«На районе»: Брат за брата – за основу взято

Понравилось? Расскажите друзьям:

Неким образом сложилось исторически, что в России после комедий о пьяном трэше и мыльниц на тему любовных перипетий, третье место по популярности прочно занимают криминальные драмы. Как правило, это или история про «авторитетов» и их междоусобицы («Мама, не горюй», «Банды»), или же про «шпану», которая только начинает свой бандитский путь («Жмурки», «Всё и сразу»). Можно, конечно, долго рассуждать над причинами такого кинопристрастия нашего зрителя, упомянув и факт излишней романтизации воровской жизни, и нездоровую социальную обстановку в стране, и отсутствие каких-либо устойчивых перспектив развития нашего многомиллионного общества. Однако сложно ожидать чего-то другого от обычных граждан, когда в быту ходят такие присказки, как «половина сидит, половина охраняет», а чиновники в ходе заседаний спокойно изъясняются на жаргоне (взять хотя бы небезызвестное путинское высказывание «в сортире замочим»). 

«На районе»: Брат за брата – за основу взято

4 октября 2018 года состоялась премьера новой криминальной драмы «На районе». Интересно отметить, что в качестве одного из продюсеров проекта (помимо Рубена Дишдияна и Сергея Бобзы) выступил Данила Козловский («Легенда №17», «Экипаж»), который кроме того исполнил в фильме одну из главных ролей. Не менее интересным кажется и то, что режиссёром и сценаристом кинокартины стала его девушка – Ольга Зуева («Тренер»), также удостоившаяся в киноленте своего скромного персонажа. Как обычно это бывает с фильмами, в которых принимает участие Данила Козловский, не обошлось и без финансовой поддержки «Фонда Кино». Впрочем, попробуем не быть столь скептично настроенными, закрыть глаза на все вышеперечисленные мелкие нюансы и здраво оценить итог стараний творческой группы. 

Место действия – город Владивосток. Сюжет фильма строится вокруг поступков двух центральных персонажей – лучших друзей «Кисы» (Данила Козловский) и Вовы (Илья Маланин). Они представляют собой классический тандем неуверенных в себе молодых людей, желающих «подняться в жизни»: первый – раскованный и готовый ко всему, второй – более замкнутый, тихий и одухотворённый; первый стремится к деньгам, второй пытается выжить. Но такая разница в характерах и мировоззрении не мешает юношам работать на местного авторитета Шамиля (Владимир Афанасьев) и с одинаковой увлеченностью по указу свыше ломать конечности должникам. Параллельно со своей криминальной деятельностью, друзья купаются, читают рэп , отдыхают с районными ребятами и периодически посещают театр, где иногда выступает мама Вовы – учительница музыки (Елена Оболенская). Крайне заинтересованный в том, где пропадает его девушка Елена, Шамиль нанимает юношей проследить за своей дамой сердца и в случае чего «жестоко с неё спросить». Именно это дело становится и моральным водоразделом между двумя закадычными друзьями, и отправной точкой для развития всех дальнейших событий, и, по стечению обстоятельств, началом бесконечной череды вопросов к фильму.

«На районе»: Брат за брата – за основу взято

Посыл завязки в общем ясен: девушку избивать не очень этично, и поэтому более возвышенно настроенный на жизнь Вова категорически противится участию в исполнении подобных заказов. Однако вместе с тем возникает вполне закономерный вопрос: а насколько этично и морально тогда калечить мужчин, которые ничем, кроме пола, от этой девушки не отличаются? Которые к тому же наверняка чьи-то сыновья, братья и, быть может, даже отцы, и которым Вова, как это дословно сказано в фильме, вовсе не стесняется «ноги ломать»? Принципиально настроенный персонаж считает, что после «прессования» Лены, он будет «каждое утро видеть в зеркале урода», поскольку переступит через свои моральные ограничители. А разве по общепринятым человеческим меркам он, простите, не уже? И это – лишь первая большая загадка киносюжета. К его чести, достаточно предсказуемого, чтобы не претендовать на уровень трагизма «Американской истории Х».

Второй большой загадкой становятся достаточно длинные и бессмысленные сцены с красивыми (и не очень) кадрами, где главные герои: а) перемещаются; б) дерутся; в) орут на стадион; г) читают рэп. Наверное, в теории, если бы дикция актёров позволяла им делать это достаточно умело, а текст был подобран уместно, подобные короткие клипы могли бы вызвать большую степень сопереживания нелегкой судьбе Кисы и Вовы. Но ни того, ни другого создателем предусмотрено, увы, не было, поэтому весь фильм превращается в тягучий переход от одной кат-сцены к другой без возможности перемотки. 

«На районе»: Брат за брата – за основу взято

Вообще весь быт обитателей «На районе» сжижен до таких простых формул и уродливого минимализма, что даже искренне обидно – в особенности, если не понаслышке знаком с этой своеобразной культурой. Создаётся ощущение, что сценарист ни разу не выходил за пределы элитного жилкомплекса и, давясь изысканным кофе в «Старбаксе», решил быстренько набросать свои фантазии на тему уличной жизни и её героев. Например, Киса и Вова постоянно разговаривают сугубо про то, как и с кем можно «перепихнуться» или про «дорогие тачки», через слово называют друг друга «братан», к месту и не к месту глупо хихикая, если им показывают кусочек оголённого женского тела. О банальности и тривиальности текстов, которыми заговариваются юноши, говорить не стоит, всё держится на уровне цитат из пацанских пабликов и какой-нибудь «философии жизни Стейтема», щедро сдобренное попытками быть модными «как Оксимирон». Отдельные взрывы хохота вызывает то, как Ольга Зуева комплектует районное окружение, стремясь осовременить всем понятную классику шпаны: здесь и скейтеры, толпой рассекающие пешеходные переходы; и хористки, поющие в местном ДК «Creep»; и версус-баттлы, которые устраиваются прямо на пляже; и мальчик с набитым на шее лозунгом против полицейских; и затерявшийся в толпе массовки стрейт-эйджер с грустными глазами. Даже мать Вовы, видимо, пытаясь быть в теме, слушает «Ноггано» и «Кровосток». Резюмируя - всё смешалось в доме Облонских, а как мы будем эту кашу есть, сценариста, видимо, совершенно не заботило.

Среди всей этой вакханалии, кстати, успели затеряться целых две любовные линии, обе из которых связаны с Вовой. Дело в том, что он (вроде бы как) влюблён в подчёркнуто нежную девушку Софию (Ангелина Стречина) – начинающую актрису и певицу, но на вечеринке с ним знакомится коварная обольстительница Лида (та самая скромная роль Ольги Зуевой). И если вы думаете, что нам объяснят мотивацию персонажей, раскроют подоплёку чувств, которые герой питает (или нет) к обеим героиням или сделают из этого треугольника что-то захватывающее, то вы сильно ошибаетесь. Наверное, задуманный как важный пункт в раскрытии морального облика Вовы, этот клубок страстей просто провисает ненужным грузом в виде лишнего персонажа Лиды, чья линия просто обрывается на середине фильма. 

«На районе»: Брат за брата – за основу взято

Не без тяжелого вздоха, перейдём же к самим главным героям. Как уже было сказано ранее, Киса – это живое воплощение той самой поговорки про шило. Кроме того, его персонаж настолько помешан на теме секса, что это вызывает лёгкий ужас. Например, он радостно сообщает, что «у него встал», только лишь сняв пальто с незнакомой девушки, постоянно трогает себя за достоинство и буквально рассыпается намёками в стиле «ну чё, подмял?». Апофеозом гениальных высказываний Кисы по праву можно считать фразу: «Как вообще можно не хотеть присунуть?», - а его жизненным девизом - надпись на освежителе воздуха: «Sex – наша работа». Что самое смешное, на фоне того же скромного Вовы, у которого в фильме сразу две потенциальные партнерши, при всей своей возбуждённости Киса искушается сугубо на работницу шашлычной. Обладая интеллектом чуть ниже среднего, что ярко демонстрируется немногословной заторможенностью его речи, герой в свободное от высказываний про половые акты время, активно выражает свою жизненную позицию броскими фразами, насыщенными англицизмами, и очень любит поучать нерасторопного друга. Например, когда Вова тренируется перед боем, на котором хочет заработать немного денег, Киса выдает нечто, вроде: «У тебя стамина слабая, честно скажу, я ссать». «Стамина» - это сила воли, да. Кроме всех упомянутых несомненных достоинств, вызывающих к персонажу крайнюю степень симпатии, герой Козловского отличается ещё и тем, что очень любит закатывать драмы, орать и объяснять появление неожиданно дорогих для своего окружения вещей в гардеробе фразой «с должника снял». На этом весь Киса заканчивается. Впрочем, Козловский его играет с такой истеричной натяжкой, как будто бы Киса и не начинался: смотрится так, будто мажор, приехавший с абстрактной Рублёвки погостить к очень дальним, пытается мимикрировать под окружающих, чтобы не провести остаток вечера в местной травматологии.

«На районе»: Брат за брата – за основу взято

Вова же практически не раскрыт. Что уж там – несмотря на то, что он двигает сюжет чуть ли не в разы больше, чем Киса, Вовы даже на постере фильма нет. То есть, мы знаем, об их дружбе, и о склонности последнего к морализаторству, но в целом не знаем о Вове ничего конкретного. А вся «сила духа» юноши и «принципиальность», несмотря на редкие дерзкие поступки, легко разбивается о нытьё приятеля, что не раз кинокартина демонстрирует. В принципе, судя по характеру, которым его наделили, Вова и сам о себе ничего точно не знает: ни о том, как ему быть с Кисой, ни о том, как относиться к девушкам. К слову говоря, об актёрской игре дам лучше вообще не вспоминать.

То же, как Владимир Афансьев пытается изобразить «злого-злого» дядю вызывает жалость. Ведь на фоне по-настоящему талантливо сыгранных персонажей российского кинокриминала, его деревянно говорящий герой, в сущности, не делающий ничего устрашающего, и даже не выглядящий как тот, кто способен устрашить, смотрится не просто убого, а скучно. Следовательно, и бояться нечего.

«На районе»: Брат за брата – за основу взято

Единственный персонаж, действительно достойный внимания в «На районе» – это мама Вовы, по-настоящему талантливо сыгранная Еленой Оболенской. Однако ради её раскрытия определённо не стоит терпеть все остальные киноминуты дикой неразберихи.

Также хотелось бы отметить головокружительную операторскую работу. В прямом смысле этого слова. Ещё в самом начале фильма, когда нам только лишь демонстрируют титры, чувствительные на желудок зрители из-за особенностей съёмки уже могут не сдержаться. Никто не спорит, что некоторые сцены сняты действительно талантливо и с верно расставленными акцентами, но тяга к экспериментам с ракурсами и частотой кадров всё же пересиливает. 

«На районе»: Брат за брата – за основу взято

Снова и снова сложно сказать нечто конкретное об эффектах: звуковых или визуальных. Они, скорее, естественные, не запланированные. В принципе, как и костюмы, и грим, и декорации. Заметно, что старались снимать всё «с натуры», но, учитывая особенности авторского представления об уличной жизни, просто не получилось - слишком всё чистенько и красиво.

Подводя итоги, остаётся лишь пожелать удачи тем храбрецам, которые готовы поверить в подобную забавную картинку, представленную Ольгой Зуевой в «На районе», и надеяться, что им хватит ума не перекладывать увиденное в фильме на действительность. Сугубо во избежание огромных разочарований. А люди, которые по-настоящему «на районе», скорее всего, на такое шоу просто не пойдут – им и без чужих фантазий своей жизни хватает. 

 
 
 
 

Портал Субкультура