В прокате – фильм Гэвина О’Коннора «Расплата». Портал «Субкультура» объясняет, почему на финансовый боевик с Беном Аффлеком надо водить девушек целоваться.
В детстве Кристиан (ещё не Кристиан) не умел дружить с другими детьми, поэтому родители отвезли его к доброму доктору; добрый доктор объяснил им, что мальчик аутист, но это нормально. Мама Кристиана с последним не согласилась и сбежала; папа, котировавший кнут, научил сына драться. Двадцать лет и примерно столько же псевдонимов спустя Кристиан (теперь Кристиан), вооружённый умением перемножать в уме шестизначные числа, работает аудитором и тайно обслуживает всю мафию на свете. Большой сыщик из минфина, обнаружив суровую кристианову спину на всех мафиозных фотокарточках, пускает по следу аудитора наиболее бодрую сотрудницу. Аудитор, заметив слежку, берёт следующую крупную работу в легальной роботехнической корпорации, где молодая бухгалтерша обнаружила какую-то несостыковку. Пару дней спустя в корпорации начинают умирать важные люди; хуже того – Кристиан и бухгалтерша по некоему плану должны составить им компанию. Составители некоего плана, однако, не в курсе, что аудитор умеет драться, а бухгалтерша, вопреки всем его диагнозам и её дурацким к нему подкатам, ему очень сильно нравится.
Решительно обозначив пролог крикливой перестрелкой неназванных силуэтов, «Расплата» титром переходит к дальнейшему двухчасовому нарезанию кругов вокруг стартового эпизода, с постепенным затыканием ватными пробками многочисленных сквозняков интриг. Кино, однако, искренне полагает себя пазлом – и, может быть, так и есть, но слишком уж быстро начинает казаться, что собирать здесь надо картину с догами, расписывающими пульку. Тем интереснее, когда самые жуткие подозрения, одно за другим, оказываются верными. Что и говорить, в роли боевика «Расплата» чудовищна: Аффлек гарцует конным памятником из сплавленных клише, второй план вполне туристически оттеняет блистательность героя, статисты и вовсе существуют бесславными мухами. Узел финансового сюжета, завязанный веселыми руками сценариста Дюбока, вскоре обнаруживает себя невозможным к распутыванию, так что приходится исполнять Александра Македонского при помощи целого ансамбля населяющих кусты пианистов; мол, жили-были, а потом их убили. В итоге из трёх твистов, к которым фильм, гремя костями, прикатывается в финале, один малопонятен, второй бессовестно предсказуем, а третий декоративен, что то ружьё, стреляющее нормативный чеховский выстрел прямо на стене.
Притом в любом мирном качестве это кино приличное и даже весьма выдающееся. Аффлек и Кендрик разыгрывают на двоих, наверное, лучшую романтическую комедию года – восхитительно неуклюжую, неловкую, чертовски смешную, где она хочет говорить про забавного папу и живопись, а он – закрывшись в стеклянном кабинете, рисовать везде сумасшедшие цифры. И всё же она любит цифры, а он живопись. Когда, чуть только обозначившись пятёркой виртуозных сцен, романтический сюжет растворяется в другом, тоже, в общем, про любовь, – становится, с одной стороны, совсем, до неуместного, смешно, а с другой – где-то здесь кино и обретает действительный смысл. На этом уровне «Расплата» оборачивается до крайности странной, но в чём-то величественной историей человека, который думал, что всех ненавидит, а на самом деле страдал особой формой слишком сильной любви. И она, конечно, получит от него в подарок милый обоим подлинник Поллока, а он уедет в горизонт, таща за собой полный оружия фургон, и навсегда исчезнет за вечной границей пространства, потому что этот мир, как всегда, не заслуживает такого героя – впрочем, возможно, слава богу, что так.
Читайте также
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!