Masters Digital Gallery — галерея цифрового искусства, которая продолжает работу многофункциональной платформы Masters Digital. Несмотря на то, что пространство открыло свои двери для жителей и гостей Петербурга не так давно, по словам куратора проекта Анны Заведий, в среднем проходимость выставок составляет от 500 до 1000 человек.
Основной фокус галереи направлен на взаимодействие с молодыми и состоявшимися авторами диджитал-арта. Команда Masters Digital Gallery работает с NFT-работами, реализацией phygital проектов (объединяющих цифровую и физическую вселенные) и создаёт коллаборации с другими галереями современного искусства.
Куратор Masters Digital Gallery Анна Заведий, художник Степан Терещенко и основатель Masters Digital Gallery Полина Бондарева
на открытии выставки «Лиминальный аттракцион».
Фоторепортаж с открытия, фотограф Михаил Вильчук
Диджитал-арт — это особое направление, которое нельзя игнорировать
— Как вы взаимодействуете с художниками?
— Всегда по-разному. В основном, действует принцип кураторского отбора. Смотрим и обсуждаем работы вместе с Полиной Бондаревой, основательницей галереи. Иногда проекты интересных художников нам показывают коллеги, работающие в сфере искусства.
— Диджитал-арт всё же сильно отличается от искусства в традиционном понимании. Как его следует воспринимать человеку, который привык к его классическому виду?
— Да, это важный вопрос. В частности и для меня, поскольку я долгое время работала в Петербургском филиале Пушкинского музея и делала кураторские проекты с классическими медиа: живопись, скульптура, графика. Также я курировала выставки медиаискусства, но диджитал-арт — это особое направление, которое отлично от всего остального. Работая с Masters Digital, мне пришлось поменять все прежние «линейки» и достать новые измерители, по которым я буду ориентироваться. Мне кажется, чтобы понимать диджитал-арт в полной мере, на него нужно, прежде всего, много смотреть, погружаться в паблики, новости из геймдева* и технологий, которые могут обогатить взгляд на диджитал-искусство. Эти вещи стоят рядом и питают друг друга. Те же «лиминальные пространства» Степана Терещенко, работы которого сейчас представлены в стенах нашей галереи — в них первостепенен игровой принцип создания миров. Происходит смена эстетических парадигм, к которым надо присматриваться и привыкнуть.
*GameDev, от английского games development — «разработка игр».
Куратор Masters Digital Gallery Анна Заведий и художник Степан Терещенко на открытии выставки «Лиминальный аттракцион».
Фоторепортаж с открытия, фотограф: Михаил Вильчук
Степан Терещенко «Лиминальный аттракцион»
Проект про пространство пути, про состояние, в котором мы сейчас находимся: переход в новую цифровую реальность.
Степан Терещенко — молодой российский художник, архитектор. Выпускник Академии архитектуры и искусств и магистратуры «Дизайн архитектурной среды» в СПбГАСУ. С 2021 года Степан создаёт цифровое искусство, противопоставляя его архитектурной практике, исследует понятие лиминальности.
Специфика его работ заключается в создании фантазийного трёхмерного мира, что прослеживается в новом проекте художника.
Лишь за 2022 год Степан Терещенко успел принять участие в 20 выставках! По его словам, он просто смотрит различные опен-коллы (специальные отборочные программы для участия в арт-проектах) и сразу же подаёт заявку.
Художник Степан Терещенко на открытии
собственного проекта «Лиминальный аттракцион»
в галерее Masters Digital Gallery.
Фоторепортаж с открытия, фотограф Михаил Вильчук
Чтобы понять новый выставочный проект Степана, прежде всего, следует обратиться к самому понятию «лиминальных пространств» (liminal spaces). В интернете обычно по этому запросу можно найти картинки пугающих замкнутых помещений: подземных парковок, коридоров и других. Это те пространства, которые мы проходим сквозь, не задерживаясь.
Именно лиминальные пространства, их интернет-эстетика, вдохновили художника на создание нового проекта. Транзит (перемещение) из чего-то функционального в другое функциональное. Здесь нет природы, нет человека. Есть лишь техногенная, архитектурная среда.
Работы Степана Терещенко «Лиминальный аттракцион. Полёт над бассейнами» и «Лиминальный аттракцион. Ощущение предметности».
Фотограф Александр Погребняк
«Раньше мы даже не знали о том, что такое метавселенная, но буквально в последние годы мы вошли в эти виртуальные пространства. Для меня, на самом деле, это немного тревожное состояние, — рассказывает Степан. — Потому что аватар личности и существование в материальном мире — это разные вещи. Там совершенно другие отношения, там цифровая мода и недвижимость. Всё это очень интересно, это хочется попробовать на себе».
Работа Степана Терещенко «Водопад».
Фотограф Александр Погребняк
Весь проект художника очень яркий и цветной. Даже стена, на которой расположены работы, бросается в глаза зрителю и тоже является фрагментом выставки: на одной её части расположилась фотопечать, другая окрашена в ярко-рыжий цвет.
Обращая внимания на цифровые произведения автора, зритель может увидеть плитки, примитив и другие фигуративные вещи. Например, есть дождь из «предметностей»: небольших фигур, которые складываются из модульных элементов. Эти же «предметности» в материальном воплощении расположены внизу, на «зоне суши», перед цифровой работой художника. Мы не знаем, откуда они появились и где их предназначение. Это является для всех загадкой.
Работа Степана Терещенко «Конус».
Фотограф Александр Погребняк
В работах присутствует и достаточное количество изображений конусов — иллюстрация примитивной формы без прямой функции. Так, материальный объект Степана «Техно-мать», инсталляция в виде конуса, отсылает нас к образу Палеолитической Венеры — богини-матери Земли.
«Как первобытные люди делали статуэтки и поклонялись культу Земли, так же и я сделал идол как материальное воплощение мифического виртуального 3-D конуса. Он стирает границы материального и отражает нас. Его функция будет зависеть именно от наших установок, что мы в это вложим», — рассказывает Степан.
Работа Степана Терещенко «Техно-мать».
Фотограф Александр Погребняк
Степан Терещенко: «Всё, что здесь представлено, — модель одного мира, которая существует в виртуальном пространстве. Я называю это виртуальной фотографией: запечатлеваю фрагмент цифровой среды».
Все объекты, представленные на выставке, являются частью одного цифрового пространства автора. Разбивая их на несколько зон, художник даёт возможность зрителю посмотреть на помещение с разных сторон и сфокусироваться на отдельных элементах. Автор пытается задержать внимание аудитории. Поэтому выставка носит метафорическое название. «Аттракцион» обращается к английскому attraction, выступая в качестве привлекающего взгляд.
Работа Степана Терещенко «Метарекурсия».
Фотограф Александр Погребняк
Степан Терещенко о работе «Метарекурсия»: «Это некий образ пути. Наше движение, путь, может быть бесконечным. Крайняя его точка находится внутри нашего сознания. В конце нас всегда ждёт финальная цель, которая нас удовлетворяет».
Работа Степана Терещенко «Розовое пространство».
Фотограф Александр Погребняк
— Сколько времени ушло на подготовку проекта с его концепции?
— Подготовка к самой выставке совместно с галереей заняла месяц. В целом объекты создавались мной по очереди примерно два года с лишним. Потом я мог к ним возвращаться и находить новую для себя теорию. Например, в 1909 году появился термин «лиминальность» для обозначения переходного этапа обряда инициации в сказках. Сейчас есть термин «лиминальное состояние общества» — это трансформации общественного сознания в эпоху построения информационного общества. Такое пространство пути. Первое, что меня зацепило, — визуальные образы. Если вы посмотрите в интернете картинки по поиску «лиминальные пространства», вы увидите картинки белой плитки, бассейны: пустые или же с водой. Всё это я пропустил через своё видение, символику.
— Можно ли научиться понимать современное искусство, в частности диджитал-арт?
— Как-то я встретил такое выражение: «Если ты не понимаешь современное искусство, то что ты понимаешь в жизни?». В какой реальности мы живём, такое и искусство.
— А если всё же обращаться за получением знаний к книгам, видео и другим источникам информации?
— С появлением метавселенной сложно ориентироваться в большом потоке информации и понимать где правда, а где нет. Сегодня мы поглощаем знания быстрее и, соответственно, потребляем их больше. Мне кажется, нужно просто соотносить всё с событиями наших дней и следить за трендами. Я, например, пытаюсь следить за новостями технологий наших дней. Даже пытаюсь в своих архивах примерить будущее, как оно будет ощущаться на сознании, виртуальных вещах.
Если говорить о книгах, то на сегодняшний день для меня актуальны философский трактат «Сумма технологии» Ст. Лема (1964) и «Экологический подход к зрительному восприятию» Дж. Гибсона (1988). Это спорная с научной точки зрения литература, которая объясняет многое, что происходит сейчас, в XXI веке.
Открытие выставки Степана Терещенко «Лиминальный аттракцион» в Masters Digital Gallery.
Фоторепортаж с открытия, фотограф Михаил Вильчук
Выставка Степана Терещенко «Лиминальный аттракцион» продлится в Masters Digital Gallery до 26 апреля. Затем в галерее откроется следующий проект Марии Данцис — интердисциплинарной художницы и старшего преподавателя кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств СПбГУ.
Если вы хотите выставить свои работы в Masters Digital Gallery, присылайте свои портфолио на e-mail галереи.
«У всех есть возможность стать участниками наших проектов. Например, сейчас мы думаем о групповой выставке, в которую можно включить разные работы. Но именно диджитал-арт, поскольку Masters Digital Gallery именно для цифрового искусства», — комментирует куратор галереи Анна Заведий.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!