Топ-100

Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

11-12 июня в Петербурге впервые прошёл «Отличный FEST!» — первый крупный летний фестиваль города.

11-12 июня в Петербурге впервые прошёл «Отличный FEST!» — первый крупный летний фестиваль города. На территории Музея стрит-арта выступили яркие, молодые, эпатажные, начинающие и уже зарекомендовавшие себя артисты.

В первый день на главной сцене «Драйв» выступили LaScala, «Заточка», «Аффинаж», WildWays, «Дети RAVE» и мощные хедлайнеры — 25/17. Сцену «Романтика» раскачали группы «В чем дело?», Loengreen, «Драгни», «Космонавтов Нет», Sirotkin и Zoloto. Площадка «Молодость» оказалась тесной для танцев и мощной энергии, которые зрителям подарили группы «Нормально», Starcardigan, «Фазы», Ravanna, Dhira, «Радар» и «Папин Олимпос».

На второй день «Отличного Festa!» сцену «Драйв» открывали победители конкурса «Отличного Festa!» — группа «Джинсы Тарковского», за их участие в фесте голосовали подписчики в соцсетях. Несколько тысяч человек отрывались во второй день под «Рекорд Оркестр», «Гуд Таймс», RAM, Pyrokinesis и «МУККА». Открытием сцены «Романтика» стала лиричная Дарья Виардо, а после нее и на самой романтичной сцене начался отрыв вместе с группами Elton Xristos, VASSA, «тима ищет свет», «Краснознаменная дивизия имени моей бабушки» и «Комсомольск». Сцена «Молодость» 12 июня была представлена коллективами «Дешевые драмы», «Ритуальные услуги», Hell Bruizes, NADИ, «Грязь» и Ploho.

Помимо музыки, на фестивале были фуд-корты, маркет с одеждой, аксессуарами и сувенирами ручной работы и зона для самых маленьких слушателей, которые могли порисовать, полепить из пластилина или украсить себя аквагримом совершенно бесплатно.

«Мы хотели сделать фестиваль отличным — во всех смыслах этого слова, — говорит организатор феста Евгений Щеблыкин. — Отличный — чтобы все кайфанули. И отличный от всех остальных мероприятий. Поэтому мы собрали лайн-ап из молодых и ярких, выбрали площадку под стать нашей идее и постарались сделать так, чтобы все не просто оторвались на выходных вместе с нами, но и захотели прийти к нам в следующем году. Кажется, у нас это получилось».

И даже неожиданные перемены в лайнапе накануне фестиваля не помешали провести мероприятие так, как заявлено в его названии. Даты следующего «Отличного Festа!» уже известны: 2-3 июня 2023 года. Уже известны первые имена участников: группы «АИГЕЛ», «Деревянные киты», «Обе Две», Сюзанна и «Электрофорез».

День 1. Фотограф: Эжена Быкова

View the embedded image gallery online at:
https://sub-cult.ru/foto#sigProIdb1a8de6670

День 2. Фотограф: Мария Десяткова

View the embedded image gallery online at:
https://sub-cult.ru/foto#sigProId179c785305

Три лекции о тоске и смерти: как прошла «Библионочь» в «Маяковке»

Филиал библиотеки им. В. В. Маяковского в «Севкабель порту» открылся совсем недавно, но все приглашения на лекции, приуроченные к ежегодной акции «Библионочь», были разобраны за пару дней до начала. Вечером 28 мая гости «Маяковки» слушали три часовых лекции от спикеров «Правого полушария Интроверта» и «Зело». Мы побывали на всех, а теперь готовы рассказать и показать, как это было.

«Русские не смеются»

«Библионочь» от «Маяковки» в «Севкабель порту» началась с лекции о депрессивности русской культуры. Слушатели вместе с Дарьей Зуевой, исследовательницей темы смерти в искусстве и культуре, разбирались в основных стереотипах о русской тоске.

21
Дарья Зуева

«Монолита русской культуры нет, культура проходит огромное количество этапов», — Дарья Зуева.

Основные клише такие:

1. «Виноват менталитет»: явление менталитета не устраивает современных исследователей, потому что все культурные особенности можно свести к этому понятию. Однако есть такой концепт, как национальное коммуникативное поведение. Для русских характерны такие черты: мы не улыбаемся незнакомым, пристально смотрим в глаза и проявляем тактильность.

2. «Просто у нас очень холодно!»: многие северные культуры похожи, но это не говорит о русской культуре как об уникальной. Философ Освальд Шпенглер в книге «Закат Европы» говорил о том, что содержание культуры зависит от ландшафта, который, в свою очередь, влияет на мироощущение человека. Шпенглер выделил три основные культуры: античная, арабская, европейская. При этом он говорил о зарождающейся русско-сибирской культуре, которая содержит принципы арабской (устремление в мир чуда) и европейской (постоянное расширение) культур.

3. «Всё дело в православии»: религия воздействует на культуру, а в православной религии большое место занимает так называемый русский аскетизм.

4. «Русская тоска» как концепт: ещё Набоков говорил, что нет эквивалента слову «тоска». Что же её отличает? Русская тоска становится экзистенциальной категорией. Тоска — экзистенциал, сама суть жизни русского человека.

5. «Русская хтонь»: Дарья говорит о танатоцентричности (танатос — «смерть») русской культуры — у нас принято много говорить о смерти. Позднее в XX веке появился так называемый «красный танатос»: человек стремится к подвигу, он хочет умереть, чтобы приблизиться к «пантеону богов» — героев Советского союза.

22
Несмотря на субботний вечер и хорошую погоду, гостей было много

А что сейчас?

По карте культурных ценностей Рональда Инглхарта Россия близка к рациональным ценностям и ценностям выживания. Главная особенность — очень высокий уровень недоверия друг другу. Это обусловлено понятными историческими процессами: весь ХХ век и девяностые воспитывали недоверие.

23
Та самая карта культурных ценностей

Почему популярна культура панелек?

Она эстетизируется теми людьми, которые выросли в панельках, но больше там не живут, для них это уже не обыденная реальность. Ситуация похожа на фильмы Звягинцева: их воспринимают плохо, потому что то же самое есть вокруг. А если человек вырвался из этой культурной ситуации, он может начать её эстетизировать.

Почему в нашей культуре существует желание страдать, а не стремиться к лучшему?

Это часть аскетизма и влияние православия: в нашей религии человек должен ограждать себя от греха, в ней нет чистилища, а значит после смерти можно попасть либо только в рай, либо только в ад.

24
После каждого выступления гости могли более близко пообщаться со спикерами и задать вопросы

Древнерусская литература и её влияние на современных авторов

Темой следующего рассказа от лекторки «Правого полушария Интроверта» Екатерины Смоленской было влияние древнерусской литературы на современные тексты.

«Древнерусские тексты мало читают, но все имеют о них представление», — Екатерина Смоленская.

25
Екатерина Смоленская

Гостям рассказали о влиянии древнерусской литературы на следующие книги:

1. «Лавр», Евгений Водолазкин

Роман обыгрывает множество жанров: житие, хождение, поучение, проповедь, предание, бытовая повесть, летопись. В нём также много цитат из древнерусских текстов. Главный герой — врач Лавр, собирательный образ, отражающий миропонимание древнерусского человека. Он наш проводник в глубокую древность.

Водолазкина интересовала не форма, а наполнение. Он выводит игру с традицией на новый уровень: это лестница в небо, попытка выстроить диалог с богом в рамках этой формы.

2. «Москва — Петушки», Виктор Ерофеев

Произведение целиком строится на евангельских мотивах, на жанре хождения. В герое сходятся черты юродивых и страдальцев.

3. «День опричника», «Сахарный Кремль», Владимир Сорокин

С помощью древнерусского контекста Сорокин обращается к проблеме ментальности, сворачивает все времена и эпохи в «вечном вневременном настоящем», конструирует личный миф из фрагментов русской истории.

Сорокин обращается к опричнине и Смуте, оформляя всё в древнерусской стилистике. Этот период нужен автору, чтобы раскрыть тему насилия и показать, что возврат к прошлому с другим типом сознания приведёт к подавлению личного.

Антиутопия Сорокина — трагическое будущее, в котором преломляется прошлое.

26
Некоторые гости не отрывались от литературы ни на минуту

4. «Кысь», Татьяна Толстая

Для Татьяны Толстой и Сорокина древнерусские аллюзии — камуфляж для проблемных моментов. Толстая в «Кысь» обращается к традиции древней Руси, чтобы выстроить антиутопию и показать проблемы, касающиеся национальной идентичности. «Кысь» репрезентирует особый тип сознания: только чёрное и белое. Роман целиком построен на таких «бинарных оппозициях».

5. «Имя рек», Захар Прилепин

Захар Прилепин любит древнерусскую литературу и эстетически, и идейно. Его произведения отражают эту позицию. Он прочитывает древние тексты по-своему, очень субъективно, ищет то, что ему созвучно. В книге «Имя рек» Прилепин пытается раскрыть значимость древнерусской литературы и рассказать о её положительных сторонах, подразумевая, что современные авторы должны вернуться к старым канонам, но игнорирует, что сейчас у человека другой тип авторского сознания.

27
В перерывах между лекциями гости рассматривали книги в читальном зале

Когда исчезла древнерусская литература?

Считается что древнерусская литература умерла в период Смуты, потому что тогда перестали работать привычные установки.

Можно ли говорить, что жанры древнерусской литературы не исчезли, а трансформировались?

Это правда, но трансформация увела их так далеко, что сейчас мы их не узнаём.

Как изображали нечистую силу в русском средневековье?

Последняя лекция от Николая Буцких, создателя проекта «Зело», была посвящена тому, как в древнерусских текстах изображали демонов и ад, и как это изображение эволюционировало со временем.

«Жизнь человека постоянно была окружена демоническими персонажами, в реальности которых никто не сомневался», — Николай Буцких.

В ранних текстах Библии нет демонов. Но со временем они начинают появляться в разных текстах, включая Грехопадение. Змея, искусившая первых людей, была связана с нечистой силой: с XVI века её стали изображать с головой женщины, внешне напоминающей Еву (в Средневековье считалось, что грех пришёл через неё).

28
Николай Буцких

Расписка дьяволу

Николай рассказал один из мифов о том, как Адам и Ева пытались приспособиться к жизни на Земле: Адам пахал землю, однажды к нему пришёл Дьявол и заставил подписать расписку, чтобы Адам мог продолжить заниматься земледелием. С такой точки зрения, человечество до пришествия Христа жило в аду, а Адам является первым Фаустом нашей истории. Христа же изображали с долговой распиской в руках — символ разрыва с Сатаной.

В отличие от Западного изображения мифа о Фаусте, все русские фаустовские истории хорошо кончаются: герои освобождаются от последствий греха.

Изображение демонов в древнерусской живописи

Средневековый художник почти никогда не позволяет ошибиться в трактовке сюжета. Если в тексте описывается благообразной человек, но мы знаем, что это демон, то художник даст на это намёк.

И ангелы, и демоны могут ездить на животных, но если служители рая седлают коней, то демонов чаще всего изображают на менее положительных животных. Например, на свиньях. Подобные изображения встречаются и в лубочных картинках, которые появились позже.

29
Во время всех лекций рядом со спикерами были тематические книги, которые можно взять в библиотеке им. В. В. Маяковского

Образ смерти

Смерть сначала представала как ангел, но затем она превращается в демона чёрного, коричневого или синеватого цвета. У неё обязательно должен быть набор инструментов: коса, топор, крюк. Они нужны для того, чтобы оторвать душу от тела. После этого душа получает горький напиток и окончательно покидает плоть.

30
В более поздних текстах по мере развития оружия у смерти появляются новые инструменты

Со временем концепция пугающего демона превращается во что-то забавное. Более поздняя традиция была призвана не напугать, а показать, что все нечистые силы не так страшны, как могло казаться.

Ад

Ад — один из самых интересных демонических персонажей, который мог по-разному изображаться. Один из древних образов — полуобнажённый человек с неухоженной причёской, которая отсылает к внутренней сущности нехорошего персонажа.

Со временем Ад начинает приобретать звероподобные черты. У него может быть дополнительная пара глаз, звериные уши, когти.

31
На коленях у Ада восседает Сатана, а у Сатаны — Иуда. Это отсылает к божественным образам

Почему демоны ассоциируются с образами с рогами и копытами?

Это фольклорный образ. Формирование связано с тем, что негативного персонажа хочется изобразить максимально неприглядно.

Встречаются ли изображения демонов в виде женщины или иностранца?

Встречаются в образе иностранцев. В образах женщины — редко, потому что демоны — бесполая сущность.

Известны ли изображения, на которых бесята были дорисованы?

Дорисовывали вообще часто, но нет достоверных фактов того, чтобы демоны были дорисованы специально. Скорее демонов просто стирали, убирали из контекста истории.

Все фотографии с лекций:

View the embedded image gallery online at:
https://sub-cult.ru/foto#sigProId183a53ff9f

Фотограф: Александра Шишкина

«Ночь музеев» в Центре Манги и Комиксов: история манги в России с Богданом и Мариной Приваловой

Центр Манги и Комиксов на базе библиотеки им. А. П. Чехова — традиционно одна из самых популярных площадок на «Ночи музеев» в Санкт-Петербурге. В этом году билеты на все мероприятия Центра были раскуплены уже за четыре дня до самого события. В программе библиотеки были мастер-классы по раскадровке и акварельной иллюстрации в манге, квиз и встречи-беседы со специальными гостями. На одной из таких встреч, посвященной истории манги в России, мы и побывали.

Модератором беседы выступала Юлия Тарасюк, куратор Центра, а специальными гостями были Богдан, папа русской манги, и Марина Привалова, без преувеличения самая популярная на сегодня российская мангака. И поскольку говорить о ретроспективе отечественной манги без Марины и Богдана кажется невозможным, история индустрии в это вечер свелась к двум личными историями художников.

1

Юлия Тарасюк и Марина Привалова

Первое аниме и манга

Первым аниме, которое увидел Богдан, стал сериал «Сейлор Мун», транслировавшийся в конце 90-х сразу по нескольким телевизионным каналам. Тогда же были распространены пиратские видеокассеты, на которых в качестве приписки на оставшееся на ленте время записывали мультфильмы.

«Тогда это были просто мультфильмы, никто не называл их аниме», — говорит Богдан.

Марина долгое время жила в закрытом военном городке, где не было канала «2х2», который первым начал транслировать «Сейлор Мун» для российского зрителя. Поэтому с аниме она познакомилась позже, когда до нас дошли мультфильмы Миядзаки и японский аналог Робин Гуда.

«Когда появился интернет, я стала смотреть, что это вообще такое и так узнала про мангу. А потом поехала в Питер и купила там свой первый пиратский томик», — вспоминает Марина.

17

Богдану повезло больше. Свою первую мангу, Battle Angel Alita, он получил в подарок от друга, который привёз её из Франции. Конечно, качество официального французского издания не шло ни в какое сравнение с нашей тогдашней пираткой.

Первые публикации и попытки публикаций

Первые иллюстрации, нарисованные под влиянием Battle Angel Alita, Богдан неоднократно отправлял в популярный в то время журнал «Великий Дракон», но их не принимали.

«В то время если в журнале напечатали твоё имя — ты становился человеком номер один в школе, а если опубликовали твою картинку, то вообще богом», — рассказывает Богдан.

В редакции были просто мешки картинок, присланных читателями, поэтому они ничего не возвращали. Так Богдан отправил в «Великого Дракона» комикс по игре и потом не смог получить его обратно. Поэтому свой новый комикс «Тень» он сам принёс в редакцию, чтобы в случае отказа, сразу забрать его назад. Но комикс опубликовали и даже заплатили за публикацию 24 рубля.

В 1991 году Богдан вместе со сценаристом Вячеславом Макаровым начинает сотрудничество с «Классным журналом», где они еженедельно вплоть до 2001 года публикуют по две страницы комикса «Ника».

6

Зрители приносили свои номера «Классного журнала» на беседу

«За две недели до начала публикации у нас не было сценария, а я даже не умел сканировать комиксы и работать с ними в Photoshop, — вспоминает Богдан. — Так мы начали выпускать «Нику», сценарист без идеи и художник, который не умел рисовать».

Марина считает, что до «Тагара» у неё не было серьёзных публикаций. Первая её иллюстрация в журнале появилась случайно: на одном из мероприятий Марина познакомилась с девушкой из журнала Pro.Cosplay и та попросила её нарисовать обложку для очередного номера.

В основном вся активность Марины как художника проходила тогда в сообществе дневников Diary.ru. Здесь в 2008 году она познакомилась со своей первой сценаристкой Оксаной, с которой они вместе нарисовали «Ворона» (прототип сегодняшнего «Тагара») и даже победили с этим комиксом на конкурсе издательства «Фабрика комиксов». Однако девушки поссорились и публикации не суждено было состояться.

Первые книжные издания

Позже там же Марина встретила своего второго сценариста, Анну Сергееву. Вместе за год они нарисовали первый том новой версии «Ворона» и начали отправлять его всем издателям, каким только могли. В итоге девушки долго общались с немецким издательством Tokyopop, но проект так и не стартовал.

2

После беседы к Марине Приваловой выстроилась очередь за автографом

«Ещё мы смогли опубликовать две главы в онлайн-издательстве Axis Comics, но оно быстро закрылось. Читатель тогда не понимал, зачем платить деньги за электронные комиксы», — рассказывает Марина.

Потом художница устроилась на работу в Bubble Comics и четыре года рисовала там линейки комиксов, пока, наконец, ей не удалось убедить руководство в необходимости выпуска манги. К Comic Con Russia 2017 издательство Bubble уже презентовало первый том «Тагара», который быстро привлёк внимание читателей.

У Богдана тоже не сразу получилось успешно издать свою «Нику». После окончания сотрудничества с «Классным журналом» он решил перерисовать мангу и выпустить её в издательстве. Первый тираж «Ники» издавал «Русский Издательский Дом», до этого не занимавшийся комиксами.

«Они издавали что-то про сад и огород и, видимо, не смогли найти мне подходящее место на полке, между парниками. Про книгу практически никто не знал, и первый тираж расходился очень плохо», — вспоминает Богдан.

13

Богдан много шутил в этот вечер

Второй раз «Нику» выпустило издательство при магазине иностранной литературы «Панглосс букс». У них была полка с франко-бельгийскими комиксами, выбором которых заведовал Михаил Хачатуров, и вот туда-то и попала «Ника».

Про хейтеров

В начале 2000-х отношение к российским мангакам было не самым доброжелательным. Первое российское издательство манги «Сакура-пресс» написали на своём сайте, что манга — это комиксы исключительно японского производства. Таким образам к российским авторам, которые к тому же в силу недостатка опыта и конкуренции явно не дотягивали до Кацухиро Отомо, было много претензий даже со стороны манга-аниме-сообщества.

«В начале я никому не говорил, что рисуют мангу, потому что просто некому было говорить, — признаётся Богдан. — Из моих друзей мангой никто не интересовался. Когда я принес «Нику» в RAnMA [первая российская ассоциация аниме и манги, — прим. ред.], её отказались читать».

16

Некоторые слушатели записывали за гостями, а некоторые даже зарисовывали

Окружающие Марины относились к её увлечению нейтрально: не поддерживали, но и не запрещали. Постепенно у неё появились знакомые, тоже увлекающиеся мангой, и «Тагара» она изначально рисовала именно «для друзей».

«В то время мы старались не говорить, что занимаемся мангой, чтобы избежать глупых вопросов про китайские порно-мультки», — говорит Марина.

И хотя сейчас представление о манге сильно поменялось, в прошлом году Марине пришлось столкнуться с хейтом, когда она рисовала иллюстрации к «Магистру дьявольского культа» — очень популярной китайской франшизе с огромный фандомом по всему миру.

«Основная проблема была в насмотренности людей. По новелле к этому моменту уже вышло аниме, и люди хотели видеть такой же визуал, как там. Но по закону об авторском праве мы не могли копировать дизайн персонажей, — вспоминает Марина. — В итоге мне пришлось просто закрыть комментарии в социальных сетях».

5

Советы начинающим мангакам

От Марины

  1. Не надо сразу рисовать большую историю. Начните с ваншота или однотомника.
  2. Критика — это нормально. Не пугайтесь критики.
  3. Сегодня интернет — это основная площадка для художников. Не надо сразу идти к издателю, начните с публикаций в Сети.
  4. Если у вас есть готова история — пишите заявку на общую почту Bubble. В заявку надо добавить синопсис, сценарий первой главы, пару нарисованных страниц, описание мира и персонажей.

От Богдана

  1. Самое главное и самое простой правило — нужно брать и делать.
  2. Раз в неделю проверяйте, сколько вы сделали.
  3. Подумайте, почему вы столько сделали и скорректируйте план на следующую неделю.
  4. Сила в постоянстве, не стоит ждать вдохновения — оно переменчиво.

Все фотографии со встречи:

View the embedded image gallery online at:
https://sub-cult.ru/foto#sigProId6d30ca12f5

Фотограф: Александра Шишкина

Лето, вино и музыка. Пожалуй, этих трёх слов достаточно, чтобы передать атмосферу концерта «Обе две», который прошёл в этот четверг, 9 июня, в Санкт-Петербурге. Ещё больше подробностей вечера — в нашем репортаже.

6880

Музыканты, а особенно солистка, не жалели эмоций (а чего вы ещё от них, конечно, ожидали), что передавалось и зрителям.

7142

Ритмичные хлопки, аплодисменты и подбадривающие крики из толпы — лишь часть того, что слушатели вернули певице. Без стеснений многие танцевали, подпевали, потягивая напитки, обнимались или даже, несмотря на толпу вокруг, дарили друг другу поцелуи, наслаждаясь музыкой.

7312

Некоторые зрители в этот вечер давали свой сольник.

7274

Хотя и равнодушных на концерте почти не было, однако главный конекшн со зрителями сложился, к сожалению, уже когда группа вышла на бис с песней «Милый». Её, похоже, знали все собравшиеся.

7219

Немного не привычно в этот вечер было из-за слишком большого количества свет. Концерт проходил на открытом воздухе, над зрителями пролетали кучевые облака, горели небольшие лампочки и колыхались цветные флажки. Всё это контрастировало с чёрной сценой, обличёнными в тот же чёрный музыкантами, захваченными не только светлыми эмоциями.

7393

Отметила это и сама солистка группы, явно намекая не только на происходящее здесь и сейчас: «Светло, а по ощущениям очень темно».

7473

Ещё больше фотографий с концерта вы найдёте в галерее ниже.

Фото: ©morfin_ph

View the embedded image gallery online at:
https://sub-cult.ru/foto#sigProId7c15998f19

27 мая в клубе «Морзе» мы отмечали день рождения группы КНЯZZ! И как мы скучали по стоячим концертам! Звучали не только любимые хиты, но и песни с нового альбома. Без хитов "Адель", "Ели мясо мужики", "Ром" и"Кукла колдуна" тоже не обошлось.

Смотрите, как прошел концерт в фотоотчете Евгении Постниковой:

View the embedded image gallery online at:
https://sub-cult.ru/foto#sigProId14000b7532

Рэп с бритвою во рту. Три концерта Хаски в Москве

17, 18 и 19 мая в московском клубе «Урбан» состоялись концерты Хаски, одного из самых ярких и самобытных артистов отечественной сцены.

Хаски

Хаски

Хаски

Дмитрий Кузнецов — именно так зовут рэпера — представил шоу-программу, в которой отразил страхи нынешних дней и пофантазировал на тему будущего.

Будущее представляется артисту постапокалиптическим: в нём остались только мухи и всё заражено радиоактивными веществами. Очевидно, что артист вдохновлялся своим же треком «Мир мух», которым, к слову, и завершал программу.

Начинались же концерты с выхода одной из «мух» (на сцене артиста сопровождал коллектив в образе мух). Эта «муха» стояла в дыму, пританцовывая под песню из мюзикла «Приключения Петрова и Васечкина». В ней ребёнок поёт:

«Кому нужны такие подвиги,

Ещё к тому же натощак».

Хаски

Хаски

Хаски

На фоне происходящего шёпотом раздавались буквы СПГС — якобы названия будущего радио, которое в течение всего шоу то передавало прогноз погоды, непригодной для жизни, то рекламировало гробопрокатный завод, то травило шутки на злобу дня. Всё это сопровождалось видеорядом из пугающих кадров и разбавляло насыщенный сет-лист: были исполнены, пожалуй, все громкие хиты («Пироман», «Ай», «Панелька», «Никогда-нибудь», «На что я дрочу» и т. д.) и даже новинка («Песня для К»). В целом, шоу вышло очень концептуальным, ярким и уникальным. Рост артиста и его влияния на российскую культуру очевиден.

Хаски

Хаски

Хаски

Не подвела и публика, которая заполняла клуб «Урбан» три дня подряд, устраивала в нём сёркл-пит и знала каждый трек Хаски наизусть. Без всяких сомнений: поклонники пришли бы и на четвёртый, и на пятый, и на шестой день. Потому что это легендарно. Потому что это Хаски.

Хаски

Хаски

Хаски

Фоторепортаж Александра Маркова:

View the embedded image gallery online at:
https://sub-cult.ru/foto#sigProId182bd84410

Космическая Анна Булгак

Признаться, из-за бешеного ритма Москвы, её гигантских расстояний и сильных пробок не хватает времени порой даже на себя и свои увлечения. Что уж говорить про будничный концерт начинающего артиста? И как многое говорит тот факт, что я, услышав голос этого артиста, всё-таки стараюсь выкрасть время — и в промежутке между работами и учёбой отправляюсь на его концерт, афиша которого украшена крупными буквами «Анна Булгак».

Концерт проходит в баре Imagine Cafe, не так далеко от романтичных Чистых прудов. Внутри него веет уютом и теплом. Позже я понимаю, что дело не только в симпатичном декоре и интимном освещении: на этот концерт пришли родные и друзья Анны. Это её первый сольный концерт. Публика предвкушает, артистка — заметно волнуется. Но не из-за выхода на сцену (за хрупкими плечами вокалистки внушительный опыт вступлений в рамках театра «На Басманной» и Санкт-Петербургского государственного театра музыкальной комедии). Анна волнуется, так как ей впервые предстоит обнажить свою душу.

«В этом что-то есть», — думаю я. И погружаюсь в плавучий и одновременно сильный голос Анны. Её манера исполнения и тексты трогательны, но образ (платье было сшито по индивидуальному заказу) и звуки синтезатора добавляют немного дерзости и футуризма. «В этом что-то есть», — повторяю я. И тут понимаю, что Анна Булгак ассоциируется у меня с очаровательной девушкой из космоса.

Анна Булгак

Маленькая сцена, отсутствие дымового и светового шоу сковывают возникший образ Анны: такому голосу определённо нужна большая площадка. Тем не менее ему удаётся увлечь за собой — и вот я уже наслаждаюсь концертной программой, насыщенной и разнообразной. Особенно меня впечатляют несколько песен, среди которых чувственная «Не спеша», танцевальная «Волны» и новая «Нежней сирени», релиз которой состоится уже совсем скоро, 8 июня. Также приятно удивляют каверы на «Снег» Николая Носкова, Bring meto life группы Evanescence и «Солнышко» группы «Демо», которые звучат органично и выделяются оригинальностью, и экспериментальный и неожиданный рэп-дуэт с певицей EXERWIEN «Она ждала». Конечно, не обошлось и без самой популярной на данной момент композиции Анны — «Чай с корицей», — которая однажды попала в плейлист «Яндекс Музыки» «Русский поп: новички».

Концерт заканчивается горячими аплодисментами и выходом на бис. Анна Булгак уже не волнуется. Она благодарит всех и надеется, что в следующий раз публика будет знать не только тексты каверов, но и её собственные.

«Так и будет», — делаю я последнюю запись в заметках.

Фоторепортаж Александра Маркова:

View the embedded image gallery online at:
https://sub-cult.ru/foto#sigProIdcc5e0e08ae

22 мая в клубе «Мачты» весь вечер звучал dream pop и shoegaze oт москвичей TELETAPE и неповторимых Life on Venus. Открывали концерт питерцы Тучки.

Life on Venus, несмотря на свой минималистичный состав, создавали стену звука, в которой утопал вокал и мелодия. Гипнотическое звучание, затуманенное эфирной отстранённостью…

Фоторепортаж Насти Филипповой:

https://vk.com/album-28755197_283123171

Slowcore fest проводится четвёртый раз.

Привычная невнятная питерская погода в среду. Не то дождь, не то снег — 27 апреля. Я иду в MOD — небольшой клуб, спрятавшийся во дворе у канала Грибоедова. Здесь и будет фестиваль медленной грустной музыки.

Slowcore fest проводится четвёртый раз. Это однодневный фестиваль музыки, которую не услышишь на обычных летних фестах, а её авторы не будут числиться в первых строках лайнапов. Здесь нет места танцам или слэмам — только тягучие пятиминутные композиции, которые вводят в состояние лёгкой меланхолии, заставляя тело непроизвольно покачиваться. Фестиваль слоукора — уникальное явление для российской культуры. Нишевый жанр с Запада нашёл свой отклик и в России, а его местом силы стал Петербург — город, который ещё классики литературы стали ассоциировать с тоской.

hi_3urj7zunek9lazvwjvmeilqtu6t1dnvv9r6hkggbfjizabqcaau0amcbc1s1_p18689

Организацией фестиваля занимается Никита Моисеенко — лидер группы «Голландский штурвал» и админ паблика E:\music\slowcore & sadcore, занимающийся публикацией главных новинок жанра. Также Моисеенко под псевдонимом «Тиссеран» пишет и сводит музыку для рэперов — альбом «Утопия» группы «Макулатура» его самая показательная работа. Мы говорим о фестивале уже после концертов, когда мысли от усталости и алкоголя путаются, через десять минут закрытие клуба, но силы на интервью ещё остались. Говоря о слоукоре, Никита открыто заявляет, что любит его всей душой и делает фестиваль из потребности заниматься общественной работой.

«В России слоукора мало, и хочется, чтобы такие группы выступали чаще. Услышал ты что-то в детстве и хочешь быть подобным тому, что любишь, и делаешь для этого все усилия. Мне кажется, это все, что нам остаётся делать сегодня»

После 24 февраля лайнап фестиваля сократился на одного участника. 3 марта исполнительница a tiny leaf, играющая мягкую акустическую музыку на английском, выложила пост, в котором сообщила, что берёт паузу в музыке и не сможет выступить на фестивале из-за событий, которые упоминать преступнее, чем имя Волан-де-Морта. Сам Моисеенко признаётся, что проводить мероприятие после всего и вовсе не хотелось.

«Не хотелось ничего делать, но подумал, что сделаю это, ведь сейчас надо что-то делать. Надо хотя бы немножко своего проявлять в мире, где твоё потенциально подавляется».

Но Slowcore fest всё-таки состоялся. На сцене клуба MOD в этот вечер выступили четыре группы. Может показаться, что слоукор — жанр однородный и вызывает только грусть, но на деле каждая выступившая группа подарила уникальный опыт.

накиньте плед — уют и экзистенциализм

7myaktojqatktz17lxxtof37kbiigp5gm4sdkb0u_px5sxn9l46ypt7pattxute_p32642

Открыла мини-фестиваль группа из Владимира «накиньте плед». Это первое выступление коллектива в полном составе, из-за чего старые песни зазвучали по-новому — место синтезаторов заняли гитары, а драм-машину сменила барабанная установка. Неторопливая музыка создаёт ощущение уюта, словно плед, а речитатив Никиты Дмитриева, полный красивых стихов о невыносимой лёгкости бытия, расслабляет. Между песнями солист общался с залом на отвлечённые бытовые вопросы, а в один момент, подобно Флоренс Уэлш, попросил всех обняться, и люди действительно обнялись. Группе «накиньте плед», несмотря на не самую жизнерадостную лирику, удаётся делиться теплом. Самое приятное впечатление вечера.

Голландский штурвал — тоска и бытовуха

r

Следующими на сцену вышел «Голландский штурвал» — проект Никиты Моисеенко. Пока музыканты готовились, Никита играл на гитаре Джона Фрушианте, а в одном из перерывов сыграл рифф из «исхода» «Макулатуры». «Голландский штурвал» играет слоукор в его традиционном понимании — замедленные гитарные риффы, сбивчивые ударные ритмы и тихий голос, рассказывающий истории из жизни, пропитанные глубоким унынием. Весь уют от предыдущей группы пропадает, напоминая о жестокой реальности. Тем не менее, в эту невероятно красивую, но тоскливую музыку окунаешься с головой. В перерывах Никита потягивает пиво и рассказывает о своей жизни.

Снель — мечтательные зарисовки

_qbg-bumelzbcq52zabbmdgvhpgseglp5mml9zaydr6metvwyqmfjx8yov8kfq6_p74027

Третьей выступила «Снель», о которой Моисеенко отзывается особо тепло.

«Ради неё всё и делалось. Люблю эту группу и хочу, чтобы ребята занимались музыкой и у них была возможность выступить. Мне сложно представить на фестивале группу с такой медленной музыкой и с таким подходом».

Подход коллектива действительно может не прижиться среди массового слушателя. В песнях «Снель» не чувствуется чёткой структуры, а нежный голос Полины Шумковой изредка появляется в пространстве музыки с едва различимым текстом. Музыкальный поток органично перетекает от песни к песне и вызывает чувство транса — это уже не та тоска, что вызывал «накиньте плед» и «голландский штурвал», а тоска ностальгическая, мечтательная: то ли по временам ушедшим, то ли по временам, так и не наступившим. Люди начинают медленно танцевать.

фрэнк? — крики души

tvdctgrqnpfz8q6vni21enp5nq8wcgxo-lhbmey0cvb6ocg_ckrg0vydckh93r1_p21065

Закрывала Slowcore fest самая популярная группа из всех и при этом меньше всего подходящая под описание слоукора. «фрэнк?» это надрыв. Акустические песни, длящиеся в среднем не дольше трёх минут, в которых много криков, шёпотов и отчаянной лирики. После трёх слоукор-групп ощущение от «фрэнка?», будто смотришь видео на скорости x2. Тут даже находится место слэму, но не сильному. К сожалению, за два часа темпоритм настолько замедлился, что концерт пролетел незаметно, и уже после было ощущение незавершённости, но «фрэнк?» всё-таки сыграл во второй раз свою самую знаменитую песню «Однажды я проснусь от того, что мне никуда не надо идти», и катарсис был обеспечен.

Впервые я услышал вживую «фрэнка?» в 2019 году на разогреве группы «Увула». Тогда у них были какие-то технические проблемы, играла группа немного неуверенно, но даже тогда сумела зацепить своей экспрессией. За три года проект успел обрести нишевую популярность, выпустить ещё пачку душераздирающих песен, а солист Федя Смурь отслужить в армии. И на фестивале, на котором, к слову, группа тоже сыграла впервые в полном составе, «фрэнк?» раскрылся как сильный лайв-бэнд, выдирающий из акустики всю душу.

vjl9csc4gike6ysc6gmyhfsmdrasycu6dfn-z-wupgyjrsvzcwjysutw-8wvga__p39644

Этот вечер подарил много разных эмоций, и не только грустных. Никита Моисеенко говорит, что Slowcore fest — это та общественная работа, которой он хочет продолжать заниматься. 11 часов, нас уже выгоняют из клуба, и напоследок Никита советует несколько альбомов, которые стоит послушать для ознакомления со слоукором. Это первый альбом Low I Could Live in Hope, первый альбом Codeine Frigid Stars, который сложно найти на стримингах, Philophobia группы Arab Strap и альбом Transaction de Nova группы Bedhead.

Источник фото: Ника Капралова

18+
Яндекс.Метрика