joomla

Почему запрещают песни Бригадного подряда?

  • Автор: Анна Комаревич
  • Published in Статьи
Понравилось? Расскажите друзьям:

   В начале февраля по всем рок-проводам страны пронеслась новость: группа «Ария» запретила исполнять Артуру Беркуту песни из репертуара коллектива! Не успели утихнуть споры «арийцев» кто прав, а кто виноват, как у любителей русского рока появилась новая тема для обсуждений: Юрий Соболев, бывший гитарист группы «Бригадный подряд», тоже запретил группе исполнять песни своего авторства!

   Но началось всё не с этого. А с того, что из сети YouTube стремительно стали исчезать клипы и записи с концертов «Бригадного подряда», а на их месте появлялись печальные надписи «Это видео более недоступно из-за заявления о нарушении авторских прав». Недоумевающие поклонники, многие из которых получили предупреждения от администрации видео сети, а некоторые и вовсе были забанены без права регистрации нового аккаунта, обратились к группе за объяснениями. Вот тут-то и выяснилось, что непосредственно «Бригадный подряд» не имеет к произошедшему никакого отношения. Более того, аккаунт группы в YouTube тоже оказался удалён из-за «неоднократного нарушения авторских прав».Почему запрещают песни Бригадного подряда?

   Оказалось, что о нарушении авторских прав в YouTube написал автор песен, Юрий Соболев. Об этом он сообщил на своей странице ВКонтакте 29 января: «С радостью сообщаю, что YouTube начал удалять видео, нарушающие мои авторские права. А злостные нарушители будут лишены своих аккаунтов навсегда. Чтобы видео с вашими любимыми артистами, исполняющими мои песни, не было удалено, вам нужно указать рядом с названием песни имя автора. Спасибо за внимание!».

uryi_sobolev

   Однако официально группе запрещено исполнять песни лишь с 1.02.13. Впрочем, официальным такой запрет тоже сложно назвать, потому что получен он был в виде письма в той же социальной сети «ВКонтакте». К тому времени, как пользователи получили указание подписывать свои видео «АВТОР СЛОВ И МУЗЫКИ ЮРИЙ СОБОЛЕВ», подписывать было уже практически нечего. Впрочем, вовремя подписанные материалы также были удалены.

   Юрий Соболев являлся гитаристом группы «Бригадный подряд» в период с 1987 по 2002 год. За это время им были написаны тексты и музыка к песням с альбомов «Реаниматоры» и «Насилие и секс» (автором текстов «Попса» и «Про Это» является Антон Соя, «Coda» – Александр Конвисер, Юрий написал к ним музыку), кроме того песня «Всерьёз», вошедшая в крайний группы альбом «Страна возможностей». Эти песни «Бригадный подряд»  продолжал исполнять и после того, как Юрий Соболев покинул коллектив, чтобы заниматься творчеством самостоятельно. На песню «Всерьёз» в 2011 году даже был снят клип, на съёмках которого автор присутствовал лично. Разрешение на съёмку, правда, как это часто бывает, было получено лишь устно. И теперь музыкальное видео, в создание которого были вложены деньги, тоже находится под запретом. 

  В официальном заявлении на стене своей группы в социальной сети группе Юрий прокомментировал свою позицию следующим образом: «Причинами для данного решения с моей стороны стали коммерциализация группы и систематические нарушения авторских прав. После ухода Александра Конвисера в 2009г., группа "Бригадный Подряд" окончательно утратила свою былую социально-политическую позицию, которая всегда была неизменна с момента выхода дебютного альбома группы в 1986г. и являлась отправной точкой всего, что делал "Бригадный Подряд" на протяжении более 20 лет. И не смотря на то, что сейчас в группе находится один из её основателей, "Бригадный Подряд", по сути, является совершенно другим коллективом и не имеет точек соприкосновения с группой образца 1986-2007гг. В связи с чем, я посчитал более невозможным исполнение этим коллективом своих песен». 

Группа Бригадный подряд

   С одной стороны, Юрия понять можно, ведь он, как сам пишет на своей странице, «был лишён 2 млн. потенциальных посетителей своего аккаунта». И, несомненно, автор имеет полное право требовать указание авторства. Но, согласитесь, делать это на концерте перед каждой песней практически нереально (да и градус панк-концерта со всеми эти конферансьенскими штучками снижается весьма ощутимо). Впрочем, поклонники группы всегда знали, кто автор музыки и слов той или иной песни, а все аудио- и видеозаписи, созданные за более чем двадцатилетнюю историю существования «Бригадного подряда» и распространившиеся по стране, подписать невозможно. Русский рок всегда строился на взаимных договорённостях, заключаемых устно. И разве не в этой самой дружеской поддержке рокеров и была его прелесть? История русской рок-музыки знает немало прекрасных каверов (одного только Цоя перепето немало), группы часто дарят песни друг другу, а Михаил Горшенёв и вовсе записал целый альбом каверов того же  «Бригадного подряда» в поддержку бывшего солиста группы Николая Михайлова. Но что-то в системе безусловного доверия дало сбой, и вот теперь это всё грозит обернуться пиратством из-за того, что вовремя не были заключены письменные договоры. 

pesni_pod_zapretom

   А может дело вовсе не в том, что ко второму десятилетию XXI века все стали юридически подкованы и узнали о своих правах, а в том, что русский рок, наконец, стал зарабатывать деньги? Сидя в подполье и играя для души, не задумываешься о материальном достатке, а вот когда творчество начинает приносить прибыль, то и смотришь на него по-новому. 

   Я решила спросить рокеров о том, насколько здоровой или нездоровой является данная тенденция, и что они думают по поводу ситуации, сложившейся в «Бригадном подряде»:

Михаил Семёнов (группа «Декабрь»):

Думаю, что Соболев, как автор песен, имеет все права на них. И в этой ситуации иначе как договориться с автором, у группы вариантов нет. Сути конфликта я не знаю, поэтому не могу сказать кто прав, кто виноват. Подозреваю, что всплыли старые обиды, потому как «Бригадники» никогда не скрывали, что они поют песни Соболева, и не понятно, с чего вдруг такие разборки. Тема авторских прав актуальна для любого вида деятельности, и русский рок не исключение. У нас просто ещё нет опыта и культуры заключения договоров на стадии начала сотрудничества музыкантов и авторов. Всё держится на честном слове. И в этом есть своя прелесть, но и свои подводные камни. Потому как все мы люди живые и нервные. Наши песни тоже исполняют другие группы. Мы не требуем ничего, кроме указания авторства. И сами мы поём довольно много чужих песен, но, к счастью, на сегодняшний день проблем у нас не было ни с кем.

Антон Соя (писатель, автор слов нескольких песен «Бригадного Подряда»):

Русский рок - это разные люди (простите за каламбур). РР - не тайное общество со своим уставом, а просто творческие люди - со своими судьбами, принципами, обидами и болезнями. Так что я никого судить не берусь. Тут две стороны проблемы: правовая и моральная. В правовой пусть юристы разбираются, а в моральной - Бог. Я благодарен Юре за то, что он написал музыку на мои слова, благодарен БП за то, что они поют эти песни. Не знаю, может ли Соболев запретить их исполнять БП, но уж точно он не сможет запретить их слушать и исполнять тем, кто их полюбил, в некоммерческих целях, естественно. Так что песни будут жить, и это главное. А «подрядовцы» запросто могут положить мои тексты на свою новую музыку.

pesni_pod_zapretom-2

Юрий Байдак (продюсер, основатель Ленинградского рок-клуба):

Раз наша страна вошла в ВТО, раз приучают к уважению авторских прав, то, как бы ни называлось творчество, шансон, эстрада, рок… все равно. С этим нужно считаться. И чем собственно рок отличается от других видов творчества? Почему, именно для рока - это не актуально? Если эти права имеют место быть, то они должны быть нормально зарегистрированы. Таких историй, что случилась с «Бригадным Подрядом», просто менее известных, десятки, если не сотни. Вы здесь педалируете на некие нравственные и этические моменты, но даже при этом существо вопроса остается его существом. Я не в курсе о внутренней кухне, а это немало важно. Этот вопрос можно и нужно было поднять при нормальном функционировании некоего гражданского рок-сообщества, которое с большим трудом сейчас только начинает формироваться. А это, по моим представлениям, минимум несколько тысяч объединенных людей из пластов рок-культуры. Мы же едва приступили к его организации, и скорее всего этот процесс достаточно долгий.

   Кирилл Поляков (группа «Бригадный подряд»):

К моему огромному сожалению, для Юрия оказалось важнее не Сотрудничество, благодаря которому, например, песня "Всерьез" приобрела свежее дыхание и стала известна, а банальная сиюминутная выгода. Сотрудничество могло бы продолжаться и дальше, но Юрий сделал свой выбор. Желаю ему удачи!

   Вячеслав Никаноров (группа «Ангел НеБес»):

Ну, авторские права - это штука серьёзная, я, например, сам регистрирую их в РАО после выхода каждого альбома, и исполнять их на широкой аудитории кто-нибудь другой может только с моего согласия. "Князь Тишины" и "Лихо" мы писали по просьбе организаторов сборников "50 лет СашБашу" и 25 лет НАУ - они там сами, видимо, с владельцами прав договаривались, по поводу исполнения песни "Время" я спрашивал разрешения у Чернецкого. Когда заполняются рапортички на крупных фестивалях, то я, естественно, ставлю в авторской строке реальных авторов, и им потом РАО перечисляет деньги...

   Что ж, одно точно: Юрий Соболев, как автор, имеет полное право распоряжаться своими песнями и разрешать либо запрещать кому-либо их исполнять. Совсем другое дело, что пострадавшими в этой ситуации являются не только и не столько Юрий и группа «Бригадный подряд», сколько поклонники. Причём пострадали они не только морально, лишившись возможности подпевать любимым песням на концерте, но и вполне реально: обвинённые в пиратстве и злостном систематическом нарушении авторских прав, многие из них могут навсегда лишиться права пользоваться услугами YouTube.

Автор: Анна Комаревич



Портал Субкультура