Романтизируемая годами сначала в книгах, а теперь и во всевозможных социальных сетях петербургская осень наконец пришла в город на Ниве. Пасмурно, моросит дождь, полы пальто раздувает ветер. В такие дни особенно приятен запах свежесваренного кофе и горячей выпечки. Коих, кстати, в достатке в «Подписных изданиях». Это ли не счастье, скажите вы, спрятаться от непогоды в уютном книжном магазине? Возможно. Ответ на этот вопрос мы предлагаем поискать в новой книге Артура Шопенгауэра, которая оказалась в сентябре на полках книжных благодаря издательству NoAge, «Искусство быть счастливым».
В четверг, 23 сентября, в «Подписных изданиях» прошла презентация книги, которая, казалось бы, навсегда была утеряна в позапрошлом веке. Труд «Искусство быть счастливым» не был закончен Шопенгауэром при жизни. Работу спустя десятилетия собрал во едино Франко Вольпи, дав ей уже известное вам название и подзаголовок к нему «Изложено в пятидесяти правилах жизни». Но какие они эти правила жизни? Работают ли они сейчас? И подходят ли каждому? Или все же счастье человека лишь в его руках?
На эти вопросы, как отметил модератор встречи Игорь Дмитров, поэт, художник, работающий под псевдонимом «Гавриил Рудковский», попытались ответить в ходе настоящей философской дискуссии приглашенные гости.
Одним из первых вступил в монолог преподаватель философии СПбГУПТД Илья Ляшко, который подчеркнул значимость трудов Шопенгауэра для мировой философии. Вместе с экспертом слушателям удалось за несколько минут проследить связь между античной философией, которая можно сказать взрастила Шопенгауэра как мыслителя, и тем, как затем в трудах автора презентуемой книги они трансформировались, став мостом между двумя столпами немецкой (да и мировой) философии — Гегелем и Ницше. Именно этот факт во многом и определяет то, как должно быть прочитано «Искусство быть счастливым».
Эдуард Карякин, один из основателей Института классической философии Этерна, предложил свою концепцию счастья. По его словам, в жизни как таковое счастье обрести нельзя. Да и вывести формулу счастья невозможно, потому как это относительная единица, которую мы определяем для себя сами, зависит она от внешних факторов, к сожалению, зачастую не подвластных нам. Как пример эксперт рассказал историю мужчины, который мечтал о сыне. Став отцом, он обрёл счастье, но ему пришлось пережить и смерть ребёнка, а вместе с ним потерять и счастье.
Никита Сюндюков, преподаватель РХГА и РАНХиГС, основатель паблика «Голодные философы», полагает, что счастье можно обрести в вере. И для него этим путеводителем по жизни стала православная религия. Кроме того, эксперт отметил: Достоевский, что трудно заметить при поверхностном знакомстве с творчеством классика, один из самых позитивных русских авторов, главные герои которого всегда в итоге находят счастье. В произведениях этого писателя персонажам после всех испытаний указывается путь спасения и обретения себя, а значит и счастья.
Своей точкой зрения поделился и Артём Серебряков, писатель, автор книг «Чужой язык» и «Фистула». Философ считает, что счастье — в моменте, его нельзя искусственно сконструировать, оно в случайных вещах. А самое главное и удивительное, что мы не можем предугадать, когда нас охватит это чувство, поэтому нельзя выявить критерии счастья.
Единственное, с чем были согласны гости вечера — счастье индивидуально, путь его обретения у каждого свой, но все же есть вещи, которые дарят это чувство каждому из нас и они универсальны. Но каковы они? Сколько их? Пятьдесят, как определил Шопенгауэр, или каждый определяет это число для себя сам? Ответить на эти вопросы вы сможете, познакомившись с книгой «Искусство быть счастливым». Заказать книгу можно на сайте издательства NoAge.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!