Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru
Быстро и просто о стихотворных размерах

Если вы как Онегин из романа Пушкина не можете отличить ямб от хорея, Субкультура освежит ваши воспоминания о теории литературы! Быстро, просто и без головной боли.

Сначала дадим определение стихотворного размера. Это способ звуковой организации стиха, ритмическая форма лирики, которая делает её плавной и приятной на слух. Проще говоря, чередование безударных и ударных слогов в стихе.

Как метр состоит из сантиметров, так стихотворный размер состоит из стоп. Стопа же включает в себя несколько слогов: один ударный, остальные — безударные. Количество ударных слогов равняется количеству стоп. На схеме стиха ударный слог обозначается _, а безударный U. Вертикальные полоски | отделяют стопы друг от друга.

По стопам стихотворные размеры делятся на двухсложные (ямб и хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест).

Хорей

Это двухсложный размер стихотворения, в котором ударение падает на первый слог. Литературоведы позаимствовали из греческого языка термин «choreos» — «плясовой». Двух- и трёхстопным хореем чаще всего пишут детские стихи. А серьёзные авторы российской поэзии обычно используют четырёх- и пятистопный хорей (количество стоп равняется четырём или пяти). Четырёхстопный хорей массово выбирали поэты XIX и XX веков.

Пример есть у Александра Пушкина в стихотворении «Зимний вечер»:

«Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя...».

Схема будет выглядеть так: _U | _U | _U | _ U.

Ямб

Александр Пушкин называл этот размер любимым! Классик написал ямбом не менее 30 тысяч произведений. Название тоже пришло из греческого, где «iambos» называли древний музыкальный инструмент. И это определение идеально ложится на ощущения от строк, написанных ямбом: они звучат просто, их легко воспринимать, но при этом на душе становится тепло. Чаще всего наши поэты используют четырёх-, пяти- и шестистопный ямб. Ударение в этом размере падает на второй слог.

«Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог».
А. С. Пушкин, «Евгений Онегин».

Схема теперь такая: U_ | U_ | U_ | U_.

Дактиль

Мы добрались до трёхсложных размеров. С ними будет сложнее, но если вы поняли принцип организации двухсложников, то обязательно разберётесь. Наш первый экспонат — дактиль или «daktylos» (на греческом буквально означает «палец»). Стопа дактиля состоит из трёх слогов, первый из которых — ударный.

Ассоциация с пальцем вам ещё пригодится: первая фаланга длиннее остальных двух. Похожим образом располагаются слоги в дактиле: первый более сильный и долгий, чем остальные два.

С XIX века русские поэты чаще всего использовали трёх- и четырёхстопные дактили. Пример найдём в стихотворении Михаила Лермонтова «Тучи».

«Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную».

Это четырёхстопный дактиль. Схема такая: _UU | _UU | _UU | _UU!

Амфибрахий

Греческое название «amphibrachys» переводится как «краткий с обеих сторон». Действительно, этот стихотворный размер звучит отрывисто и чётко. Ударение в амфибрахии падает на второй слог. Российские поэты чаще всего используют трёх- и четырёхстопный амфибрахий. Или комбинируют их в одном стихотворении.

Примером возьмём стихотворение М. Ю. Лермонтова «Тамара».

«В глубокой теснине Дарьяла,
Где роется Терек во мгле,
Старинная башня стояла,
Чернея на черной скале».

Схема получится такая: U_U | U_U | U_U (трёхстопный амфибрахий).

Анапест

Чаще всего наши авторы используют трёхстопные и четырёхстопные анапесты. Забавно, что греческое название «anapaistos» переводится как «отражённый назад» — обратный дактилю. Ударение в анапесте падает на третий слог. Запомните ассоциацию с греческим переводом и определять станет проще.

Возьмём в пример «Увертюру» Игоря Северянина, написанную четырёхстопным анапестом.

«Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо и остро!
Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!»

Схема: UU_ | UU_ | UU_ | UU_ !

О стихотворных размерах можно говорить долго, вдаваясь в подробности стоп, мужскую и женскую рифму и обращая внимание на термины, которых мы не назвали здесь. Зато теперь вы знаете базу! Можете смело хвастаться перед друзьями и говорить с литературоведами на одном языке.

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика