Топ-100

Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: leonovichjohn@mail.ru

Что почитать

книжные рекомендации от ваших кумиров

Январь — холодный и скучный месяц, когда мы заново учимся работать после долгих праздников. Тут не до чтения. Коротко рассказываем о лучших литературных текстах этого месяца (и этого года — так уж вышло), которые вы могли пропустить. Волшебные миры Урсулы Ле Гуин, документальная пьеса о бесланских матерях, Докинз об учебе в Оксфорде, алкогольная философия Буковски, экспериментальные романы и настоящая любовь Симоны де Бовуар — в ежемесячной подборке «Портала "Субкультура"».

Главные литературные тексты января

Литературные итоги 2017

Электронный журнал «Лиterraтура» подвел итоги прошедшего года: критики и прозаики выбрали главные книги, авторов и тенденции 2017-го. «Текст» Глуховского нежданно-негаданно оказался настоящим открытием, а лента фейсбука превзошла по остроумию и злободневности новые романы Сорокина и Пелевина. Если вы пробыли весь год в анабиозе и не слышали про «Неизбирательное сродство» Игоря Вишневецкого, «F20» Анны Козловой и «Петровых в гриппе и вокруг него» Алексея Сальникова,  «эффекте Янагихары», выставку арт-объектов Линор Горалик и поэтический фестиваль MyFest Даны Курской, обнаружите много нового. На самом деле новое обнаружит любой, кто не профессиональный литератор: это настоящий список маст-ридов! Можно зачитаться на весь 2018-ый, если увлечься. Чего мы вам и желаем.

 

12 января

Интернационал сыщиков

Писатель и литературовед Александр Генис размышляет, зачем нужны детективы, жанр всенародно любимый, но высокой литературой почитаемый за сводного нелюбимого брата. В отличие от Юзефович, которая детективы всячески хвалит и культивирует, при условии их высокого качества, конечно, Генис их не любит и разбирает по косточкам, не делая различия между детективами литературными и кинематографическими.

 

АВТОМЕТАПАРОДИЯ

Писать о великих писателях сложно, а как насчет графоманов? Илья Виницкий посвятил монографию Дмитрию Хвостову, современнику Пушкина, который писал много и хуже некуда. Лучший рецензент «Прочтения» Валерий Отяковский в свою очередь обозревает все это великолепие и окончательно выясняет место графоманов в истории.

 

Автометапародия

 

17 января

Закрытый раздел: 3 самых древних текста, которые можно найти в зарубежных библиотеках

Бумага, глина, папирус и бинты мумий: T&P рассказывают о трех древнейших текстах из зарубежных библиотек. Нам особенно приглянулась бухгалтерские заметки шумеров.

 

19 января  

«Новая Антигона»

Рвущая душу на кусочки документальная пьеса о матерях из «Голоса Беслана»: 1 сентября 2004 года они потеряли детей и мужей во время террористического акта, а в 2016-ом их судили за протестную акцию в годовщину трагедии. Описала истории женщин специальный корреспондент «Новой газеты» Елена Костюченко — безмерно талантливая и честная журналистка, которая не раз рисковала жизнью ради расследований. Название «Новая Антигона» отсылает к трагедии древнегреческого драматурга Софокла: его Антигона идет против воли тирана Креонта, чтобы похоронить согласно обряду своего брата, государственного преступника, и оказывается за это замурованной заживо. Антигоны нашего времени, о которых пишет Костюченко, требовали справедливого наказания для виновных в гибели их детей — и оказались в зале суда.

 

9 цитат в песнях Стинга

Вручив премию по литературе Бобу Дилану, Нобелевский комитет официально приравнял тексты песен к литературным произведениям и открыл простор для разного рода спекуляций. В специально созданной для них рубрике Arzamas Лев Ганкин раскрывает литературные источники вдохновения британского музыканта, бывшего фронтмена The Police Стинга. И тут есть за что зацепиться: за почти полувековую карьеру Стинг использовал в песнях цитаты Шекспира и Нобелевского лауреата Т.С. Элиота, философию Артура Кёстлера и Густава Юнга, эзотерические идеи Георгия Гурджиева и даже вампирские романы Энн Райс.

 

20 января

10 главных уроков американского романа

Советовать текст «Горького» все равно что рекламировать Пушкина, но мы не удержались. Спец по зарубежке Лиза Биргер составила список из десяти уроков американского романа, точнее, романов: Дос Пассоса, Дона Деллило, Кормака Маккарти,  Курта Воннегута, Филиппа Рота, Уильяма Фолкнера, Сола Беллоу, Джона Апдайка, Томаса Вулфа, Ричарда Форда, Дэвида Фостера Уоллеса и даже Стивена Кинга и Донны Тартт (практически университетский список литературы!). Капитализм отвратителен, никогда не стоит недооценивать женщин и неважно быть серьезным: из уроков сложилась объемная картина американской культуры, где классическая «Колыбели для кошки» Воннегута и «Мертвая зона» Стивена Кинга — если не братья, то побратимы.

 

22 января

Дневник Генри Джеймса

Arzamas и «Иностранная литература» опубликовали отрывки из записных книжек великого американского писателя Генри Джеймса, в которых он признается родной Америке в нелюбви и превозносит все английское, размышляет о Тургеневе и копит сюжеты для будущих романов.

 

Дневник Генри Джеймса

 

Презумпция непонимания: как читатели меняют книги и литературу

Формалисты, «не-чтение» и Михаил Бахтин: «Теории и практики» записали дискуссию «Зачем литературе теория?» о проблемах осмысления литературы в тесных научных рамках. Интересно тем, кто увлечен литературой всерьез и надолго. Филологам читать обязательно.

 

Опубликовано письмо Симоны де Бовуар к мужчине, которого она назвала своей «настоящей любовью». И это — не Жан-Поль Сартр

Шок-контент: на самом деле Жан-Поль Сартр не был главной любовью Симоны де Бовуар. Вокруг этой необычной пары левых интеллектуалов всегда было много слухов. Некоторые до сих пор убеждены, что де Бовуар была несчастна в свободных отношениях и ревновала Сартра к многочисленным любовницам. Но, как оказалась, она сама считала другого мужчину «первой настоящей любовью, той, которая случается только раз в жизни, а может быть, никогда». Meduza разобралась в этой истории.

 

24 января

Эпитафии Урсуле Ле Гуин

22 января умерла ни много ни мало великая писательница Урсула Ле Гуин. Говорить об этом трудно и больно, но кое-кто смог. Галина Юзефович и Николай Караев доказывают: Ле Гуин больше, чем добрая сказочница. В ее книгах есть и огромный талант, и идеи мультикультурализма, и моральные ориентиры —  литературе будет всего этого не хватать. В изложении Юзефович и Караева история Ле Гуин — это история того, как фантастика подружилась с интеллектуальными экспериментами и стала микстурой от болезней века прошлого и нынешнего.

 

Ле Гуин

 

«Спасибо, что научили меня думать»: Ричард Докинз о своей учебе в Оксфорде и идеальных лекторах

«Теории и практики» опубликовали главу из свежепереведенной автобиографии Ричарда Докинза «Неутолимая любознательность. Как я стал ученым». Ричард Докинз, английский ученый и популяризатор науки, «главный атеист Великобритании», вряд ли нуждается в представлении. Трогательными биографическими подробностями вроде благоговейного трепета перед девушками в юности Докинз не ограничивается. В слегка ироничной манере он комментирует свои предыдущие заблуждения и осмысляет достоинства и недостатки оксфордского образования и ведения конспектов.

 

25 января

80 лет Владимиру Высоцкому: «а Владимир Семеныч Высоцкий стал как Пушкин, но только главней»

К восьмидесятилетию Владимира Высоцкого только ленивый не приготовил текст в честь юбиляра, но мы выбрали лучшие. «Медуза» рассказала о поэтической подборке Высоцкого для  самиздатского альманаха «МетрОполь» 1979 года: о диссидентстве и тяге к «ролевой» поэзии, с этой игрой в блатного парня, об отношениях, вернее, соотношении Высоцкого и Вознесенского, Высоцкого и Шукшина, Высоцкого-поэта и Высоцкого-актера. «Независимая газета» вспомнила старое интервью с режиссером и художественным руководителем театра «Содружество актеров Таганки» Николаем Губенко о спектакле «ВВС», посвященный Владимиру Высоцкому. «Новая газета» обратилась к кумиру Высоцкого и такому же  «эталонному самоубийце русской поэзии» — Пушкину. Идея таких двойников не нова и более всего разработана Дмитрием Быковым, но он Высоцкого возводит к Есенину и Некрасову. В любом случае, наблюдать за параллелями интересно. И напоследок — тест на знание самых веселых песен поэта.

 

Что сказать шумным соседям, если вы Марсель Пруст

Марсель Пруст, многословный, витиеватый и бесконечно уточняющий в своей прозе, писал трогательные письма своей соседке мадам Уильямс. Нет, не о любви: вежливо просил не забивать гвозди в дорожный сундук над его комнатой, жаловался на грохотом молотков рабочих и на их пение, уверял в своей дружеской привязанности.

 

 

26 января

АЛЕКСЕЙ ПОЛЯРИНОВ. 6 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ РОМАНОВ

Алексей Поляринов,  переводчик  «Бесконечная шутка» Дэвида Фостера Уоллеса и автор нашего любимого телеграм-канала «Белый шум», написал о самых необычных романах последних лет. Персиваль Эверетт, Мэтью Макинтош, Джозеф Макэлрой, Дэвид Марксон, Александр Секацкий, Джонатан Сафран Фоер: запомните эти имена! А лучше прочитайте. Через сто лет они будут числиться в истории литературы под грифом «классика».

 

Виктор Шкловский о литературе и отсутствии в ней места для современного писателя

Библиотека имени Н.А. Некрасова опубликовала сокровище из 1927-го — статью литературоведа Виктора Шкловского для журнала «Новый Леф». Да-да, того самого, который издавал Владимир Маяковский. Шкловский критикует «профессиональных» писателей, которые занимаются исключительно литературой, а жизни не знают, размышляет, как от корреспонденции и рассказа прийти к роману, а в пример ставит Пушкина, Толстого, Достоевского, Диккенса и даже Микеланджело.

 

120 лет одиночества

Когда на большой сцене ставят Бертольда Брехта, действие разбивает звук захлопывающейся двери. Один, два, пять, десять, двадцать человек встают и покидают зал, потому что театр Брехта не про красоту, сопереживание или подражание жизни, а про предельную жестокость и равнодушие мира. Главные пьесы прародителя современного европейского театра и его парадоксы — в спецпроекте «Коммерсантъ WEEKEND».

 

29 января

ВСЕМ НУЖНО ВЫПИТЬ, ПРОСТО ОНИ ОБ ЭТОМ НЕ ЗНАЮТ

Все знают писателя и поэта Чарльза Буковски, большого любителя женщин и алкоголя. Мы ценим его откровенность, черный юмор и знание оборотной, грязной стороны жизни. «Ассоциация крафтовых пивоварен» напоминает нам, что за литературной маской мачо с тягой к саморазрушению — человек, который мечтал писать не хуже Достоевского и слушал Чайковского и Шостаковича. В общем, идеальный текст про Буковски с толикой алкогольной пропаганды.

 
Буковски