Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите заказать фоторепортаж? Пишите: main@sub-cult.ru
Выставка Степана Терещенко «Лиминальный аттракцион»

Masters Digital Gallery — галерея цифрового искусства, которая продолжает работу многофункциональной платформы Masters Digital. Несмотря на то, что пространство открыло свои двери для жителей и гостей Петербурга не так давно, по словам куратора проекта Анны Заведий, в среднем проходимость выставок составляет от 500 до 1000 человек.

Основной фокус галереи направлен на взаимодействие с молодыми и состоявшимися авторами диджитал-арта. Команда Masters Digital Gallery работает с NFT-работами, реализацией phygital проектов (объединяющих цифровую и физическую вселенные) и создаёт коллаборации с другими галереями современного искусства.

md-foto-1
Куратор Masters Digital Gallery Анна Заведий, художник Степан Терещенко и основатель Masters Digital Gallery Полина Бондарева
на открытии выставки «Лиминальный аттракцион».
Фоторепортаж с открытия, фотограф Михаил Вильчук

Диджитал-арт — это особое направление, которое нельзя игнорировать

— Как вы взаимодействуете с художниками?

— Всегда по-разному. В основном, действует принцип кураторского отбора. Смотрим и обсуждаем работы вместе с Полиной Бондаревой, основательницей галереи. Иногда проекты интересных художников нам показывают коллеги, работающие в сфере искусства.

Диджитал-арт всё же сильно отличается от искусства в традиционном понимании. Как его следует воспринимать человеку, который привык к его классическому виду?

— Да, это важный вопрос. В частности и для меня, поскольку я долгое время работала в Петербургском филиале Пушкинского музея и делала кураторские проекты с классическими медиа: живопись, скульптура, графика. Также я курировала выставки медиаискусства, но диджитал-арт — это особое направление, которое отлично от всего остального. Работая с Masters Digital, мне пришлось поменять все прежние «линейки» и достать новые измерители, по которым я буду ориентироваться. Мне кажется, чтобы понимать диджитал-арт в полной мере, на него нужно, прежде всего, много смотреть, погружаться в паблики, новости из геймдева* и технологий, которые могут обогатить взгляд на диджитал-искусство. Эти вещи стоят рядом и питают друг друга. Те же «лиминальные пространства» Степана Терещенко, работы которого сейчас представлены в стенах нашей галереи — в них первостепенен игровой принцип создания миров. Происходит смена эстетических парадигм, к которым надо присматриваться и привыкнуть.

*GameDev, от английского games development — «разработка игр».

md-foto-2
Куратор Masters Digital Gallery Анна Заведий и художник Степан Терещенко на открытии выставки «Лиминальный аттракцион».
Фоторепортаж с открытия, фотограф: Михаил Вильчук

Степан Терещенко «Лиминальный аттракцион»

Проект про пространство пути, про состояние, в котором мы сейчас находимся: переход в новую цифровую реальность.

Степан Терещенко — молодой российский художник, архитектор. Выпускник Академии архитектуры и искусств и магистратуры «Дизайн архитектурной среды» в СПбГАСУ. С 2021 года Степан создаёт цифровое искусство, противопоставляя его архитектурной практике, исследует понятие лиминальности.

Специфика его работ заключается в создании фантазийного трёхмерного мира, что прослеживается в новом проекте художника.

Лишь за 2022 год Степан Терещенко успел принять участие в 20 выставках! По его словам, он просто смотрит различные опен-коллы (специальные отборочные программы для участия в арт-проектах) и сразу же подаёт заявку.

md-foto-3Художник Степан Терещенко на открытии
собственного проекта «Лиминальный аттракцион»
в галерее Masters Digital Gallery.
Фоторепортаж с открытия, фотограф Михаил Вильчук

Чтобы понять новый выставочный проект Степана, прежде всего, следует обратиться к самому понятию «лиминальных пространств» (liminal spaces). В интернете обычно по этому запросу можно найти картинки пугающих замкнутых помещений: подземных парковок, коридоров и других. Это те пространства, которые мы проходим сквозь, не задерживаясь.

Именно лиминальные пространства, их интернет-эстетика, вдохновили художника на создание нового проекта. Транзит (перемещение) из чего-то функционального в другое функциональное. Здесь нет природы, нет человека. Есть лишь техногенная, архитектурная среда.

md-foto-4
Работы Степана Терещенко «Лиминальный аттракцион. Полёт над бассейнами» и «Лиминальный аттракцион. Ощущение предметности».
Фотограф Александр Погребняк

«Раньше мы даже не знали о том, что такое метавселенная, но буквально в последние годы мы вошли в эти виртуальные пространства. Для меня, на самом деле, это немного тревожное состояние, — рассказывает Степан. — Потому что аватар личности и существование в материальном мире — это разные вещи. Там совершенно другие отношения, там цифровая мода и недвижимость. Всё это очень интересно, это хочется попробовать на себе».

md-foto-5
Работа Степана Терещенко «Водопад».
Фотограф Александр Погребняк

Весь проект художника очень яркий и цветной. Даже стена, на которой расположены работы, бросается в глаза зрителю и тоже является фрагментом выставки: на одной её части расположилась фотопечать, другая окрашена в ярко-рыжий цвет.

Обращая внимания на цифровые произведения автора, зритель может увидеть плитки, примитив и другие фигуративные вещи. Например, есть дождь из «предметностей»: небольших фигур, которые складываются из модульных элементов. Эти же «предметности» в материальном воплощении расположены внизу, на «зоне суши», перед цифровой работой художника. Мы не знаем, откуда они появились и где их предназначение. Это является для всех загадкой.

md-foto-6
Работа Степана Терещенко «Конус».
Фотограф Александр Погребняк

В работах присутствует и достаточное количество изображений конусов иллюстрация примитивной формы без прямой функции. Так, материальный объект Степана «Техно-мать», инсталляция в виде конуса, отсылает нас к образу Палеолитической Венеры богини-матери Земли.

«Как первобытные люди делали статуэтки и поклонялись культу Земли, так же и я сделал идол как материальное воплощение мифического виртуального 3-D конуса. Он стирает границы материального и отражает нас. Его функция будет зависеть именно от наших установок, что мы в это вложим», — рассказывает Степан.

md-foto-7
Работа Степана Терещенко «Техно-мать».
Фотограф Александр Погребняк

Степан Терещенко: «Всё, что здесь представлено, — модель одного мира, которая существует в виртуальном пространстве. Я называю это виртуальной фотографией: запечатлеваю фрагмент цифровой среды».

Все объекты, представленные на выставке, являются частью одного цифрового пространства автора. Разбивая их на несколько зон, художник даёт возможность зрителю посмотреть на помещение с разных сторон и сфокусироваться на отдельных элементах. Автор пытается задержать внимание аудитории. Поэтому выставка носит метафорическое название. «Аттракцион» обращается к английскому attraction, выступая в качестве привлекающего взгляд.

md-foto-8Работа Степана Терещенко «Метарекурсия».
Фотограф Александр Погребняк

Степан Терещенко о работе «Метарекурсия»: «Это некий образ пути. Наше движение, путь, может быть бесконечным. Крайняя его точка находится внутри нашего сознания. В конце нас всегда ждёт финальная цель, которая нас удовлетворяет».

md-foto-9Работа Степана Терещенко «Розовое пространство».
Фотограф Александр Погребняк

Сколько времени ушло на подготовку проекта с его концепции?

— Подготовка к самой выставке совместно с галереей заняла месяц. В целом объекты создавались мной по очереди примерно два года с лишним. Потом я мог к ним возвращаться и находить новую для себя теорию. Например, в 1909 году появился термин «лиминальность» для обозначения переходного этапа обряда инициации в сказках. Сейчас есть термин «лиминальное состояние общества» — это трансформации общественного сознания в эпоху построения информационного общества. Такое пространство пути. Первое, что меня зацепило, — визуальные образы. Если вы посмотрите в интернете картинки по поиску «лиминальные пространства», вы увидите картинки белой плитки, бассейны: пустые или же с водой. Всё это я пропустил через своё видение, символику.

Можно ли научиться понимать современное искусство, в частности диджитал-арт?

— Как-то я встретил такое выражение: «Если ты не понимаешь современное искусство, то что ты понимаешь в жизни?». В какой реальности мы живём, такое и искусство.

А если всё же обращаться за получением знаний к книгам, видео и другим источникам информации?

— С появлением метавселенной сложно ориентироваться в большом потоке информации и понимать где правда, а где нет. Сегодня мы поглощаем знания быстрее и, соответственно, потребляем их больше. Мне кажется, нужно просто соотносить всё с событиями наших дней и следить за трендами. Я, например, пытаюсь следить за новостями технологий наших дней. Даже пытаюсь в своих архивах примерить будущее, как оно будет ощущаться на сознании, виртуальных вещах.

Если говорить о книгах, то на сегодняшний день для меня актуальны философский трактат «Сумма технологии» Ст. Лема (1964) и «Экологический подход к зрительному восприятию» Дж. Гибсона (1988). Это спорная с научной точки зрения литература, которая объясняет многое, что происходит сейчас, в XXI веке.

foto-10
Открытие выставки Степана Терещенко «Лиминальный аттракцион» в Masters Digital Gallery.
Фоторепортаж с открытия, фотограф Михаил Вильчук

Выставка Степана Терещенко «Лиминальный аттракцион» продлится в Masters Digital Gallery до 26 апреля. Затем в галерее откроется следующий проект Марии Данцис — интердисциплинарной художницы и старшего преподавателя кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств СПбГУ.

Если вы хотите выставить свои работы в Masters Digital Gallery, присылайте свои портфолио на e-mail галереи.

«У всех есть возможность стать участниками наших проектов. Например, сейчас мы думаем о групповой выставке, в которую можно включить разные работы. Но именно диджитал-арт, поскольку Masters Digital Gallery именно для цифрового искусства», — комментирует куратор галереи Анна Заведий.

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика