Со школьной скамьи за понятием «фольклор» закрепилась ассоциация с чем-то старинным, будто бы давно ушедшем. Однако фольклор никуда не пропал. Как обстоят дела с народным творчеством сейчас? Каким образом и где его изучают эксперты? И какие новые формы он принял с появлением интернета? Ответы на эти вопросы вы найдёте в нашем материале.
Фольклор в широком смысле слова — это народное творчество во всём его многообразии: музыка и песни, сказки и героический эпос, загадки и анекдоты, пословицы и гадания, молитвы и плачи, всевозможные обряды и ритуалы. Перечислять можно долго. От привычного авторского творчества фольклор отличает коллективность-анонимность (автор фольклора — народ), вариативность (при передаче фольклора каждый привносит что-то своё) и преимущественно устное распространение (но не всегда).
Привычный для нас фольклор — традиционный — связан с патриархальным обществом. Основная форма сбора традиционного фольклора — экспедиции. Исследователи на срок от пары недель до нескольких месяцев уезжают в деревни, где до сих пор отчасти сохраняется старый уклад. Собиратели фольклора беседуют с местными жителями, проводят интервью и записывают ответы. Таким образом выясняются сказы, предания, суеверия, описания святых мест и многое прочее. В ходе экспедиции могут осваиваться технологии традиционных ремёсел — например, методы создания игрушек или способ плетения из травы. Исследователи также изучают обряды: обряды жизненного цикла (рождение, свадьба, погребение) и календарного цикла (праздники — Святки, Масленица, Иван Купала). Фиксируются на диктофон или камеру произведения музыкального фольклора. Подобные экспедиции курируются фольклорными центрами или университетами. Нередко в экспедициях участвуют студенты-филологи, таким образом проводя летнюю практику.
Photo by Egor Myznik on Unsplash
В разных регионах, у разных этносов и на разных языках бытует народное творчество. Так, в Республике Алтай существует алтайский героический эпос «Кай чёрчёк», исполняемый под инструмент топшуура горловым пением и повествующий о трёх поколениях героев. В Коми сохраняется традиционная техника вычегодской росписи по дереву, отличаемая синим фоном для рисунка, округлыми узорами и чёрным контуром. В ряде областей берегутся традиции русской соколиной охоты. И таких примеров в нашей бескрайней стране множество.
Другой разговор — фольклор нового времени. Урбанизация и научно-технический прогресс (в особенности появление интернета) повлияли на уклад жизни людей — следовательно, и на форму народного творчества. Для обозначения новой формы С. Ю. Неклюдовым было введено понятие «постфольклор». Это третья ступень развития фольклора после архаического (о котором почти ничего неизвестно) и традиционного.
Постфольклор обычно связывают с городом: сплетни, слухи, городские романсы, «сюжеты и образы урбанистической мифологии» (например, бытующие в крупных городах легенды о таинственных заброшенных станциях метро). Однако постфольклор не ограничивается городской средой.
Он часто бывает связан с общностями, субкультурами. Так, блатные песни — часть тюремного фольклора. А в армейском обрядовом фольклоре присутствует обряд «вписки» — первичной инициации — когда старослужащие заставляют срочников-новичков в их первую ночь «мыть и чистить все помещения казармы». Вероятно, более близкий нам пример — жанр «страшилок», рассказываемых, например, в детских лагерях (вспомните про Пиковую даму и прочее).
Знакомые каждому анекдоты про Вовочку в их невероятном разнообразии — это тоже фольклор, как и анекдоты в принципе.
«Учитель спрашивает: "Дети, у кого какие есть домашние животные?" Все тянут руки: "Кошка!", "Собака!", "Ежик!"
Учитель: "А у тебя, Вовочка?"
— "Вши, клопы, тараканы..."».
Наконец, теории заговоров (о чипировании в пандемию или об управлении Землёй пришельцами) — мифология современного общества.
Photo by Evgeny Nelmin on Unsplash
Особенная часть постфольклора: интернет-фольклор. Тут всё знакомое молодому поколению. Мемы, письма-счастья, картинки с цитатами Конфуция и Стэтхэма — вот народное творчество современности. Они анонимны, легко варьируются (вспомните, как много версий приходится на один шаблон мема) и не имеют конкретной географии.
Интересно заметить, что у подобного творчества есть «предки». У мемов — лубочные картинки. У писем-счастья — буквально такие же письма, которые в своё время рассылались в рукописном варианте. Вот, к примеру, письмо, которое циркулировало в Ровенецком районе Донбасса во времена коллективизации (взято из статьи А. А. Панченко «"Письмо несчастья": политика и фольклор»):
«Я — Господь Бог ваш, и говорю вам: настал момент, когда дьявол запутывает народ в сети свои — в колхозы. Тот, кто не соблазнится колхозами, спасется; всех же колхозников уничтожу в ближайшие дни. А также уничтожу тех, кто не будет носить крестов на груди своей».
Ну и наконец можно упомянуть то, что находится на стыке современности и фольклора: фольклорные мотивы в нынешнем творчестве. Неофолк в музыке (например, «Мельница», «Сруб», Таисия Краснопевцева), отголоски мифологических сюжетов в литературе (взять хотя бы «Оккульттрегера» Алексея Сальникова или «Финист — ясный сокол» Андрея Рубанова), использование сказочных форм в кинематографе и анимационных фильмах (недавно вышедшая короткометражка «Песня Сирин»), вдохновлённые традициями современные бренды одежды — современность пестрит обращением к прошлому.
Photo by Elizaveta Khankova
Собирание традиционного фольклора, его переосмысление, изучение постфольклора — вот некоторые направления, которые можно выделить в бытовании народного творчества в наше время. А сохраняя фольклор, мы бережём культурное наследие.
Фото на обложке: Nel on Unsplash
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!