«Человек, который удивил всех»: ещё не всех. Но это скоро изменится.

Понравилось? Расскажите друзьям:

В российский прокат вышел новый фильм Наташи Меркуловой и Алексея Чупова «Человек, который удивил всех» с Евгением Цыгановым в главной роли. Хотя массовому зрителю Меркулова и Чупов известны, скорее всего, как сценаристы всех частей «Вия», синефилы ещё помнят их триумфальную дебютную работу − «Интимные места». В кино, однако, стоит сходить всем категориям зрителей − вы же не хотите пропустить одну из сильнейших российских картин этого года?

«Человек, который удивил всех»: ещё не всех. Но это скоро изменится.

В начале фильма мы застаём главного героя Егора (Евгений Цыганов) за работой: он егерь и выслеживает браконьеров в лесу. После нападения двоих охотников, которых Егор то ли тяжело ранит, то ли убивает, ему приходится ехать на суд, где, по-видимому, он проходит медицинское обследование. Там ему сообщают о раке в терминальной стадии, о том, что жить осталось «месяца два», и Егор основательно, серьёзно, по-мужски начинает готовиться к смерти.

Семье он ничего не говорит, но в итоге о диагнозе узнают все, и жена Егора Наташа (Наталья Кудряшова) начинает отчаянно бороться за жизнь мужа. Городской профессор говорит, что не может ничего сделать, местная шаманка вызывает только усмешку. Но позже она рассказывает Егору историю о селезне по имени Жамба: находчивая птица обманывает смерть, прикинувшись уткой. Свой рассказ колдунья никак не интерпретирует, но герой делает сами собой разумеющиеся выводы.

«Человек, который удивил всех»: ещё не всех. Но это скоро изменится.

Понимая, что жить осталось совсем недолго и спасения нет, он решается на последний отчаянный шаг: отказывается от своей прежней цисгендерной личности и решает стать женщиной. Ночью он запирается в бане и переодевается в кружевное бельё, колготки и платье, купленное в городском ТЦ накануне, наносит макияж. Егор не решается сразу показаться в таком виде перед людьми, он понимает, что не найдёт в них сочувствия, но не может поступить иначе. На следующую ночь он вновь переодевается, но на этот раз выходит в огород. Жена замечает из окна женскую фигуру, бежит выгонять незнакомку со своей земли и приходит в оцепенение, когда понимает, что это её муж. На вопросы Егор ничего не отвечает (до конца фильма он так и не заговорит) и запирается в бане. Наташа, страдающая от предрассудков так же, как и другие жители, запрещает Егору выходить и позорить семью. Однако пронырливые односельчане замечают его в окне, и по округе начинают разноситься слухи.

Вокруг дома, как вокруг клетки в зоопарке, собирается толпа соседей, которая хочет посмотреть на такое диковинное существо, как мужчина в женском платье. Им безразличен его молчаливый протест против их замшелой бинарной гендерной системы, для них он фрик, урод, которого нужно и можно унижать. Егор делает попытку примирить односельчан с ситуацией: ходит по деревне, даже посещает дискотеку. На следующее после этого утро его избивают ногами односельчане. Патриархальные деревенские жители не могут принять человека с изменённой гендерной идентичностью, они атакуют несчастную женщину, а она смиренно терпит. Единственное, что после этого остаётся сделать Егору, это уйти в лес, к природе, которая выше всех возможных социальных ограничений, которая справедливее и чище.

Впервые в своём творчестве авторы поднимают серьёзную социально значимую тему: деревня — это метафора России, глухой, отсталой, не следующей гуманистическим идеалам современного мира. Для жителей страны, в которой до сих пор существует закон о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних, естественным является проявление физического и морального угнетения в отношении тех, чья личность не вписывается в их домостроевское мировоззрение.

«Человек, который удивил всех»: ещё не всех. Но это скоро изменится.

Примерно так смысл фильма трактовали некоторые западные критики. Всё, что написано выше, не имеет к действительной идее картины никакого отношения. «Человек, который удивил всех» стоит гораздо выше актуальной общественной повестки, он о более важных вещах. Для героя переодевание это не запоздалый каминг-аут, а последняя отчаянная попытка обмануть смерть. И вгонять этот смелый поступок в рамки банального высказывания на уже поднадоевшую тему так же грубо, как избивать ногами человека, поступок которого ты не способен понять своим невеликим умом.

Это действительно фильм о дремучих деревенских людях, но дремучих совсем в другом смысле. В деревне все считают нормой жизнь на виду у других − тебя все знают, ты всех знаешь, так что скрывать? Режиссёр Наташа Меркулова, среди прочего, говорила, что фильм, в том числе, об уважении чужой тайны, о праве на неприкосновенное.

Для Меркуловой это вообще очень личная история, она выросла в Сибири, поэтому кропотливо, со знанием дела, создавала обстановку, наполняя пространство деталями, делающими его особенным, живым. Здесь иконы соседствуют с фигурками домовых, над кроватью висит ковёр, а над столом − плакат со Звёздными войнами. Меня особенно умилила старая ванна, стоящая в огороде: только русский человек понимает, что там ей самое место. Это не лубок и не чернуха, это реальная деревня, существующая словно отдельно от своих жителей − трогательная, самобытная, романтичная в своей диковатой суровости.

Суровости окружающего мира никто из представителей западной прессы, похоже, не заметил, все были слишком увлечены смакованием суровости тёмного русского мужика. А жизнь в деревне − испытание. Хорошо сидеть в лесу с пледом и термосом горячего чая, совсем другое дело − возиться в холодной грязи, отбиваясь от браконьеров. Чтобы выстоять, нужно иметь железную волю, всё держать в тисках. И Егор всё держал, но невозможно делать это бесконечно − надо уметь отпускать. «А ты отпусти» − говорит ему шаманка ещё до истории про селезня, и это главный лейтмотив в фильме. Когда вокруг суровость и мрак, и нужно держаться изо всех сил, попробуй отпустить − а вдруг полегчает?

«Человек, который удивил всех»: ещё не всех. Но это скоро изменится.

На основную идею работает и визуальный ряд − как холоден,в прямом и переносном смысле, этот лес и как прекрасен, как неприветлив и как щедр. Март Таниэль, постоянный оператор Меркуловой и Чупова, проделал прекрасную работу. Крупными планами человеческих тел, отчуждённостью дальних планов и интимностью домашних сцен лента очень напоминает шедевр Ильдико Эньеди, вышедший только в прошлом году «О теле и душе». Только если у Эньеди были очень живописно сняты олени, то в «Человеке, который удивил всех» картинно смотрятся гуси.

Белый домашний гусь, заменяющий мифического селезня, фигура довольно ироничная. Фильм в целом, да не смутит вас его драматический сюжет, очень ироничен: вся первая треть картины наполнена мрачноватыми шутками, приём у шаманки комически выполнен просто замечательно.

«Человек, который удивил всех»: ещё не всех. Но это скоро изменится.

Все вышеперечисленные достоинства дополняются ещё и актёрскими работами: пожалуй, главное достижение для российского кино на международных кинофестивалях в этом году − награда за лучшую женскую роль, полученная Натальей Кудряшовой на Венецианском кинофестивале в программе «Горизонты». Цыганов мастерски играет, не произнося ни слова, лишь поводя вокруг большими грустными глазами. Кроме того, приятно знать, что в массовке были задействованы реальные жители деревни в своей обычной одежде − ещё один признак «нелубочности».

Главный совет, который можно дать потенциальному зрителю − не попадаться на очевидные крючки. «Человек, который удивил всех» — это фильм о любви, о смерти, о силе воли, о способности сострадать, но никак не о трансгендерной женщине, заблудившейся в сибирской тайге.

 

Портал Субкультура