Пьер Ришар – комедийный гений, фильмы с его участием заставляют смеяться поколения зрителей по всему миру. Его нелепые, но такие трогательные герои стали визитной карточкой французского кинематографа.
Истоки этого уникального таланта следует искать в детстве знаменитости, проведенном в странном парадоксальном мире.
Многие знаменитости указывают на то, что именно детство так сильно повлияло на их творчество и произвело на них неизгладимое впечатление, под которым они находятся до сих пор, подробнее можно почитать тут: https://uznayvse.ru/znamenitosti/.
Между двух миров
Пьер Ришар родился в аристократической семье с богатой историей. Однако отец Пьера, избалованный прожигатель жизни, промотал семейное состояние еще до рождения сына и практически исчез из его жизни. Воспитание мальчика взял на себя дед по отцовской линии – Леопольд Дефе, суровый и властный аристократ.
Детство Пьера прошло в роскошном особняке, окруженном высоким забором – «золотой клетке». Внутри царили строгость и дисциплина, строго соблюдались католические традиции. Дед пресекал любые шалости и проявления детской непосредственности.
В этой атмосфере Пьер, вероятно, и научился первому важному элементу своего будущего комического амплуа – сдержанности и внутренней скованности, которые так блестяще воплотились потом в его экранных образах.
Однако была в его жизни и другая сторона. Дедушка по материнской линии, итальянец по происхождению, представлял полную противоположность – был щедрым, веселым и эмоциональным человеком, безгранично любившим внука. Именно он стал человеком, который первым поверил в актерский талант Пьера и поддержал его стремление к творчеству.
Эта двойственность – строгая аристократическая сдержанность с одной стороны и итальянская эмоциональность с другой – создала своего рода внутренний конфликт, который впоследствии стал основой комического таланта Ришара. Его герои всегда существуют на стыке противоречий: они интеллигентны и нелепы, сдержанны и одновременно склонны к внезапным эмоциональным всплескам.
Чужой среди своих
Особую роль в формировании личности Ришара сыграли годы обучения в школе-пансионе, куда его определил Леопольд. Здесь маленький аристократ оказался среди детей совершенно иного социального круга: это были потомки рабочих, крестьян и шахтеров. Пьер, которого в школу привозил водитель на роскошном автомобиле, немедленно стал объектом насмешек и издевательств.
И именно здесь проявился его природный талант и интуитивное понимание природы комического. Вместо того чтобы обижаться или агрессивно отвечать на нападки, Пьер Ришар начал шутить, рассказывать истории, разыгрывать небольшие представления. Самоирония и способность посмеяться над собой помогли ему завоевать уважение сверстников. И попутно добавили ещё один кирпичик в основание будущего актерского стиля.
Эти попытки смягчения социальных противоречий через юмор позже нашли отражение в его фильмах. Вспомним хотя бы «Игрушку» (1976), в которой его герой терпеливо находит общий язык с сыном миллионера.
Война и оккупация
Детские годы Ришара совпали с периодом Второй мировой войны и нацистской оккупацией Франции. В его воспоминаниях сохранился образ еврейского мальчика-соседа, носившего звезду Давида на груди, который однажды просто исчез. Только став взрослым, Пьер понял весь ужас произошедшего.
Этот опыт столкновения с жестокостью мира взрослых также отразилось на его творчестве. Комедии с Ришаром никогда не бывают просто поверхностно смешными – в них обычно присутствует серьезный подтекст, а смех становится способом осмысления абсурдности современного мира.
Много лет спустя в своих режиссерских работах Ришар открыто высмеивал военных, священников, торговцев оружием, показывая их деятельность через призму комедии («Я ничего не знаю, но все скажу» 1973 года), а также маркетологов, которые дурят людей посредством рекламы («Несчастье Альфреда» 1971).
Сирано де Бержерак и первое признание
Судьбоносным для Пьера стал случай, когда дед попросил его декламировать стихи перед гостями в образе Сирано де Бержерака. Для мальчика нашли костюм, шпагу, и получилось настоящее представление, которое было встречено бурными овациями. Именно в этот момент двенадцатилетний Пьер впервые почувствовал себя настоящим артистом.
Показательно, что его первым серьезным сценическим образом стал Сирано – персонаж одновременно героический и комический, романтичный и нелепый, красноречивый и глубоко несчастный. Эта двойственность, это сочетание противоположностей станет фирменной особенностью героев Ришара на экране.
Джаз и побег из «золотой клетки»
Еще одним важным элементом формирования личности Ришара стало его увлечение джазом – музыкой свободы, импровизации, музыкой, абсолютно не соответствовавшей строгим правилам его аристократического воспитания. Он тайком от деда коллекционировал пластинки и даже пытался учиться играть на трубе.
Эта тяга к свободе, к нарушению правил, в конечном итоге привела к конфликту с семьей и бегству в Париж. Леопольд мечтал, что внук продолжит семейное дело, но Пьер предпочел искусство – и в этом решительном поступке уже проявился характер будущего актера, способного на неожиданные решения и поступки.
Источник фото обложки: ©Gaumont
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.