Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru

Со школьной скамьи за понятием «фольклор» закрепилась ассоциация с чем-то старинным, будто бы давно ушедшем. Однако фольклор никуда не пропал. Как обстоят дела с народным творчеством сейчас? Каким образом и где его изучают эксперты? И какие новые формы он принял с появлением интернета? Ответы на эти вопросы вы найдёте в нашем материале.

Фольклор в широком смысле слова — это народное творчество во всём его многообразии: музыка и песни, сказки и героический эпос, загадки и анекдоты, пословицы и гадания, молитвы и плачи, всевозможные обряды и ритуалы. Перечислять можно долго. От привычного авторского творчества фольклор отличает коллективность-анонимность (автор фольклора — народ), вариативность (при передаче фольклора каждый привносит что-то своё) и преимущественно устное распространение (но не всегда).

Привычный для нас фольклор — традиционный — связан с патриархальным обществом. Основная форма сбора традиционного фольклора — экспедиции. Исследователи на срок от пары недель до нескольких месяцев уезжают в деревни, где до сих пор отчасти сохраняется старый уклад. Собиратели фольклора беседуют с местными жителями, проводят интервью и записывают ответы. Таким образом выясняются сказы, предания, суеверия, описания святых мест и многое прочее. В ходе экспедиции могут осваиваться технологии традиционных ремёсел — например, методы создания игрушек или способ плетения из травы. Исследователи также изучают обряды: обряды жизненного цикла (рождение, свадьба, погребение) и календарного цикла (праздники — Святки, Масленица, Иван Купала). Фиксируются на диктофон или камеру произведения музыкального фольклора. Подобные экспедиции курируются фольклорными центрами или университетами. Нередко в экспедициях участвуют студенты-филологи, таким образом проводя летнюю практику.

img_6434Photo by Egor Myznik on Unsplash

В разных регионах, у разных этносов и на разных языках бытует народное творчество. Так, в Республике Алтай существует алтайский героический эпос «Кай чёрчёк», исполняемый под инструмент топшуура горловым пением и повествующий о трёх поколениях героев. В Коми сохраняется традиционная техника вычегодской росписи по дереву, отличаемая синим фоном для рисунка, округлыми узорами и чёрным контуром. В ряде областей берегутся традиции русской соколиной охоты. И таких примеров в нашей бескрайней стране множество.

Другой разговор — фольклор нового времени. Урбанизация и научно-технический прогресс (в особенности появление интернета) повлияли на уклад жизни людей — следовательно, и на форму народного творчества. Для обозначения новой формы С. Ю. Неклюдовым было введено понятие «постфольклор». Это третья ступень развития фольклора после архаического (о котором почти ничего неизвестно) и традиционного.

Постфольклор обычно связывают с городом: сплетни, слухи, городские романсы, «сюжеты и образы урбанистической мифологии» (например, бытующие в крупных городах легенды о таинственных заброшенных станциях метро). Однако постфольклор не ограничивается городской средой.

Он часто бывает связан с общностями, субкультурами. Так, блатные песни — часть тюремного фольклора. А в армейском обрядовом фольклоре присутствует обряд «вписки» — первичной инициации — когда старослужащие заставляют срочников-новичков в их первую ночь «мыть и чистить все помещения казармы». Вероятно, более близкий нам пример — жанр «страшилок», рассказываемых, например, в детских лагерях (вспомните про Пиковую даму и прочее).

Знакомые каждому анекдоты про Вовочку в их невероятном разнообразии — это тоже фольклор, как и анекдоты в принципе.

«Учитель спрашивает: "Дети, у кого какие есть домашние животные?" Все тянут руки: "Кошка!", "Собака!", "Ежик!"
Учитель: "А у тебя, Вовочка?"
— "Вши, клопы, тараканы..."».

Наконец, теории заговоров (о чипировании в пандемию или об управлении Землёй пришельцами) — мифология современного общества.

img_6435Photo by Evgeny Nelmin on Unsplash

Особенная часть постфольклора: интернет-фольклор. Тут всё знакомое молодому поколению. Мемы, письма-счастья, картинки с цитатами Конфуция и Стэтхэма — вот народное творчество современности. Они анонимны, легко варьируются (вспомните, как много версий приходится на один шаблон мема) и не имеют конкретной географии.

Интересно заметить, что у подобного творчества есть «предки». У мемов — лубочные картинки. У писем-счастья — буквально такие же письма, которые в своё время рассылались в рукописном варианте. Вот, к примеру, письмо, которое циркулировало в Ровенецком районе Донбасса во времена коллективизации (взято из статьи А. А. Панченко «"Письмо несчастья": политика и фольклор»):

«Я — Господь Бог ваш, и говорю вам: настал момент, когда дьявол запутывает народ в сети свои — в колхозы. Тот, кто не соблазнится колхозами, спасется; всех же колхозников уничтожу в ближайшие дни. А также уничтожу тех, кто не будет носить крестов на груди своей».

Ну и наконец можно упомянуть то, что находится на стыке современности и фольклора: фольклорные мотивы в нынешнем творчестве. Неофолк в музыке (например, «Мельница», «Сруб», Таисия Краснопевцева), отголоски мифологических сюжетов в литературе (взять хотя бы «Оккульттрегера» Алексея Сальникова или «Финист — ясный сокол» Андрея Рубанова), использование сказочных форм в кинематографе и анимационных фильмах (недавно вышедшая короткометражка «Песня Сирин»), вдохновлённые традициями современные бренды одежды — современность пестрит обращением к прошлому.

img_6436Photo by Elizaveta Khankova

Собирание традиционного фольклора, его переосмысление, изучение постфольклора — вот некоторые направления, которые можно выделить в бытовании народного творчества в наше время. А сохраняя фольклор, мы бережём культурное наследие.

Фото на обложке: Nel on Unsplash

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика