашены или испорчены. Несколько раз было испорчено и изображение с Сергеем Бодровым, актёром, исполнившим роль во всем известном фильме «Брат». 

В настоящий момент, оно снова требует реставрации. Будем надеяться, что художники в скором времени обратят внимание на этот портрет и обновят его в тысячный раз.

Сергей Бодров

6. Почти идентичная остановка: улица Марата, 78

Не так далеко от места, где проходили съёмки первого фильма «Брат», уличный художник Слава Птрк создал очередной стрит-арт в рамках серии «Детство у телевизора». Она обедняет работы по одному принципу: персонажи мультфильмов примеряют на себя образ героев кинофильмов. Так, граффити «Мститель в чёрном» изображает селезня (мультипликационный фильм «Чёрный плащ») в образе Данилы Багрова (герой кинофильма «Брат).

В интернете можно встретить различные комментарии по поводу этой работы, однако тех, кто одобряет инициативу стрит-арт художника и поддерживает создание подобных изображений всё-таки больше.

Чёрный плащ

7. Вечная остановка: Лиговский проспект, 47

Ещё один портрет, над которым работали художники из команды HoodGraff — портрет Михаила Горшенёва, лидера группы «Король и шут». Изображение поместили около небольшого рок-магазина  и приурочили ко дню рождения музыканта. 

Михаил Горшенёв

Напротив стильного чёрно-белого изображения красуется портрет не менее известной личности — Константина Кинчева. Лидер уже другой легендарной группы «Алиса» расположился на месте, изначально принадлежавшее Билли Айдолу. Британскому рок-музыканту поневоле пришлось уступить место своему коллеге, потому что его потрет был испорчен и требовал незамедлительной реставрации.

Константин Кинчев

8. Императорская остановка: Лиговский проспект, 50, к.3

В честь 316 дня города, петербуржцам подарили стрит-арт изображение Петра I. Художники разместили портрет у входа в бар с символичным названием «1703».

Пётр Первый

9. Царская остановка: улица Жуковского, 6

В центральной части города раскинулся «Дворик искусств». Яркие рисунки, украшающие фасады серых мрачных зданий, выполнены по мотиву поэмы Александра Пушкина «Руслан и Людмила». Однако, живописные граффити — это ещё не всё. Дворик украшен многочисленными мозаиками, которые придают месту особый шарм и волшебство.

Сказка о Царе Салтане

Сказка о Царе Салтане

10.  Завершающая остановка: улица Молдагуловой, 3

Если в сказку не хочется, а путешествовать желание осталось, граффити в Красногвардейском районе способно перенести в Париж. Здесь можно воочию увидеть и Эйфелеву башню, и милые уютный кафешки, и даже маленькие киоски.

Париж

В целом, подобное путешествие может занять около 4 часов. Если Вы не хотите тратить столько времени на прогулки по городу, то есть и другой вариант: Вы можете отправиться в увлекательное путешествие по стрит-арт объектам на общественном транспорте, тогда удастся сэкономить не только целый час личного времени, но и силу, и энергию на свершение новых подвигов. 

А для того, чтобы первый подвиг свершился, оставив после себя приятные впечатления и хорошие воспоминания, мы составили наиболее оптимальный маршрут, который может помочь Вам ориентироваться в паутине петербургских улиц.

Стрит - арт маршрут

Стрит - арт маршрут 

 
16+