Топ-100

Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: leonovichjohn@mail.ru

Би-2

19 сентября в московском Adrenaline Stadium состоялся концерт Би-2. Ждали его не только поклонники группы, но и сами музыканты.

Такого длительного перерыва между концертами у знаменитой рок-группы не было давно. Ребята старались максимально занять себя во время карантина: Лёва завёл себе собаку, Шура продолжил работу над сайд-проектом «Куртки Кобейна». Также Би-2 выпустили трек «Депрессия» и клип, режиссёром которого стал Макс Шишкин. Далее музыканты начали выпускать серии в своём новом блоге на YouTube. В общем, делали всё, чтобы не дать заскучать ни поклонникам, ни себе.

Концерты тура New Best отменялись один за другим. Но тут на радость своим московским слушателям Би-2 объявили дату своего «первого» посткарантинного концерта. На разогрев музыканты пригласили молодую исполнительницу Лизу Громову. Девушка спела песни из своего альбома «глупая скучная собака», вышедшего в августе 2019 года.

И вот в 21:30 Би-2 вышли на сцену. Первой песней (на злобу дня) стала «Депрессия»

Stereoleto 2020

В минувшие выходные в Петербурге состоялось Stereoleto 2020 – первый масштабный фестиваль (хочется написать «этого лета», но календарь-то мы уже перевернули) послекарантинной эпохи. Мероприятие пережило перенос, отмену зарубежных исполнителей (Metronomy, Of Monsters AndMan и SKYND уже заявлены на лето 2021) и миллион других трудностей, обрушившихся на музыкальную индустрию из-за пандемии. Несмотря на это, «перспективное» (именно таким был лозунг в этом году) Stereoleto стало одним из немногих событий именно перенесенных, но не отмененных (что случилось со всеми загородными фестивальными гигантами, вроде «Нашествия» и «Дикой Мяты»). И заветный второй день собрал ожидаемый солд-аут. Земфира же.

Stereoleto 2020

Около трех часов дня ограду главного входа подпирает заметная толпа. Фан-клуб Сами-Знаете-Кого. Когда открывают проход, они делают рекордный забег к главной сцене – ждать шесть часов выступления кумира (поговаривают, фанаты начали собираться с семи утра). Пока остальные гости фестиваля покоряют скалодром, купаются в бассейне из шаров, крутят педали велосипеда и разрываются между тремя сценами с отличным лайн-апом, поклонники Земфиры стерегут пост в первом ряду – причем, некоторым настолько неинтересно все происходящее вокруг, что они просто сидят у ограды, игнорируя всех предшественников хедлайнера. Тем временем на главной сцене выступают «Краснознаменная дивизия имени моей бабушки», накануне выпустившая очень удачный альбом в новом составе, модные «Меджикул» и вышедшие из африканских джунглей «Самое Большое Простое Число», тоже с новой бомбической пластинкой.

Stereoleto 2020. СБПЧ

«Интересно, “перспективный” – это потому что много молодых групп?» – рассуждает одна гостья, слушая «СБПЧ», которым стукнуло 14 лет. Оказалось, довольно много людей, пришедших именно ради Земфиры, совсем не знакомы с отечественной инди-сценой. И, кстати говоря, очень зря (в чем они, хочется надеяться, убедились в течение дня). Пусть Stereoleto 2020 и прошло без зарубежных артистов (хотя, откровенно говоря, это не совсем так – на фестивале выступило три белорусских команды: «СОЮЗ», Molchat Doma и Intelligency), лайн-ап все равно оказался сильным: Анна Ворфоломеева, ранее выступавшая с Young Adults, провела очень теплое открытие фестиваля, а потом еще и давала мастер-класс по игре на укулеле, зрителей также явно покорили возродившиеся «Трипинадва», а «Хадн дадн» увлекли в свой особый сюрреалистичный мир. Короче, если хочется погрузиться в русскую современную музыку поглубже, смело открываем расписание второго дня Стереолета и начинаем слушать: от «Папин Олимпос» до «Деревянных китов».

Stereoleto 2020. Трипинадва

Но вернемся к классике. Чем замечателен фестивальный формат – так это тем, что, не занимая очередь с семи утра, оказаться пусть не в первом, но в третьем ряду на хедлайнере вполне реально. И вот ты стоишь килькой в плотных консервных рядах, читаешь о советах соблюдать социальную дистанцию и ждешь, когда же это уже кончится. Но выходит Земфира. И ты надеешься, что это не кончится никогда – и даже оттоптанные ноги уже не так болят, и спина почти не отваливается. В этот день Земфира, по обыкновению, проигнорировала пресс-конференцию и отказала фотографам в съемке. Но выйдя к поклонникам – была само очарование. Певица поделилась, что ее команда долго и усердно работала над летним туром и что есть что-то кармическое в том, что первое выступление в итоге прошло именно в Петербурге (куда, впрочем, съехались фанаты со всей страны). Традиционно в черном и с разлохмаченными короткими волосами, она кайфовала и отдавалась публике ровно так же, как публика принимала ее. «Все как обычно, только соскучившись», — заметили бы «СБПЧ». Земфира выступает редко, и потому, когда со сцены звучат до дыр заслушанные песни, в это даже поначалу не верится. А потом у тебя случается переизбыток эндорфинов. И отложив телефон с камерой, ты стараешься зафиксировать как можно больше кадров глазами и сердцем. Сет-лист выступления получился свежим, и исполнительница спела довольно много песен, не входящих в «классические» альбомы: «Этим летом», «Abuse», «Goodbye». Но главное, что Земфира пообещала скорый выход нового альбома, чего не было уже семь лет. И это ли не отличные новости, которых так не хватало в этом году?

Если мы выжили этим летом, то с нами уже ничего не случится.

Stereoleto 2020. Земфира

Фотографии Тани Красехиной:

View this gallery on Flickr
View the embedded image gallery online at:
https://sub-cult.ru/foto#sigProId1ce5a00f7e

Вот они – первые концерты в постковидный период! Мы все так долго жили без концертов, что в московский Gipsy 19 августа сбежалась чуть ли не вся Москва. Полный аншлаг и волна безудержного веселья пришли вместе с ребятами из Anacondaz. Спасибо им за немыслимый драйв и возможность забыть обо всём в тот прекрасный вечер.

Все веселье заснял Саша Марков:

View this gallery on Flickr
View the embedded image gallery online at:
https://sub-cult.ru/foto#sigProId4466b100b0

«Части Света» 2020

Фестиваль всемирной музыки «Части Света» прошел в Петербурге в четвертый раз.

Будь это обычный сентябрь, мы бы уже попрощались в опен-эйрами и открытыми концертными площадками, перекочевав в теплые клубы с горячим глинтвейном. Но в 2020 году сентябрь далеко не обычный, а своеобразная версия «Лета 2.0», только без багов. Лишь в начале осени город согласовал несколько больших фестивалей, а концерты на крышах только вошли в привычку. А как же дожди, лютый ветер и неласковые +13? Так это же обычное лето, подтвердит любой петербуржец. И на свежем воздухе горячий глинтвейн куда вкуснее!

К счастью, несмотря на суровые условия и закрытые границы, «Части Света» не пропустили сезон 2020 и собрали соскучившихся любителей world music в уютном Юсуповском саду на одном из лучших мероприятий этого «лета». Но как же организаторам удалось собрать те самые «части света», если иностранных исполнителей все еще не пускают в страну? Выбравшись из лондонской самоизоляции, арт-директор фестиваля Борис Гребенщиков, несомненно, справился с этой непростой задачей. Благо страна у нас большая и, как говорится, «многонациональная», а отличных музыкантов с «отечественных частей света» хватит не на один лайн-ап.

«Части Света» 2020

Открытие фестиваля исполнительницей бурятских песен Намгар стало самым сильным за четырехлетнюю историю «Частей Света». Намгар и ее музыкальный коллектив сочетают традиционные бурятские мотивы с современной музыкой, в их композициях звучат ятаган (не путать с холодным оружием), шанза и варган наряду с мощными ударными и виртуозной электрогитарой. Подтягивающиеся на фестиваль гости, услышав необычные звуки, тотчас устремлялись к главной сцене, покоренные вокалом, харизмой и невообразимой прической певицы.

Тем временем начала работу и малая сцена, на которую в этот раз пригласили молодую казанскую группу «Juna», исполняющую очаровательный татарский инди-фолк (и такое бывает!), уже довольно известную в Петербурге гусляристку Ольгу Глазову, которой в этот раз аккомпанировали музыканты «Аквариума» Алексей Зубарев и Олег «Шарр» Шавкунов, и трио джаз-армянской музыки «Цвет Граната» в составе Виталия Погосяна, играющего на дудуке, скрипача Владимира Шуляковского и вездесущего Владимира Волкова с его контрабасом.

«Части Света» 2020

На главной программу продолжали Markscheider Kunst – коллектив, перевод названия которого знает каждый петербургский меломан. Ребята представили немало композиций со своего нового альбома «Freedom» и даже на какое-то время разогнали хмурые тучи старыми нетленками «Kvasa-Kvasa» и «Счастье@ру». А в завершение выступления не удержались в силу уникального случая от исполнения своего кавера на «2-12-85-06» вместе с его автором.

Предваряющим хедлайнера коллективом стал OYME. Группа не только представляет широкий пласт финно-угорской культуры и мордовские языки, но также накладывает на все это отпечаток современности. Четыре девушки в традиционных костюмах поют попеременно на разных диковинных языках и трясут «хаерами» под тяжелые запилы музыкантов. В контексте песен исполнительницы рассказали множество интересных историй и мифов и даже продемонстрировали зрителям посох мужской силы, которым, вопреки патриархальным традициям, била о земь вокалистка.

Каким бы замечательным ни был состав фестиваля и сколько бы гости ни сделали потрясающих музыкальных открытий, все всегда ждут именно выступление «Аквариума», это сакральное таинство, которое наблюдаешь с трепетом и в перый, и в десятый раз. Любопытно, что иностранные участники банды барабанщик Лайам Брэдли и любимец публики флейтист Брайан Финнеган были на своих местах, ведь магии «Аквариума» никакие запреты не писаны. Сет, впрочем, на этот раз получился не совсем развлекательно-фестивальным: прозвучало много песен с последнего (пусть и самого оптимистичного из трилогии, но все же довольно задумчивого) альбома «Знак Огня», старый лиричный блюз и совсем немного традиционных увеселительных. Что ж, какие времена – такие и песни. А послевкусие после «Частей Света» все равно терпко-приятное.

Фотографии Евгении Случайной:

View this gallery on Flickr
View the embedded image gallery online at:
https://sub-cult.ru/foto#sigProId2b843c4305

OQJAV

«Ленинградские мосты» - ежегодный открытый музыкальный фестиваль в Санкт-Петербурге, который объединяет исполнителей и зрителей, различные жанры и виды искусства, времена и эпохи. В этом году площадками для выступлений послужили на Банковский, Итальянский и Мало-Конюшенный мосты, общественное пространство Kino Corner на Ленфильме и «Севкабель».

О том, как прошёл второй и третий день фестиваля – смотрите в фоторепортаже Михаила Козлова.

29.08.2020

  • SHOO
  • Ocean Jet
  • Сироткин
  • ZOLOTO

30.08.2020

  • Тося Чайкина
  • OQJAV
  • KREC

День 2

View this gallery on Flickr
View the embedded image gallery online at:
https://sub-cult.ru/foto#sigProId63be76c9a2

День 3

View this gallery on Flickr
View the embedded image gallery online at:
https://sub-cult.ru/foto#sigProIdfcc795d205

Little Big в Яндекс.Эфире

Апрель 2020. На улице +5, но какая разница? Теперь больше актуальны показатели самоизоляции (вечером субботы – 3,6, неплохо) и количество заражений (все еще растет). Говорю соседке, что иду сегодня на концерт. Она уже приготовилась отчитать меня за безответственность, но я добавляю «онлайн». В апреле 2020 у нас теперь все онлайн: онлайн-кинотеатры, онлайн-библиотеки, онлайн-музеи и даже онлайн-фитнес. А вы уже воспользовались промокодом SIDIMDOMA?!

Мировое затворничество действительно дало толчок к созданию новых любопытных сервисов. Теперь вы не алкоголик-одиночка, а посетитель онлайн-бара (да-да, «I’m OK, I’m not alcoholic»). Не ленивый обжора, заказывающий доставку, а спаситель малого бизнеса.

А помните, как все мы мечтали, чтобы на концерте сцену не загораживал самый высокий на земле человек? Или чтобы дышащая в спину дамочка не разливала на нас пиво? Вот и свершилось – на помощь пришли концертные онлайн-трансляции.

11 апреля к онлайн-артистам присоединилась команда Little Big. Группа выступила в Яндекс.Эфире и собрала более четырех миллионов зрителей. Виртуальных. Реальный же, помимо операторов, был один – Денис Глазин, директор группы, да и тот похож на героя футуристичной антиутопии, потому что одет во все приличествующее современному сознательному гражданину – костюм с респираторной маской, очками, целлофановой шапочкой и резиновыми перчатками.

«Знаете, на чем себя поймал? Пою песню, думаю, че резиной воняет повсюду? Прям реально всю песню. Потом только понимаю, что я в резиновых перчатках». Илья Прусикин.

Иронично, что именно в этом году, когда России в кой-то веки не было стыдно за своего претендента на «Евровидении», конкурс впервые в истории отменили. Еще ироничнее, что слоганом несостоявшегося мероприятия должно было стать слово «Открывайся». Что ж, открываемся. «Саморазвитию», удаленке, доставке и уборке.

Впрочем, вернемся к нашей теме: как же проходят нынче онлайн-концерты? Тебе действительно никто не заслоняет сцену (кота можно и подвинуть, он не долго будет обижаться), выступление начинается вовремя (а в процессе можно несколько раз заварить себе чая или чего покрепче), а танцевать наконец-то можно в удобных пижамных штанах (хотя кого мы обманываем, какой там танцевать после полумесяца карантина?).

«В очень странное время живем. Очень странный концерт мы даем. Это первый концерт без зрителей, точнее с одним зрителем. И даже он сейчас вот отлучился, неприятно даже...». Илья Прусикин.

Следует признать, что онлайн-концерт – совсем не альтернатива живому выступлению. Электронная книжка может заменить бумажную, даже в онлайн-музее можно проникнуться атмосферой (хотя кого мы обманываем, кто вообще посетил хоть один онлайн-музей?), но концерт в прямом эфире вызывает скорее тоску по реальной жизни, чем предполагаемое веселье. Ведь ты мог бы стоять у самой сцены, поймать какой-нибудь мерч, хлопать и свистеть, как бы глупо все это ни звучало. Чтобы потом по дороге домой в ушах звенело от любимых песен. Онлайн же ты видишь просто ожившую картинку, которую в любой другой момент можно посмотреть на «ютубе». В целом, идея такого вот концерта все же может быть интересна для какой-нибудь домашней тусовки. При условии, что вы в компании, настроены попрыгать и что это концерт какой-нибудь действительно качающей группы, типа Little Big. В противном случае выходит какая-то не самая эффективная сублимация.

И еще немного диванной критики. Удивительно, что съемки подобных выступлений до сих пор делают так, как если бы снимали в зале, полном людей. Из условного фотопита и скромненько с края сцены. Почему бы не воспользоваться случаем, что заслонять просмотр некому, и не сделать крутую съемку со всех невозможных в обычных обстоятельствах ракурсов? Как в принципе нередко делают на том же «Евровидении». Эффект присутствия мог бы оживить интерес к новому формату.

Как и многие другие музыканты, которых теперь ничего не отвлекает от творчества, Little Big в самоизоляции не скучают (хотя и упиваются сериалами). То перезапишут карантинную версию «I’m OK», то объявят свой конкурс с блэкджеком и...песнями – #Карантиновидение2020. Принять участие в конкурсе, кстати, может каждый – вам потребуется придумать песню и снять минутный ролик в домашних (обязательно!) условиях.

Little Big в Яндекс.Эфире

«Знаете, в чем большой минус карантина? В том, что я забываю слова. То, что мы поем годами, просто за два-три месяца...*нечленораздельные звуки* Карантин, уходи, пожалуйста!». Илья Прусикин.

П.С. Скринить онлайн-концерт гораздо сложнее, чем фотографировать!

Само название песни, на которую снят клип, «Ядерная зима», уже не предвещает никакого хеппи-энда. Но, конечно, в феврале 2020 наш мир и вся планета еще были иными, по сравнению с тем что происходит сегодня. Сегодня, те, кто пережил ужасы ковидной пандемии уже прекрасно понимают, что в любой момент может произойти все что угодно. При этом все изменилось не одномоментно, а постепенно.

Сегодня уже норма ездить в метро и ходить по улице в респираторах и масках. И того и гляди нас накроет «вторая волна». Пока не идет речи о ядерной войне, но никто не знает, какой стороной повернется к нам эта действительность. И многим уже сегодня становится ясно, что сильным мира ничего не стоит развязать конфликт, просто для выполнения своих амбиций. Огромное количество людей, погибших от вируса, только еще раз подтверждает что мало кто заморачивается этими проблемами. И все происходит прямо как в этой песне: «…нет людей, нет проблем».



Точно также, когда разрушали здание СКК в центре Питера, у многих людей случилось своя «война» в голове. Видимо, поэтому, группа выбрала эту непростую, жутковатую локацию для съемок. И стоит отметить, что они попали в точку, хотя тогда ни о какой пандемии и речи не было. И пусть это не ядерные взрывы, а смертельный вирус, но как можно было за два месяца предугадать этот приближающийся апокалипсис, во время которого мы сейчас все живем?

Сегодня это уже исторические кадры, «намоленное» многими известными музыкантами здание ушло в историю города, а по сути в небытие. К слову сказать, туда же ушли серьезные концерты и большие фестивали. Складывается такое ощущение, что все это неслучайные звенья одной цепи.

30 августа в не менее легендарном клубе MONEY HANEY был представлен публике этот проект. Банальная история девушки и парня, здесь становится притчей, которая, как и во все века заканчивается трагедией. Казалось бы, ничего особенного, все ведь предельно ясно и понятно. Но это на первый взгляд, девушка в клипе ассоциируется со всем человечеством, которое продолжает, раз за разом, делать свой «неправильный выбор». На самом деле, все немного глубже и все образы в клипе считываются на подсознании. Также есть еще один важный момент, который нельзя упустить, звучание балалайки (исконно русского инструмента) в жестком музыкальном обрамлении всего клипа, превращается чуть ли ни в колокол.

В какой-то момент просто начинаешь понимать, что оказывается нет «хорошего или плохого», белого или черного, как мы обычно привыкли оценивать происходящее с нами, наш мир. Есть только наш выбор и наша собственная ответственность за то, что мы выбираем в тот или иной момент жизни. «Ядерная зима» - только лишь итог, белая черта, которая проведена под всеми нашими прошлыми решениями.

Автор Doje Lhamo

А фотографии с концерта подготовила Светлана Карлова:

View this gallery on Flickr
View the embedded image gallery online at:
https://sub-cult.ru/foto#sigProId3af2cb2076

Открытие «Музея магии» в Петербурге

Казалось бы, можно ли удивить искушённых жителей Северной столицы, которые видели всё – от самых дорогих театральных постановок до концертов звёзд мировой величины? Оказалось, что да!

18 августа в Петербурге состоялось открытие новой образовательной программы «Музея Магии» «Фокусники VS Шарлотаны».

Развитие иллюзионного искусства всегда шло бок о бок с развитием науки. Фокусники с древнейших времен присматривались к работе ученых и искали что бы им оттуда позаимствовать. В это же время, экстрасенсы, шулеры, гадалки следили за достижениями фокусников и перенимали их. Но если цель мошенника обмануть человека ради собственной выгоды, то у фокусника все наоборот! Его задача поразить, удивить публику своими способностями, сорвать бурю аплодисментов. При этом он не скрывает ловкость своих рук, и не скрывает своих целей. В «Музее Магии» считают, что древнее, честное и доброе ремесло фокусников, не должно использоваться для бесстыжей и грязной наживы.

Как это было смотрите в репортаже Евгении Случайной:

View this gallery on Flickr
View the embedded image gallery online at:
https://sub-cult.ru/foto#sigProId3acf358326

Диана Арбенина

14 марта Диана Арбенина выступила с программой «Акустика» в БКЗ «Октябрьский».

Акустическую программу петербургские зрители слышали два года назад, поэтому уже успели по ней соскучиться. В этот раз выступление оказалось абсолютно непохожим на то, что было до него. Прежде всего концерт состоял из двух отделений: в первом принимал участие духовой оркестр, а во втором Диана осталась со своими слушателями уже наедине.

Во время всего трёхчасового концерта со сцены «Октябрьского» звучали не только хорошо известные песни, но и те, которые возможно больше не прозвучат ни в одной концертной программе. Очень хочется отметить, какая тёплая связь была между певицей и зрителями — Диана рассказывала истории о процессе создания треков, истории из личной жизни, а во втором отделении даже поднялась на балкон.

Всё это в фото от Тани Красёхиной:

View this gallery on Flickr
View the embedded image gallery online at:
https://sub-cult.ru/foto#sigProIdb686aa9719

16+