Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru
Маяковский и кино: пять фильмов поэта, которые стоят вашего внимания

Никогда не слышали, что в перерывах между сочинением новаторских стихов и сотворением революционных плакатов Владимир Маяковский снимался в кино? Или когда-то про это упоминали в школьной программе, но мимоходом? К историческому сожалению, 3/5 фильмов вы попросту не сможете увидеть, но, к нашему счастью, про все пять можно узнать в этой подборке.

«Драма в кабаре футуристов № 13» (1914)

Пятнадцатиминутная двухчастная так называемая трагикомедия режиссёра Владимира Касьянова с футуристами художественного объединения «Ослиный хвост». 19-летний Владимир Маяковский, загримированный в инфернальный образ, дебютировал с эпизодической ролью в самом финале картины.

Прощальный киносеанс немого фильма состоялся в Ленинградском Доме кино на закате 30-го десятилетия, когда как на данный момент все копии считаются утраченными, за исключением единственного фото последних кадров с Михаилом Ларионовым и Натальей Гончаровой. История разворачивается вокруг двух кабачных футуристов-танцоров, один из которых в порыве ревности убивает партнёршу и зарывает её тело в снег Петровского парка.

Это одна из первых (если не первая) попыток в авангард в истории мирового кинематографа. Зрители-современники видели в этом высмеивание сюжетов мистических и криминальных фильмов тех лет. Историк кино Рашит Янгиров в журнале «Сеанс» определяет жанр как «автопародию с макабрическими аллюзиями, внутренними “репликами” и “ремарками”, вписанными в фабульный артефакт».

dramavkabarefuturistov13

Источник фото: kinopoisk.ru

«Не для денег родившийся» (1918)

Короткометражная приключенческая драма режиссёра Никандра Туркина. Владимир Маяковский написал сценарий в соавторстве с поэтом-коллегой Давидом Бурлюком, с которым вместе и исполнил одну из главных ролей. Василий Каменский играет самого себя.

Фильм считается утерянным, предположительно, после Великой Отечественной войны. Сюжет вольно интерпретирует роман Джека Лондона «Мартин Иден», перенося место действий в российские реалии, однако порой уходит в автобиографичность Маяковского. Сам Владимир Владимирович предстал в образе футуриста Ивана Нова, читающего стихотворения в «Кафе поэтов» в Москве.

Сохранилось только либретто к фильму, написанное со слов Льва Гринкруга, что сыграл одну из второстепенных ролей. По сюжету персонаж Маяковского спасает прохожего от хулиганов, влюбляется в его сестру, учится уму разуму, чтобы достичь её расположения, и становится знаменитым и богатым поэтом-футуристом. Не преуспев в делах любовных, он инсценирует самоубийство и уходит обратно к рабочему классу.

«Закованная фильмой» (1918)

Короткометражный немой фильм режиссёра Никандра Туркина в жанре романтической драмы. Актёр главной роли Владимир Маяковский также сам написал оригинальный сценарий для Лили Брик, для которой картина выдалась дебютной и единственной в фильмографии поэтессы.

Целиком фильм не сохранился из-за пожара на киностудии, уцелели лишь некоторые фрагменты и отдельные кадры, которые Лиля Брик держала при себе. Трагические истории о любви пользовались успехом у публики, однако самому автору киновоплощение его сценария не пришлось по нраву: он считал его «скучным, тяжёлым и неповоротливым». Причём ещё на съёмках «Не для денег родившийся» актёр Маяковский часто спорил с режиссёром Туркиным о постановке многих сцен.

К тому же до нашего времени дошло либретто к фильму, составленное со слов Брик. По сюжету безутешный Художник мечется от жены до проходимой мимо цыганки, разочаровываясь в меркантильных людских сердцах, пока не влюбляется в киноэкранную Балерину на одном из сеансов. Она сходит с полотна, и вместе они уезжают жить в загородный дом, где вскоре ей становится худо вне кинематографической среды. Пока Художник вырезает в кинотеатре экранную ткань, цыганка из ревности выдаёт продюсеру фильма местоположение его героини, и тот забирает её обратно.

zakold0vfilm0j

Источник фото: kinopoisk.ru

«Барышня и хулиган» (1918)

44-минутная короткометражная драма от режиссёров Евгения Славинского и Владимира Маяковского. Первый выступил также оператором, а второй — автором сценария, написанного по мотивам рассказа «Учительница рабочих» Эдмондо Де Амичиса.

Владимир Маяковский не столько контролировал весь съёмочный процесс в дуэте со Славинским, сколько безоговорочно отдавался главной роли и наставлениям с его стороны, при этом внося свою лепту в постановку некоторых мизансцен. Футурист использовал как можно меньше грима, однако после просмотра назвал свою актёрскую игру «сентиментальной заказной ерундой». Несмотря на выход сразу трёх кинопроектов с участием поэта именно фильм «Барышня и хулиган» возглавил отечественный кинопрокат.

Синопсис такой: дебошир встречает на улице дореволюционной России учительницу и влюбляется в неё. Герой-романтик начинает посещать её уроки и защищать девушку от обидчиков. Однако отец одного побитого им школьника жаждет мести и устраивает засаду на хулигана.

«Октябрюхов и Декабрюхов» (1928)

Сатирическая комедия режиссёров Александры Смирновой-Искандер и Алексея Смирнова с Владимиром Маяковским в качестве сценариста. 45-минутный короткометражный фильм с очевидной советской направленностью.

Это один из первых отечественных проектов, в котором мультипликация совмещается с кадрами живой съёмки. Сценарий Маяковский написал к десятилетию Октябрьской революции. В лице трёх главных героев он представил образы буржуазной и социалистической революций и будущей России.

Николай Декабрюхов бросает невесту у свадебного застолья и бежит прочь от ревущей революции за границу, где вскоре становится героем на словах у местных. Его брат Иван Октябрюхов остаётся в новой стране советов, приспосабливается к новому общественному строю и берёт в жёны возлюбленную Николая. Вопреки всему, Декабрюхов возвращается на родину.

Источник фото обложки: kinopoisk.ru

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика