Тяжелая кельтская магия (Eluveitie, Спб, «Aurora Concert Hall», 03.03.2018)

  • Автор: Дарья Строгальщикова
Понравилось? Расскажите друзьям:
3 марта в Санкт-Петербург приехало настоящее кельтское волшебство, вооруженное мощью тяжелой музыки – в «Aurora Concert Hall» прошел концерт швейцарской фолк-метал группы Eluveitie.
 
 
– Это был настоящий ад! – резюмирует ситуацию в очереди грузный мужчина, ловко рассекая толпу на пути к сцене. Рога на его шляпе красноречиво иллюстрируют фразу и почти придают ей документальности, хоть и должны напоминать скорее о викингах, чем об обитателях преисподней.
 
Он прав: очередь, змейкой бегущая по улице к дверям «Авроры», действительно впечатляет. Возвращение швейцарцев Eluveitie, которые спустя два года привезли в Санкт-Петербург новый альбом «Evocation ll – Pantheon», собрало здесь внушительную толпу как приверженцев тяжелой музыки, так и знатоков кельтских мелодий – разношерстную команду любителей фолк-метала. 
 
Если верить футболкам с надписью «Eluveitie», светящимся в темноте на каждом шагу, большая часть зала – верные фанаты. Или просто прийти вовремя решились только самые преданные: на контрасте с очередью зал очень свободен.
 
– Все равно впереди два унылых разогрева, – выражает чей-то голос в толпе общее мнение. 
Впрочем, оно дважды ошибочно: во-первых, вместо обещанных двух разогрев только один – итальянская группа Carved, а во-вторых, унылыми их тут вряд ли бы кто-то назвал. Зал благосклонно аплодирует и кричит «grazie!», а итальянцы («лэт ми спик фром май харт») растроганно признаются в любви к Петербургу и собравшейся публике. Один оригинальный зритель даже удостаивается крика «bravissimo!» за свои светящиеся перчатки, поминутно складывающиеся в «козу».
 
 
Но разогрев разогревом, а об истинной цели визита никто не забывает – предчувствуя скорый выход главных гостей, толпа нервно сбивается ближе к сцене. Кто-то поминутно проверяет время. Кто-то особенно не волнуется и ненадолго оставляет пост, предполагая, что торопиться некуда. Светодиодный викинг так настойчиво крейсирует из фан-зоны и обратно, будто стремится к чему-то большому и светлому. Выясняется, что не к будущему, а к пиву, но викинг вполне счастлив – и даже умудряется каждый раз отвоевывать у толпы свое место в первом ряду. Боевое искусство древних, не иначе. 
 
–  Я просто хочу подойти к этим ребятам и сказать, что их песня стоит у меня на будильнике! – выражает высшую степень народной любви и ожидания рыжая девушка недалеко от сцены. Спустя час после официального начала концерта оно наконец вознаграждено: под узнаваемый «природный» фоновый шум на сцене появляются главные кельты мирового фолк-метала. 
 
Eluveitie приехали не только с новой программой, но и с новым составом, однако все привычные инструменты на месте. Помимо стандартной роковой тройки и скрипки – народные мандолина, вистл, волынка, колесная лира, а на этот раз  – даже кельтская арфа. 
 
 
– «Helvetios»! – слышится из толпы название пятого студийного альбома Eluveitie, композицию с которого музыканты только что сыграли. Сет-лист концерта действительно на большую часть состоит из песен не с нового альбома, а со старых и любимых публикой пластинок – тут и «Alesia» и «A Rose for Epona» все с того же «Helvetios», и «The Call of the Mountains» с шестого альбома «Origins». Наконец группа объявляет, что сейчас будет несколько акустических композиций, и это знаменует начало блока новых песен. 
 
«Evocation ll – Pantheon» – акустическая пластинка, продолжающая релиз 2009 года «Evocation I: The Arcane Dominion». Общим осталось не только акустическое звучание, но и тематика, связанная с кельтской мифологией. Традиционно для Eluveitie и использование мертвого галльского языка, который музыканты искусственно реконструируют для написания текстов. В отличие от некоторых других альбомов группы, где можно услышать и английский, «Evocation ll – Pantheon» исполнен на галльском целиком.  
 
 
– Только что мы вам сыграли немного акустики, а сейчас хотим исполнить госпел, – неожиданно объявляет фронтмен группы Кристиан Гланцманн, также известный как Кригель. 
 
Зал, помедлив, нерешительно хлопает, раздается несколько робких возгласов «Йе-е-е!», которые одиноко затухают в молчании. Все либо не совсем поняли, как связаны фолк-метал и госпел, либо вообще не уверены, что правильно перевели и расслышали. Кристиан смеется. 
 
– Именно на такую реакцию я и рассчитывал, – признается он. – В последние пару месяцев мы много ездили по Европе и Азии, и там это заявление обычно встречают радостными криками. Присоединяйтесь, пойте вместе с нами!
 
И они играют «Epona» – еще одну песню с новой пластинки. Секрет того, откуда у Eluveitie внезапно появился госпел, оказывается очень прост – песня действительно посвящена богу. Точнее, богине, галльской покровительнице лошадей и конников Эпоне, к которой Eluveitie в предыдущих альбомах уже обращались.
 
 
Особенное внимание у зрителей вызывает «Artio» – номер акапелла, в котором им наконец-то представилась возможность оценить новую вокалистку группы Фабьенн Эрни. Чистый и сильный голос, дополненный звучанием флейты, почти полный мрак на сцене, вычерчивающий только фигуру девушки, медитативные вокальные мотивы – действие получается чарующее, как ритуал из древней кельтской магии. 
 
Когда концерт подходит к концу, наступает время для культовой песни, без которой едва ли обходятся концерты Eluveitie. Различные версии средневековой бретонской баллады «Tri martolod» о трех моряках встречаются почти у каждой уважающей себя фолк-группы, а Eluveitie еще и положили ее на английский текст. 
 
– «Inis Mona»! «Inis Mona»! – скандирует зал, пытаясь вызвать музыкантов на «бис». Ждать приходится на удивление недолго: Eluveitie выходят и напоследок играют несколько композиций, завершая концерт долгожданной «Inis Mona», без конца говоря Петербургу спасибо и осыпая толпу медиаторами, бутылками с водой и скомканными сет-листами – в общем-то, всем, что под руку попалось. А слушатели, окончив охоту за трофеями и вдоволь нахлопавшись и накричавшись, снова выстраиваются в очередь – на этот раз в гардероб. 
 
 
– Колян мне прямо музыкальный мир раскрывает. Вот «Элювейти» хоть послушал, – уважительно тянет мужской голос откуда-то с края очереди.
 
– Вот именно, – соглашается Колян. И тоном знатока добавляет:
 
– И это хо-ро-шо! Потому что, блин, музыку слушать надо. 
 
И это авторитетное мнение и есть то самое, что очень красиво и просто объединяет всю собравшуюся в очереди толпу. С ним нельзя не согласиться – истина, как говорится, зачастую глаголет не только устами ребенка, но и устами Коляна из очереди в гардероб.
 
Фото: Вадим Алексенский 
 
 
 

Портал Субкультура