Всегда удивляет и восхищает, когда в одном человеке так гармонично и одновременно динамично уживаются творческие роли. Еще более удивительно, когда это сочетается с научными достижениями. Таков наш сегодняшний герой интервью Дмитрий Александрович Дарин – поэт, публицист, прозаик, журналист, критик, общественный деятель и вместе с тем – доктор экономических наук. Что движет им – жажда самопознания или нескончаемый поток творческих замыслов, которые ему, казалось бы, с такой невероятной легкостью удается воплощать в жизнь?
Дмитрий Александрович Дарин – известный в России поэт, на стихи которого сложено более 200 песен для таких именитых певцов, как Иосиф Кобзон, Александр Маршал, отец и сын Пресняковы, Алексей Глызин, группа «Самоцветы» и многие другие исполнители.
С недавних пор наряду с поэзией автор посвятил себя и прозе. Пишет малые произведения, публикуемые в литературных изданиях: «Российский колокол», «Московский литератор», «День литературы», «Российский писатель», «Наш современник», «Медный всадник», «Молодая гвардия», «Невский альманах» и других.
Член Союза писателей России и ЛНР, Интернационального Союза писателей, член Союза журналистов России, лауреат Всероссийской литературной премии имени Сергея Есенина «О Русь, взмахни крылами...»
И это далеко не все заслуги автора! При всем том, что Д.А. Дарин к тому же – доктор экономических наук, такая ассоциация с творчеством совсем не уживается в сознании! Но довольно эпитетов, ведь у нас появилась удивительная возможность задать вопросы ему лично.
- Дмитрий Александрович, без сомнения, вы человек одаренный и в интеллектуальном, и в созидательном смысле. Раскройте секрет: что для вас является музой? Или, может быть, кто она – ваша муза?!
- Спасибо за лестное вступление к вопросу! Конечно, у меня есть стихотворения, посвященные конкретным и реально существующим девушкам, которые сыграли в свое время роль музы. Таких стихов очень мало, – но посвящения на них я исправно оставляю при каждой новой публикации. А в целом меня вдохновляет Россия – наша Родина. Как ни пафосно это звучит, но самое прекрасное – в природе, в человеке, в отношениях – можно встретить только у нас. На мне нет розовых очков, наша страна не всем нравится, не самая удобная и безопасная для жизни… но жить можно только здесь.
Душа, что склеишь – без осколка,
Пропало что-то в яме дней,
В России помереть – недолго,
Но без неё – еще быстрей!
А из программного стихотворения «Осиянная Русь»:
И может, жить уютней в странах многих,
Но где родился, там я и умру,
Где поутру роса омоет ноги,
Где шепчутся рябины на ветру…
- Потрясающе и вдохновенно! Дмитрий Александрович, у вас столько творческих достижений, что даже не знаю, с чего начать. Наверное, с начала. В прозу вы пришли относительно недавно, 5 лет назад. А когда начались ваши отношения с поэзией? Наверное, с раннего детства или юношества?
- Достижений, на мой взгляд, не так уж много. Во всяком случае, рассчитываю на большее. А то, что есть, – результат упорного и, главное, системного труда. Начинал я и вправду с раннего детства, как и многие, пробовал перо в фантастике. После запойного чтения высших образцов – Азимова, Кларка и Шекли, хотелось, конечно, поразить мир своей фантазией. У меня всегда было богатое воображение, и я искренне считал, – этого достаточно. Некоторые люди, кстати, до седых волос так думают – судя по нынешнему уровню расплодившейся макулатурной литературы. А вот поэзия пришла позже, в зрелом возрасте. Варлам Шаламов утверждал, что поэзия – «дело седых». Может, и не седых, но и не безусых, полагаю. Хотя нынешняя молодежь, а я вижу её на многочисленных поэтических фестивалях, – пишет и дерзко, и ново, и вместе с тем технически грамотно. Видна работа над собой и серьезный талант, во всяком случае, у финалистов. Они точно не ограничиваются одним поэтическим воображением.
- Тонко подмечено. И все-таки вы не остановились только лишь на одном направлении, ваше творчество простирается во все стороны. В вашем «репертуаре» и стихи, и песни, и стихи, на которые написаны песни. А также критика, малая проза. Вы и журналист, и публицист, и поэт, и писатель. Как удается сочетать так много творческих амплуа?
- Это как раз просто. Я соблюдаю одно правило, которое и всем рекомендую. Не «идёт» стихотворение – пиши прозу. Не пишется проза – задумай статью. Ничего не идет в голову вообще – читай! Возьми то, что не дочитал или вообще не читал, и с ручкой в руке проштудируй. Что-то полезное всегда найдется. Если образовалась пустота – заполни её, а не проваливайся.
- Дельное замечание, надо запомнить. А как обстоят дела с отдыхом? Наверное, на это совсем мало времени остается? Как вообще предпочитаете проводить время, свободное от творчества?
- Отдыхать от творчества – все равно, что отдыхать от жизни! Так что, скорее, само творчество – отдых от нетворческой жизненной вынужденности. Но, тем не менее, когда заканчиваешь какую-то новую работу, то не отпраздновать это нельзя. И есть категории, которые существуют объективно, – это дружба и баня! Попариться и разделить трапезу со старинными друзьями – что может быть выше? Да простит меня «наше всё», но перефразирую: «На свете счастья нет, но есть друзья и баня!» Это мое кредо!
- Вполне достойное перефразирование, думаю, Александр Сергеевич не обиделся бы. Поговорим об упущенных возможностях. Были ли на вашем жизненном пути творческие замыслы, которые не удалось воплотить в жизнь?
- Да, были. Но это не упущенные, а просто нереализованные пока возможности. Когда наступаешь на будущее широким фронтом – скорость наступления не может быть крейсерской! Каким-то замыслам пока что удается от меня ускользать, но это их не спасет от исполнения в конце концов. Мечта от задачи отличается наличием еженедельника.
- Признаюсь, вы очень приятный собеседник! Нечасто встречаются люди, поражающие подобным тонким глубокомыслием, впечатляет. Но продолжим. «Застыла девушка-береза В простой российской красоте. Омыв рубцы на бересте, Дождем текут девичьи слезы». В вашем творчестве так много о России, прослеживается любовь, боль и так часто тоска. О чем тоскуете? И какие у вас отношения с матушкой-Россией?
- Немного об этом ответил раньше. Но вопрос сам по себе такой, что на него нужно отвечать всю жизнь. Я всегда утверждал (и Пушкин согласен со мной), что теза первого либерала в нелиберальной истории России – Петра Чаадаева о том, что любовь к истине выше любви к Родине, являет собой корень всего зла и ослабления России в угоду каким-то чужим интересам, в основу которых кладется субъективно и удобно понимаемая «истина». Про Родину можно сказать одно – она высшая истина, даже если неудобна, неприятна и даже опасна. И только высшее отношение к России сделало высшую русскую литературу. Вот я стараюсь «поддерживать» такие отношения. О чем бы ни писал русский поэт – он всегда пишет о России.
- Дмитрий Александрович, а какие у вас отношения с современным амбициозным поколением, что о них думаете?
- Слегка затронули уже «племя младое, незнакомое». У этого племени амбиций и «божественных возможностей» смешано примерно пополам. Непосредственно участвуя в литературном процессе, в том числе в жюри многочисленных поэтических фестивалей (прежде всего «Мцыри») и премий (прежде всего Международная премия им. С. Есенина «О Русь, взмахни крылами»), могу с уверенностью сказать – качество молодежной поэзии растет. Медленнее количества на порядок, но так и должно быть. И что радует – присущий молодой крови протест против всего не освобождает их от самодисциплины и серьезной работы над строкой. Те, кто испытывает иллюзии по поводу ценности своего «поэтического выдоха» – без отчаянной шлифовки, резки по живому, мучительного переделывания, – производят лишь углекислый газ. Лидеры молодежной поэзии знают «правило Дарина»: «поэт родился не когда написал, а когда исправил написанное».
- Вас можно и нужно записывать, а затем цитировать. Я так понимаю, на вашем творческом пути встречались действительно талантливые, но совсем еще юные дарования? Какую лепту вносите в творческий потенциал своей страны?
- Конечно! Это победители разных лет Международной литературной премии им. С. Есенина «О Русь, взмахни крылами», где ваш покорный слуга уже много лет является председателем отборочного жюри. В номинации «Надежда России» или в номинации «Дебют» – Дмитрий Ханин (Ростов-на-Дону), Алексей Шмелёв (Москва), Михаил Рудаков (Пенза), Анна Мартынчик (Минск), Оля Меделян (Москва). Это победитель «Мцыри» и литературной премии партии «Справедливая Россия» – Александр Антипов, 11-классница из «мцырят» Алена Мосина и много еще интересных молодых поэтов. Главное в них – непохожесть, «своя на жизнь походка», да и ходят – каждый в своей неповторимой поэтической рубашке, по выражению великого Есенина. И пишут о России больше, чем о себе, любимых. И в этом залог их «неумирания».
- И это не может не радовать. Какие у вас планы на будущее? О чем мечтаете? Чего хотите еще достичь?
- Моя самая заветная мечта – развернуть по всей России фестивальное движение русского мира «Осиянная Русь». Фестиваль, родившийся из стихотворения… такого еще не бывало, по-моему. И это как раз тот случай, когда мечта формулируется в виде задачи в конкретных планах на каждый день. И первый полуфинал по этому плану мы будем проводить уже 5 июня в Государственном музее-заповеднике «Коломенское», во дворце царя Алексея Михайловича – восстановленном шедевре русского деревянного зодчества. И я, как координатор этого фестивального движения, приглашаю всех желающих проявить себя по номинациям ЛИТЕРАТУРА, ПЕСНИ и РЕМЁСЛА к участию именно в первом полуфинале. Начинать, так по-царски!
- Спасибо большое за такое вдохновляющее, живое, поучительное интервью!
Беседу вела Елена Васильева
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!