joomla

Публицистика может быть интересной!

Понравилось? Расскажите друзьям:

После знакомства с книгами Александра Гриценко «Избранное» и «На всё есть дедлайны!» у меня сложился чёткий портрет автора. Благородный человек, честный и прямой. Вместе со своей командой – Интернациональным Союзом писателей – он, вопреки существующему мнению, что «молодых писателей надо топить как слепых котят. Кто выживет — тот и есть будущий Достоевский», напротив – помогает пробиться таланту. Очень смело и жестко высказывается в сторону именитых режиссеров, драматургов, писателей, указывая как плюсы, так и минусы в их работах. Ему всё равно, что перед ним богатые и влиятельные. Признаётся только настоящий талант. Стрелы его критики бьют точно в цель, заставляя читателя сделать самостоятельные выводы.

Aleksandr_Gricenko

– Александр, честно признаюсь, не думала, что публицистика будет интересной для моего чтения. Однако ваши статьи и интервью, собранные в книге «На все есть дедлайны!», прочла с большим интересом и, как говорят, «на одном дыхании». Написаны доступным языком с приведением интересных фактов из жизни героев, воспоминаний о них близких людей, местами очень забавно. Теперь не понаслышке знаю, каким был Андрей Тарковский и сколько фильмов снял. Кто такой Евгений Шварц, который, как оказалось, служил актером в небольшом любительском театре в моём родном городе Ростове-на-Дону и здесь же женился на девушке, завоевав её сердце «довольно эксцентричной выходкой». Хочется поблагодарить за минутки просвещения, подаренные вашей книгой. И, если позволите, хотелось бы задать несколько вопросов.

– По какому принципу выбирали героев для своей книги?

– Ну, я много о ком писал. Некоторое время я такими очерками и интервью на жизнь зарабатывал. Но взял я, по своему мнению, наиболее удачные вещи. Цель была показать такую близкую, и такую, увы, далекую эпоху нулевых годов.

Na_vsyo_est_dedlainy

– Почему решили написать именно о Тарковском? Откуда такой интерес к судьбе режиссёра? Может быть, потому что вам сродни то, чем он занимался?

– Во-первых, я очень люблю поэзию его отца Арсения Тарковского. Во-вторых, Андрей Тарковский тоже поэт, но в кино. И он далеко ушел от Бергмана, с которым его постоянно сравнивают. Хотя подражать Тарковскому и развивать его находки нельзя. Его путь был вбок, и он все что мог на этом тупичке сделал. Если честно признаться, я влюблен в магию фильмов Тарковского, хоть это и тупик.

– В своей статье, посвященной А. Тарковскому, вы приводите много интересных и достоверных фактов. Например, как Тарковский получил предложение снять первый полнометражный фильм; спиритический сеанс, на котором было предсказано, сколько картин снимет Тарковский, и др. Могли бы вы рассказать, откуда брали материал и как обо всём этом узнали?

– Всё это есть в открытых источниках. Не я первый пишу о Тарковском.

– Как вы относитесь к высказыванию Тарковского: «Человек не создан для счастья, потому что существуют вещи поважнее, чем счастье»? На мой взгляд, каждый человек стремится к счастью, просто у каждого оно своё. Кто-то счастлив оттого, что рядом любимый человек, кому-то достаточно, что есть работа и все родные здоровы, а вокруг царит мир и т.п. Как выглядит счастье в представлении творческого человека, и существуют ли «вещи поважнее»?

– Вот об этом я много думал. Художник склонен обобщать и навязывать свое мнение. Художник – он ведь как апостол своего культа. Я думаю, что это высказывание спорное, но Тарковский, я думаю, говорит, что счастье – это нечто эфемерное, непостоянное, а есть служение искусству, к примеру, или другие цели. Тарковский призывает брать высокие цели, а не гоняться за призраком счастья всю жизнь. А каждый может уже слушать его или нет.

Aleksandr_Gricenko_v_CD

– В статье «Искусство, не требующее рекламы» вы пишете: «На многих драматургов нового театра пиарщикам и чиновникам приходится вешать табличку: «Это убедительно! Это искусство!» – ибо без рекламы не поймут. Как прекрасно, когда есть художник, на которого табличку вешать не нужно. Роза пахнет розой, как ни назови». Могли бы вы назвать имена драматургов, которые, на ваш взгляд, не нуждаются в рекламе?

– Во-первых, любой писатель или драматург в рекламе нуждается. Потому что публика просто так о ком-то не узнает. Во-вторых, есть разрекламированные авторы, которые ничего из себя не представляют, а есть реклама, которая не врёт и соответствует рекламируемому предмету.

– В интервью с Марком Розовским вы задали вопрос: «Наверно, профессиональней и уместней драматургу найти не только себя в театре, но и свой театр, и писать для него?». Скажите, а вы нашли свой театр? И какой он?

– Нет, я пока не нашел.

– Судя по тому, что вы пишете в нескольких жанрах, можно сделать вывод, что любите экспериментировать. Есть ли задумки заняться чем-то новым?

– Я постоянно занимаюсь чем-то новым. Постоянно что-то пишу. Вот скоро в «Эксмо» выйдет роман, который мы писали в соавторстве с Андреем Щербаком-Жуковым и Николаем Калиниченко, так я еще никогда не писал. Но раскрывать тайну не буду. Следите за новинками.

– Как вы считаете, современный театр может конкурировать с современным кинематографом? И что нужно сделать, чтобы у людей появилась привычка регулярно посещать театры?

– Это разные аудитории. Где-то они, конечно, пересекаются. Театр не должен конкурировать, он должен развиваться. Вообще, я вижу, что и в столице, и в регионах залы театральные полные, а драматурги – богатые люди.

– Как часто сами посещаете театр? И что смотрели в последний раз?

– Раз в месяц. В «Гоголь-центре» смотрел постановку по мотивам текстов Хармса.

Aleksandr_Gricenko_pered_vystupleniem

– Как вы относитесь к сетевым дневникам?

– Прекрасно. И сам веду. Считаю, что это важный инструмент для раскрутки автора.

– Настоящим открытием для меня стало имя юной писательницы Марии Свешниковой, а тем более её книги. И после вашего интервью с автором захотелось познакомиться с её «FUCK`ты», «Бимайн. Тариф на безлимитное счастье», «Небо №7». Наверное, так и должно быть, если интервью правильное? А ваше интервью с Марией Свешниковой – это знакомство с личной жизнью писательницы и лишь намек на её творчество. И, как мне показалось, именно такой подход способен вызвать интерес к произведениям. Действительно, если тебе интересен человек – ты хочешь узнать, как и о чём он пишет. Скажите, вы впервые выбираете такую форму общения с автором? Т.е. разговор с писателем по душам, но не о литературе, а о нём, точнее, о ней самой?

– Вообще я так всегда старался делать, и пиар отдел Интернационального Союза писателей этому учу. Правда, это интервью старое. Свешникова уже не так молода, как была. Кажется, у неё уже больше ничего не выходит… Время бежит.

– Очень хочется услышать от вас особенное пожелание для тех, кто пишет и тех, кто читает.

– Пишите, коллеги, писать сложно; читайте, читатели, чтение – это труд. Удачи вам не только в этом. Пусть книжные знания вам помогут в жизни!

с Александром Гриценко беседовала журналист Елена Муханова

 



Портал Субкультура