Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru
Российская эмиграция

Знакомая набережная на Васильевском острове, небо, как обычно, низкое, а Нева мрачно-серая. У реки — стела, скорее, небольшая мраморная плита, которая гласит: «С этой набережной осенью 1922 года отправились в вынужденную эмиграцию выдающиеся деятели отечественной философии, культуры и науки». Именно отсюда более ста лет назад отплыл «Философский пароход», унося на своем борту голоса, идеи и искусство, унося людей, чьи имена спустя годы в России вспоминают безо всякого стыда, с гордостью и сопричастностью. Справедливо ли?

Они уносили Россию «на подошвах ботинок», они искренне любили свою страну, но режим не принял их, и они не приняли режим. Первая волна российской (именно российской, а не русской, ведь страну покидала не только титульная нация) эмиграции связана с революцией, большевистским режимом и гражданской войной. Деятели оппозиционной интеллигенции были вынуждены искать не дом, а пристанище в далёких странах, заглушая в себе боль и тоску и зная, что домой им уже никогда не вернуться. Возможно, им повезло, их не расстреляли и не заключили в лагеря, но трагедия разлуки с Родиной навсегда отпечатана в творчестве российских эмигрантов. Ещё до «Философского парохода», на котором отправлялись в неизвестность 81 человек, из страны уехали Рахманинов, Прокофьев, Эренбург, Набоков, Тэффи, Шаляпин, Цветаева и многие другие.

ro
Н. А. Тэффи и И. А. Бунин в редакции журнала «Иллюстрированная Россия». Фото. 1933.

«Нас Родина не позовёт», — сколько боли и обречённости в этих словах, написанных Мариной Цветаевой. Сложно точно определить границы волн российской эмиграции, но с уверенностью можно сказать одно: Родина часто была холодна к неугодным. Оппозиционеры, буржуи, евреи — все попадали в немилость и находили возможности творить в других странах. Так, знаменитый цикл рассказов Ивана Бунина «Тёмные аллеи», который теперь включён в российскую школьную программу, написан во Франции. «Симфонические танцы», своё величайшее произведение, Сергей Рахманинов создал в США. Многие стихотворения Марины Цветаевой родились в Париже. Вытравленные из России евреи встали у истоков Голливуда и американской киноакадемии: выходец из России Шмуль Гелбфиш, изменив свою фамилию на английский манер — Голдфиш, вместе с братом супруги Джесси Ласки и известным в будущем режиссёром Демиллом создал киностудию «Дж. Ласки Фичер Плэй Ко», затем переименованную в Paramount Pictures, а чуть позже основал компанию Goldwyn Pictures.

Границы второй волны российской эмиграции можно соотнести с хронологическими пределами Второй мировой войны, однако тогда покинули страну преимущественно не представители интеллигенции, а так называемые невозвращенцы. Эти люди попадали в немецкий плен, а потом, опасаясь заключения в лагере на Родине, просто не возвращались в СССР.

Советский Союз на протяжении всего своего существования был категорически ожесточён к инакомыслию. Несогласные или, как их затем стали называть, диссиденты, покидали страну с 1948-го по 1990-е годы, то есть до самого распада СССР. Эта эмиграция была не такой массовой, однако имена многих уехавших остались в истории. Репрессивный аппарат Советского Союза был уже отлично отлажен, границы между своими и чужими, между правильным и неправильным чётко очерчены. И всё же некоторых деятелей искусства, произведения которых сквозили антисоветчиной, не сажали в тюрьмы: в кабинетах сотрудники спецслужб непрозрачно намекали им, что за рубежом им будут рады значительно больше, чем в их родной стране. Так обошлись, к примеру, с Сергеем Довлатовым, поставив перед выбором: «тюрьма или Соединенные Штаты». Только в эмиграции Довлатова стали печатать, а его произведения «Соло на ундервуде», сборники «Компромисс», «Зона», «Заповедник» и «Наши» обрели успех. Сейчас же в Санкт-Петербурге можно увидеть постановки по творчеству писателя, а практически в каждой сувенирной лавке можно найти значок с его изображением.

scale_1200
Сергей Довлатов, 1987 год. Фото Нины Аловерт

Со дня отправления «Философского парохода» в 2022 году исполнилось 100 лет. Печальный, чёрный символизм, удручающая цикличность. В 2022 году Россию покинули многие выдающиеся творческие личности: музыканты, актёры, комики, журналисты.

Сейчас творчество в российской эмиграции совершенно особенное, оно не просто болезненное и печальное, оно деятельное и практичное, яркий пример тому — благотворительные концерты. Кто знает, может, спустя пару десятилетий мы будем цитировать Максима Галкина*, Монеточку*, Noize MC* и покупать в сувенирных лавках значки с их портретами.

d-zzw5fa_oe
Иноагенты Монеточка и Noize MC (Фото DR)

*признаны иностранными агентами в РФ

Фото на обложке: Интерпресс / Дарья Иванова / ТАСС

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Комментарии   

0 #1 Synergy 05.02.2023 01:47
Приятно, что вспомнили философский пароход. Пока Вы - единственные. Однако, не стоит ставить в один ряд Бердяева и Галкина. Это единицы СОВЕРШЕННО разного порядка.

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика