В тяжёлые годы Гражданской войны Владимир Маяковский работал над «Окнами РОСТА» — яркими агитационными плакатами. Поэт не только писал для них тексты, но и часто иллюстрировал. О том, как Маяковский пришёл в редакцию «Окон», как велась работа над ними и какими были плакаты известного автора, узнаете в нашем материале.
«Это — протокольная запись труднейшего трёхлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов.
Это — моя часть огромнейшей агитработы — окон сатиры РОСТА».
«Прошу слова», В. В. Маяковский (1930)
«Окна сатиры РОСТА» (позже слово «сатиры» уйдёт из названия) начали выпускаться Российским телеграфным агентством осенью 1919 года под руководством художника М. М. Черемных. Целью «Окон» была яркая агитация, воздействие на народ по политическим и хозяйственным вопросам. Вывешивались огромные плакаты в витринах пустых магазинов.
Примерно через месяц после выхода первого «Окна» в редакцию «постучался» Маяковский. Поэт вспоминает приход в «Окна»: «Моя работа в РОСТА началась так: я увидел на углу Кузнецкого и Петровки, где теперь Моссельпром, первый вывешенный двухметровый плакат. Немедленно обратился к заву РОСТОЙ, тов. Керженцеву, который свел меня с М. М.Черемных — одним из лучших работников этого дела. Второе окно мы делали вместе».
«Окна» были не первой плакатной работой Маяковского (который, к слову, учился живописи и посещал художественные студии в 1910-х). Во время Первой мировой войны Маяковский писал и рисовал для «Сегодняшнего лубка» военные агитационные транспаранты и открытки.
Лубок-плакат «Эх ты немец, при, да при же, не допрёшь, чтоб сесть в Париже» издательства «Сегодняшний лубок». Автор рисунка и текста: В. Маяковский. 1914 год.
В 1917 году он создал для издательства «Парус» два плаката антимонархического характера, высмеивающие Николая II.
Плакат «Забывчивый Николай» издательства «Парус». Автор рисунка и текста: В. Маяковский. 1917 год.
Все эти лубочные картинки можно считать предтечей к масштабной работе над «Окнами РОСТА».
Первым «Окном» поэта стал плакат, посвящённый Партийной неделе — массовому приёму в партию рабочих и крестьян. Это было напряжённое для страны (и особенно советской власти) время. Гражданская война была в разгаре, Красная армия на южном фронте сдавала позиции, «белые приближались к Москве». Для Советской республики в такой момент агитация была особенно важна. Вывешивались плакаты поначалу только в Москве, но позже начали выставляться в витринах и других городов.
«Окно РОСТА» №5: «1) Рабочий! Глупость беспартийную выкинь...». Автор рисунка и текста: В. Маяковский. 1919 год.
За годы выпуска «Окон РОСТА» (1919-1922) было поднято множество тем: от разгрома белых войск, интервенции и польской войны до разъяснения декретов власти и хозяйственных вопросов — электрификация, экономия воды, профилактика пожаров. Плакаты отзывались на то, что было в тот или иной момент важно стране (или, по крайней мере, партии). Как писал Маяковский, по трудам «Окон» можно было «шаг за шагом, видеть в рисунке, в карикатуре три года нашей революции, нашей обороны». Для поэта «Окна» на несколько лет стали основной и важной работой, сочетающей в себе и поэтическое творчество, и агитработу.
«Маяковский с большой теплотой вспоминает годы работы в "Окнах". Он присоединился к зарождающейся группе инициаторов, а не был его основателем, однако быстро занял лидерскую позицию этакого художественного цензора. Именно от его оценки зависел выход того или иного плаката в свет, большую часть стихов для работ он писал сам», — отмечает искусствовед Юлия Киселёва.
Формат «Окон РОСТА» был выработан не сразу. Поначалу на одной странице плаката могли быть и сразу несколько тематических блоков (текстов и иллюстраций), и даже несвязанные друг с другом рисунки и стихотворения. Однако с 1920 года по инициативе Маяковского принимается строгая композиция: один плакат — одна тема.
«Окно РОСТА» №858: «1) Каждый прогул...». Автор рисунка и текста: В. Маяковский. 1921 год.
Работа над «Окнами» была напряжённой. Делались изображения вручную, «размножались» трафаретами. Художественный коллектив был небольшим (ядро: Черемных, Малютин и Маяковский), некоторые работники трудились вместе с семьями. Маяковскому помогали мама и сёстры. Позже его сестра Людмила вспоминала, как с одного шаблона приходилось делать по 100-150 штук плакатов — и всё за три дня. А сам поэт в случаях особой срочности клал под голову полено вместо подушки, чтобы, «поспав ровно столько, сколько необходимо», проснуться и продолжить трудиться.
Важным принципом текстов «Окон» была лаконичность. Плакаты должны были быть короткими и понятными, чтобы привлекать внимание народа. Как характеризовал тексты «Окон» сам поэт: «…работа, очищавшая наш язык от поэтической шелухи на темах, не допускающих многословия». При этом стихотворения и рисунки были единым целым.
И, безусловно, большинство «Окон» были глубоко сатирическими. Враги Советского государства — белогвардейцы, меньшевики, главы стран Антанты — буквально поднимались на смех. И по проводам этого смеха шла агитация.
У белой армии тоже была своя графическая агитация — плакаты ОСВАГа. Однако по пропагандистской силе они уступали «Окнам РОСТА». Советский критик В. Поклонский приводит слова одного из «деникинских» интеллигентов: «Осважные плакаты <...> казались жалкими рядом с великолепными плакатами большевиков, а ведь в художественной части работали такие имена, как И. Билибин и Е. Лансере».
Плакат «В жертву Интернационалу». Автор: неизвестный художник. Примерно 1918-1919 год.
Не стоит думать, что «Окна РОСТА» — это простая «агитка». «Окна» были полноценной и важной вехой в творчестве Маяковского.
«Ни одну из своих творческих ипостасей Маяковский не принижал. Один из коллег Маяковского будет вспоминать: "Я немного стеснялся этих работ. Мне казалось, что они снижали меня как художника. Когда Владимир Владимирович замечал это, он страшно сердился:
― Позвольте, я заставлю вас подписать фамилию под этой цикорной оберткой. Уверяю вас, что она гораздо ценнее, чем все ваши произведения. Почему я могу подписываться под всеми стихами, которые я делаю для Моссельпрома и т.д., а вы, жрец искусства, считаете унизительным для себя такие работы и не можете снизойти до обслуживания широких масс? Эти обертки не менее, а более ценны, чем те картинки, которые вы пишете для выставок".
На самом деле Маяковский почти не менял своей стихотворной манеры для плакатов. Это по-прежнему тексты полные аналогий, строящиеся на колких и ёмких словах. Его поэзия всегда расходилась на лозунги», — рассказывает Юлия Киселёва.
«Окно РОСТА» №409: «1) Товарищи! Тернист к Коммуне путь...». Автор рисунка и текста: В. Маяковский. 1920 год.
Литературовед Н. В. Михаленко отмечает лексическое разнообразие в текстах поэта для «Окон РОСТА»: сочетание просторечий («Да за дали, да за Краков / Пятить будут стадо раков!») с библеизмами («Товарищи! Тернист к коммуне путь») и устаревшими выражениями («Немцы! Сильно хоша вы, / А не видеть вам Варшавы»); профессиональная терминология времени революции и Гражданской войны («Рабочий, ты читал СНК наказ?»); обращение к частушкам, песням, сказкам, пословицам и поговоркам («Три битых брели генерала, / Был вечер печален и сер. / Все трое, задавшие драла / Из РСФСР»). В текстах «Окон» также много глагольных оборотов, в том числе в повелительной форме — так было легче воздействовать на читателей. Информацию и вдохновение для актуальных лаконичных текстов Маяковский черпал из газет «Правда», «Известия» и «Стенная газета РОСТА».
Можно отметить и некоторые особенности рисунков «Окон». На плакатах появляются «аллегорические образы»: холод и голод, холера и тиф, разруха, мировой капитал на рисунках получают своё лицо.
«Окно ГПП» №183: «Что делать, чтобы не умереть от холеры?». Автор рисунка и текста: В. Маяковский. 1921 год.
Фигуры человека на иллюстрациях Владимира Владимировича имели характерные детали: например, красноармейцы всегда оставались похожими на людей, а вот враги были «часто условны, гипертрофированы или уподоблены животным».
«В одном случае были фигуры, выведенные из пятен: для этого Маяковский обычно брал один цвет. Пролетариат, например, традиционно был красным силуэтом. Такой приём помогает обобщать, а зрителю легче ассоциировать простые беспортретные картинки с собой. А вот буржуи, наоборот, были более конкретными. Например, в их изображении Маяковский использовал несколько цветовых пятен, добавляя цвета мундиров царских времён, создавая карикатуру на "белых".
Конечно, персонажи часто были гротескными, они должны были мгновенно вызывать нужную эмоцию — например, отторжение. Колористика, помимо художественного решения, проистекала ещё и из ограниченного количества красителей», — описывает художественные особенности Юлия Киселёва.
«Окно РОСТА» №132: «1) Оружие Антанты — деньги, белогвардейцев оружие — ложь...». Автор рисунка и текста: В. Маяковский. 1920 год.
Работа над «Окнами» завершилась в 1922 году. Как подытоживает советский литературовед В. Д. Дувакин, Маяковский выдержал испытание политической зрелости и вышел из этой работы «обогащенный новым и плодотворным литературным опытом». Наследие «Окон» поэта довольно внушительно: он написал тексты для 900 плакатов, из которых больше половины проиллюстрировал сам. В наше время коллекция сохранившихся «Окон РОСТА» большей частью хранится в Государственном музее Маяковского в Москве.
Источник фото обложки: nadinmario on Unsplash
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!