«Я слышу голоса, они поют для всех нас»: репортаж с фестиваля «Части света» (08.09.2018, Юсуповский сад, СПб)

  • Автор: Елизавета Строгальщикова
Понравилось? Расскажите друзьям:

8 сентября в Петербурге прошел второй фестиваль всемирной музыки «Части света». О том, как это было – в нашем репортаже.

«Я слышу голоса, они поют для всех нас»: репортаж с фестиваля «Части света» (08.09.2018, Юсуповский сад, СПб)

На один день Юсуповский сад превратился в небольшой интернациональный городок, затерявшийся во времени и пространстве. Рядом с русскими народными вышиванками на ярмарке продают мерч популярных групп, а чуть дальше – раритетные фотографии времен расцвета Ленинградского рок-клуба. Больше всего происходящее напоминает пестрый базар из фэнтезийной книги: тут тебе и стилизованные украшения, и лавочка этнических инструментов (от варганов до поющих чаш), и одежда в стиле бохо, и керамические изделия в виде волшебных существ.

Фестиваль раскинулся по всему саду: на одном берегу озера находится малая сцена, на противоположном – большая, а по пути между ними рассеяны точки фастфуда и прочие локации. Здесь рисуют мехенди и делают бохо-прически; здесь детей учат танцевать ирландские танцы; здесь продают сладкую вату, а рядом стоит машинка, выпускающая мыльные пузыри. Чуть поодаль на террасе проходит аттракцион от винного завода «Лев Голицын»: гости фестиваля участвуют в розыгрыше бесплатного шампанского. Ко двум столикам тянутся внушительные очереди; за первым девушка в стимпанковском платье проводит конкурс с цветными шариками. Участникам предлагается запомнить цветовую комбинацию и повторить ее, выложив шарики в лунки. Если порядок воспроизведен верно, счастливчику вручается винная пробка – валюта, за которую он сможет получить свой выигрыш в баре. У второго столика можно завоевать пробку, выстроив в определенной последовательности вертикальные палочки. Бывалые игроки, пришедшие за вторым бокалом и знающие верный порядок, охотно подсказывают новичкам.

«Я слышу голоса, они поют для всех нас»: репортаж с фестиваля «Части света» (08.09.2018, Юсуповский сад, СПб)

Рядом с ярмаркой в рядок выстроились точки питания: продают и шаверму, и бургеры, и даже корейские паровые булочки с начинкой.

– Попробуйте с курицей, просто бесподобные! – уверяет женщину продавец корейского стрит-фуда и заговорщически шепчет: – Только никому не слова, разберут ведь!

Некоторые едят прямо на траве, а многие, закупившись едой, начинают стягиваться к большой сцене. На малой сейчас играет Gulaza – израильский коллектив, исполняющий песни йеменских женщин, – но большинство предпочитает послушать культовую «Мельницу». Ждать приходится несколько дольше, чем указано в программе, но наконец на сцене появляется арт-директор фестиваля Борис Гребенщиков, чтобы представить коллектив.

– Бывает, что сверхъестественные сущности живут среди людей, занимаясь обыкновенными делами, – объявляет музыкант. – Что ж, встречайте: Хелависа и группа «Мельница»!

«Я слышу голоса, они поют для всех нас»: репортаж с фестиваля «Части света» (08.09.2018, Юсуповский сад, СПб)

Под рев толпы на сцене появляется Наталья О’Шей, одетая в черное. У нее в волосах украшения в виде звериных ушек – отсылка к песне «Кицунэ», где фигурирует лиса-оборотень?

Музыканты открывают выступление «Бесом джиги», и только после этого Хелависа произносит приветственное слово – говорит, что группа рада вступить в концертный сезон в Петербурге, особенно на фестивале Гребенщикова, которого они очень любят. Их сет почти полностью состоит из композиций с последних альбомов «Алхимия» и «Химера» – из старого звучат только «Дороги», «Господин горных дорог» и «Невеста полоза». Когда же Хелависа объявляет, что следующую песню исполнит вместе с неким приглашенным музыкантом, многие начинают понимающе аплодировать – знают, что «химерная» песня «Черный дрозд» была записана при участии Гребенщикова. Как можно было упустить возможность спеть дуэтом, оказавшись на одном фестивале?

После «Мельницы» на главной сцене играет Ibibio Sound Machine – смесь фанка и диско, исполняемая на народном африканском наречии ибибио. Яркая одежда музыкантов напоминает этническую, вокалистка кружится вокруг микрофона в шаманском танце, а кроме ударной установки за ритм-секцию отвечают бонги.

«Я слышу голоса, они поют для всех нас»: репортаж с фестиваля «Части света» (08.09.2018, Юсуповский сад, СПб)

В течение всего дня на двух сценах выступают музыканты из разных стран мира: ситаристка Шима Махерджи, ансамбль народной песни «Белое злато», гитарист и композитор Гоша Арбан и другие. Однако не кривя душой можно сказать, что больше других зрители ждут хедлайнера – знаменитую группу Бориса Гребенщикова «Аквариум», а в рамках сегодняшнего фестиваля – «Аквариум International». Она закрывает фестиваль, но публика не расходится, несмотря на долгое ожидание.

Выйдя на сцену, Гребенщиков приветствует зрителей знаком «намасте» и предупреждает, что хотел бы сделать важное объявление перед началом выступления.

– Семьдесят семь лет назад в этом городе началась блокада, – говорит музыкант, – и я предлагаю выдержать минуту молчания в честь всех, кто в те годы погиб, и всех, кто их пережил.

Включается метроном, и в течение всей минуты лидер «Аквариума» продолжает стоять со сложенными лодочкой ладонями. Когда звук затихает, он выжидает еще несколько секунд и восклицает:

– Наши предки воевали за то, чтобы мы сейчас жили – поэтому нам и положено жить, радоваться и праздновать! Друзья, нам ли быть в печали?

«Я слышу голоса, они поют для всех нас»: репортаж с фестиваля «Части света» (08.09.2018, Юсуповский сад, СПб)

И «Аквариум» открывает свое выступление энергичной «Паленое виски и толченый мел». По такому же принципу подобраны и остальные композиции, хотя Гребенщиков исполняет мрачную «Соль» и лиричные «Та, которая я люблю» и «Зимняя роза». «Пока несут сакэ», «212-85-06», «Растаманы из глубинки», легендарные «Стаканы» перемешиваются с более спокойными треками, чтобы зрители могли отдохнуть от танцев. В последнюю очередь группа исполняет «Вавилон», и становится понятно уточнение «International» в названии коллектива: на одном из припевов на сцену поднимаются участники всех групп, игравших сегодня на фестивале. Ситаристка Хима Махерджи, вокалистка Эно Уильямс, Хелависа, многие другие подпевают, подыгрывают, просто танцуют на сцене, превратившись в пестрый калейдоскоп.

– Я слышу голоса, они поют для всех нас, хотя вокруг нас – Вавилон! – резюмирует Гребенщиков, и после бурных оваций музыканты исчезают со сцены. «Аквариум» начинают звать на «бис», и музыканты выходят снова, чтобы сыграть финальную композицию – «День радости».

– Бог есть свет, и в нем нет никакой тьмы, – звучит последняя строчка песни, и люди начинают потихоньку расходиться. Над «пацификом», висящим под куполом сцены, уже давно сверкают ветвистые молнии, а на землю успели упасть первые капли дождя.

Фото: Эжена Быкова

View this photo set on Flickr


Портал Субкультура