Топ-100

Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: leonovichjohn@mail.ru

Написали книгу или стихи? Хотите разместить их здесь? Пишите: leonovichjohn@mail.ru

Что почитать

книжные рекомендации от ваших кумиров

«Портал Субкультура» собрал полезные ресурсы для тех, кто хочет писать первоклассные истории. В новой подборке — материал повышенной сложности: секреты литературного агента и самого высокооплачиваемого писателя в мире, библиотеки сценариев и telegram-канал для фанатов «телеграфного» стиля Хемингуэя.

Полезные ссылки для тех, кто хочет писать лучше. Продвинутый курс

Видеоуроки

JAMES PATTERSON TEACHES WRITING

Чтобы выйти на международный уровень, нужно писать, да и учиться писать, на английском. JAMES PATTERSON TEACHES WRITING — платный курс американского писателя Джеймса Паттерсона из 22 видеоуроков по три часа, домашних заданий и обязательного фидбэка от него самого. Потратить, увы, придется много — 90 долларов, но курс того стоит: Джеймс Паттерсон четырежды возглавлял список высокооплачиваемых писателей по версии Forbes, а 19 из его романов — бестселлеры The New York Times.

Для сценаристов на той же платформе есть уроки лауреата премий BAFTA, «Золотой глобус», «Оскар» и «Эмми» Аарона Соркина («Война Чарли Уилсона», «Человек, который изменил всё») AARON SORKIN TEACHES SCREENWRITING.

Литературный агент Джулиан Фридман — о том, как рассказывать истории

Интеллектуальная конференция TED в своем роде сокровищница, где собраны идеальные короткие лекции на английском (можно включить субтитры на любом языке). Здесь есть рассказ детского писателя Мака Баретта о лжи и фантазии в литературе и монолог автора «Ешь, Молись, Люби» Элизабет Гилбет о том, как жить и писать, когда твоя книга стала бестселлером.  

Но главное другое: «Вы должны запомнить, что история — это скорее об аудитории, чем о персонажах, сюжете или рассказчике».* Так начинает лекцию Джулиан Фридман, человек, который на протяжении 40 лет работал с писателями как редактор, издатель и литературный агент и знает о них все. Фридман предлагает подумать, почему вы вообще хотите писать, и рассказывает, что он и его коллеги ищут среди тысяч рукописей, которые им присылают. Большинство книг и курсов писательского мастерства говорят, что нет никакой общей формулы сторителлинга и что историю нужно писать на основе своего опыта — и это одна из главных причин, почему истории такие скучные. Потому что большинство наших жизней довольно скучные, говорит Фидман. И объясняет, что делать, если ты все-таки хочешь быть первоклассным рассказчиком.

* «You have got to remember the story is much more about the audience that it is about the characters will plot and it is more about the audience than it is about storyteller» (ориг.).

Книги

«История на миллион. Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только» Роберта Макки

Вы точно смотрели «Властелина колец»,«Бэтмена», «Шрэка», «Секс в большом городе» или «Звездные войны» — фильмы его учеников. Роберт Макки специализируется на кинодраматургии, но пишет для всех, кто хочет рассказать историю так, чтобы пошла «цепная реакция удовольствия».

Отличные истории создаются не из остросюжетной завязки, большого бюджета и красивых декораций. И не из интуиции: из-за нее у начинающих авторов получаются банальности и штампы. Главное для сценариста, писателя да и просто собеседника — рассказывать истории: честно, ярко, страстно, заставить плакать и смеяться. Чтобы классно рассказывать классные истории в любой форме, одного таланта недостаточно, в то время как мастерство делает даже нелепый, несерьезный рассказ на бытовой сюжет интересным.

Роберт Макки выбирает содержание, честность и индивидуальность вместо зрелищности, советует не гнаться за коммерческим успехом и не пересказывать свою жизнь, а сесть и научиться делать истории так, как композиторы учатся слагать ноты в музыку, а художники — краски в картины. Если еще сомневаетесь, читать или нет, смотрите интервью-презентацию «Истории на миллион».

«Литературный мастер-класс. Учитесь у Толстого, Чехова, Диккенса, Хэмингуэя и многих других современных авторов» Юргена Вольфа

Юрген Вольф собрал в пухлый том советы топовых писателей. Цитат Джейн Остин, Чарльза Диккенса, Владимира Набокова, Харуки Мураками, Харпер Ли, Рэя Брэдбери и Уильяма Фолкнера на самом деле больше, чем текста самого Вольфа. Из «Литературного мастер-класса» можно узнать, что Кафка и Ницше черпали идеи в одиночестве и тишине, что свои бестселлеры Стефани Майер придумала после того, как во сне увидела вампира. Что Мэри Шелли снилось чудовище Франкенштейна, а Стивенсону — доктор Джекил и мистера Хайд.

Мораль: сюжет вашей жизни может родиться в любой момент — во сне или в переполненном лондонском поезде, как у Роулинг. Все великие авторы работают по-разному, и ваша задача — найти свой способ. И книга Юргена Вольфа поможет — или обнаружит неожиданные культурные связи: кто кого читал и кем восхищался. Вроде того, что Кафка повлиял на Маркеса, а Рушди считает самыми значимыми для себя фильмы Бергмана, Бунюэля, Феллини и Годара.

В другой книге, «Школе литературного мастерства. От концепции до публикации: рассказы, романы, статьи, нон-фикшн, сценарии, новые медиа», Вольф опирается на карьеры Джоан Роулинг, Стивена Кинга, Харпер Ли и других и поэтапно разбирает, как делается книга. Он рассказывает, как преодолеть страх перед пустой страницей и начать, не бросить работу на полпути, справиться с отказами издательств и самому себя рекламировать. Главные советы: не сравнивайте себя с Шекспиром, заканчивайте каждый текст, пишите — и не останавливайтесь!  

«В лаборатории редактора» Лидии Чуковской

Есть книги практические, и их прелесть — инструкции, как писать нужно, а как нельзя. У Лидии Чуковской готовых инструкций нет, но есть чутье и опыт. В 1960-ом году она написала книгу о работе литературного редактора без советской идеологической ереси: о тяжком поиске литературно одаренных людей, о писателе Владимире Короленко, открывшем другого писателя Максима Горького, о фальши и ощущении правды в тексте.

Самый ценный урок Лидия Чуковская дает, когда объясняет, почему не работает вроде бы ладное повествование. Драматичная история, например, ослепшего парня и его верной девушки, может вызывать только скуку, если написаны не настоящие эмоции, а «общее место». «Лицо ее, искаженное страданием, искривилось» не вызывает сочувствие, а радость, которая «заполнила все существо девушки» — ответную радость. В отличие от «стремительных, как будто веселых» шагов Наташи Ростовой после разговора с больным князем Андреем.

Онлайн-библиотеки сценариев

The Internet Movie Script Database (IMSDb)

IMSDb — англоязычный проект, где можно бесплатно прочитать сценарии популярных фильмов и сериалов и обсудить их с другими пользователями. В топе «Ла-Ла Ленд», «Звёздные войны» и «Дэдпул». Похожий отечественный проект Киносценарий публикует уже переведенные на русский сценарии важнейших фильмов вроде «Бойцовского клуба», а Сценарист.руроссийского и советского кино.

Полезные ссылки для тех, кто хочет писать лучше. Продвинутый курс

Telegram-каналы

Паша и его прокрастинация

Без всяких «но» — лучший канал для тех, кто мечтает написать великий роман, но ленится читать учебники целиком. Паша Фёдоров, бывший редактор «Нетологии» и действующий автор «Паши и его прокрастинации», кратко рассказывает, что советуют Чак Паланик и Стивен Кинг начинающим коллегами, собирает все важные ссылки, на тексты того же Ильяхова, например, и напоминает ключевые правила вроде оформления цитат. Не-романисты полюбят «Пашу» за тысячи важных ссылок для всех, кто работает с текстами: где бесплатно научиться базовой верстке, как задавать вопросы эксперту, не бесить заказчика и придумать удачный заголовок. У канала есть чат, где авторы могут не только обсудить свои сугубо писательские проблемы, но и иногда найти подработку.

Хемингуэй позвонит

Эрнест Хемингуэй был мастером «телеграфного» стиля, то есть писал рассказы и романы так, как и репортажи: максимально эффективно использовал слова и не употребил ни единой лишней подробности. «Хемингуэй позвонит» учит тому же. Здесь не любят наречий и ругают Стругацких за злоупотребление ими, делятся своими рассказами в писательских марафонах и на регулярном «копирайтерском разборе» препарируют тексты почти так же беспощадно, как Главред.

Приятный бонус: автор нежно привязан к старику Хэму (см. заповедь «не поминай Хемингуэя всуе») и часто рассказывает про него что-то эдакое: грустную историю любви с Марлен Дитрих или про котов.

Похожие каналы: Сценариум, Graphomaniacs

Прочитайте текст «Полезные ссылки для тех, кто хочет писать лучше. Базовый курс» и соберите полный набор инструментов для своего великого романа.